- Образовательные: познакомить со структурными элементами деловой
беседы, познакомить с функциями делового стиля, с лингвистическими и
экстралингвистическими (краткость, логичность, аргументированность)
особенностями деловой коммуникации, дать понятие этикета делового общения.
- Воспитательные: создать предпосылки для самообразования, для
целостного восприятия окружающего мира, воспитывать языковую культуру
личности, помочь осознать учащимся, что усвоенные правила проведения деловых
бесед способствуют принятию определенных решений в различных жизненных
ситуациях.
- Развивающие: формировать потребность получения и использования
полученных знаний в новых условиях, в повседневной практической
деятельности, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать
общеучебные, интеллектуальные, информационные умения и навыки.
Ход урока
Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо
разговаривают.
В.О.Ключевский |
I. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом.
Целеполагание.
Любой человек, владеющий русским литературным языком, варьирует свою речь в
зависимости от того, где, с кем, когда и о чем он говорит. Речь делового
человека – это прежде всего культурная речь, т.е. всегда нормированная. Сегодня
мы будем говорить об особенностях делового общения.
Что такое, по-вашему, деловое общение? Отличается ли оно от общения
дружеского? Каковы цели делового общения? Каковы формы делового общения?
Обозначьте, пожалуйста, цели и задачи нашего занятия.
– Учиться соблюдать нормы и правила делового общения, знать структурные
элементы деловой беседы, учиться вести деловую беседу.
II. Усвоение теоретической части.
1. Формы делового общения: устная форма делового общения, письменная форма
делового общения.
2. Виды устного делового общения: деловая беседа, разговор по телефону,
деловые переговоры.
3. Принцип построения беседы: сознательная настройка на уровень собеседника,
простота, логичность, нормативность языка, рациональная организация беседы.
4. Структурные элементы беседы:
а) подготовительный этап (как будет начат разговор, какие могут быть
заданы вопросы;
б) начало беседы (указание цели, установление контакта с собеседником);
в) информирование собеседника («Кто правильно задает вопросы, тот получает
правильный ответ»)
г) аргументирование;
д) заключительная часть беседы;
е) принятие решения.
III. Практическая часть.
1. Деловая игра. Работа в группах и в парах.
Любой человек, владеющий русским литературным языком, варьирует свою речь в
зависимости от того, где, с кем, когда и о чем он говорит. Речь делового
человека – это прежде всего культурная речь, т.е. всегда нормированная. Вы,
будущие предприниматели, инструкторы, бухгалтеры, инженеры,
директора, авторы научных работ, профессора, политики, помните об этом и не
допускайте грамматических и других ошибок в своей речи. Берегите наш язык в
любой речевой ситуации!
Вспомним правила групповой работы:
- слушать, не перебивая;
- демонстрировать понимание роли другого;
- четко сформулировать предмет обсуждения;
- выяснить, что вас разъединяет;
- попытаться совместно найти решение.
Работа первой группы.
Какие диалоги могут состояться в следующих ситуациях:
а) в технической библиотеке, в библиотеке иностранной литературы, в
справочном отделе об интересующих вас журналах, книгах;
б) по телефону, данному в объявлении о курсах иностранного языка,
скорочтения;
в) по телефону справочной службы выставочного комплекса о дне закрытия
выставки;
г) в личной беседе с секретарем приемной комиссии о возможности подачи
аппеляции.
Работа второй группы.
– Часто случается, что, прежде чем идти куда-то в официальное учреждение,
надо договориться о месте, времени и других условиях встречи.
Как спросить у собеседника о согласии или возможности принять вас?
Восстановите реплики диалогов.
1. – ...?
– Да, приходите в пятницу в 12 часов дня, бригадир электриков будет на месте.
2. – ?
– Председатель приемной комиссии по русскому языку и литературе освободится
во второй половине дня.
3. – ?
– К сожалению, эта неделя у меня будет занята.
4.– ?
– Преподаватель Михайлова в отпуске. Ее не будет до 24 августа.
Работа 3 группы.
Как сказать собеседнику о своем согласии, несогласии или отказе?
Ответьте согласием на просьбы.
– Необходимо принести медицинскую справку о состоянии здоровья.
– Статья должна быть написана ко вторнику.
– Не могли бы вы передать эти письма вашему учителю истории?
– Не смогли бы вы передать эти книги Сидоровой Ане. Она забыла их здесь еще
на прошлой неделе.
2. Рефлексия.
3. Работа в парах.
Как обратиться к официальному лицу?
При желании получить какую-либо информацию принято использовать следующие
выражения:
- я хочу,
- хотел бы
- мне хотелось бы (необходимо, нужно)
- получить информацию, сведения о ...
- услышать о ... узнать о ...
- получить информацию, сведения о ... услышать о ... узнать о ...
Скажите, как вы обратитесь:
- к секретарю приемной комиссии института, в который собираетесь
поступать, с просьбой перечислить документы, необходимые для допуска к
экзаменам;
- к водителю автобуса с просьбой продать абонементную книжку;
- к водителю троллейбуса с вопросом, когда будет остановка
«Александровский сад»;
- к начальнику паспортного стола с просьбой рассказать, что необходимо для
получения паспорта;
- к работнику мастерской с просьбой выполнить заказ срочно;
- к смотрителю Политехнического музея с просьбой показать зал новых
изобретений;
- к преподавателю курсов с вопросом, какие книги требуются для занятий;
- к работнику отдела кадров с вопросом, какие документы нужны для
поступления на работу;
- к директору автошколы с вопросом, с какого времени (возраста) можно
обучаться в данной школе.
– Ответьте отказом на следующие просьбы, предложения.
Объясните причину отказа.
Используйте выражения: если вы не возражаете ...; не могу ли я зайти ...;
позвольте прийти ...; разрешите позвонить ...; не согласитесь ли вы принять меня
...
При согласии можно использовать следующие выражения: спасибо; не
сомневайтесь', не беспокойтесъ; обязательно сделаю; обязательно принесу; не
возражаю; я не против этого.
При несогласии используются слова: к сожалению, я не могу; к несчастью, я не
смогу; я должен отказаться; вынужден вам отказать, мне жаль, но меня не
устраивает; мне ник не подходит.
В условиях делового общения при отказе жeлательно указать его причину, для
этого используют следующие предлоги, союзы и союзные слова: из-за, так как;
поскольку; потому что; из-за того что ввиду того что; вследствие того что; в
связи с тем что.
– Останьтесь после занятий, мне необходимо с вами
поговорить.
– На это вам потребуется всего два часа.
– Вы не можете уделить мне 15 минут?
– Мне было бы интересно поговорить с вами, ведь вы уже три года занимаетесь
делопроизводством в школе.
– Иногда бывает, что необходимо уточнить сообщенную вам информацию.
Как построить уточняющее предложение?
Задайте уточняющие вопросы, учитывая условия общения.
Следует использовать следующие выражения: разрешите уточнить; если я не
ошибаюсь; если я вас правильно понял(а); я хотел(а) бы уточнить…
В середине вашего разговора с секретарем приемной комиссии института
нарушилась связь, вы не сумели расслышать, какие документы необходимы для
допуска к экзаменам.
Вы устраиваетесь на работу. В здании учреждения идет ремонт, и вы не знаете,
где располагается отдел кадров. Постучитесь в первую дверь и задайте уточняющие
вопросы.
4.Рефлексия.
IV. Итоги занятия.
Деловое общение – это общение в служебной и производственной сфере. Оно
предполагает соблюдение этикетных норм, клишированность, точность, лаконизм
изложения.
Цель делового общения – организация деятельности.
Особенность деловой речи – строгая регламентированность и формализованность.
V. Домашнее задание.
1. Работа над лексическим значением слов. Обогащение словарного запаса.
Какие из перечисленных качеств помогают найти работу, а какие, напротив,
повышают риск лишиться работы?
Энергичность –
Самоуверенность –
Смелость –
Лживость –
скромность –
сила воли –
ум –
жадность –
фантазия –
хитрость – |
пассивность
совестливость
готовность к риску
грубость
предприимчивость
лень
образованность
зависть
льстивость
уступчивость |
2. Ситуация: на биржу труда обратились два человека. В анкете одного
значилось: 23 года, работал шофером 3 года, образование 9 классов, хотел бы
работать в коммерческом банке, должность не имеет значения, зарплата – не менее
десяти тысяч.
В анкете другого значилось: возраст 40 лет, закончил финансовый техникум,
хотел бы работать в коммерческом банке в должности операциониста.
Каковы, на ваш взгляд, шансы обоих претендентов получить работу в
коммерческом банке? Письменно аргументируйте ваш выбор. |