Тип урока – повторительно-обобщающий.
Общие цели урока:
1) развитие навыков грамматического мышления и пунктуационной грамотности;
2) формирование умения осознанно пользоваться приёмами анализа языковых фактов.
Цель для учащихся: как работают знаки препинания, как они помогают передавать смысл речи?
ХОД УРОКА
1. Беседа с классом.
- Знаки препинания… Зачем они?
Вот так об этом судят герои рассказа А.П. Чехова «Мыслитель».
Читает подготовленный ученик со слов
«Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних
знаков препинания!» кончая словами»Для форсу выдумали… Пыль в глаза
пущать…»
- Мудрование, умопомрачение, а не наука. Так ли? Знаки препинания… Зачем они?
Слушаем ответы учащихся.
- А как сам Чехов считает?
Читаем на карточке: «Знаки препинания служат нотами при чтении» (Чехов А.П.)
2. Проверка домашнего задания (см. стр. 89 Панов Б.Т.)
- Проверим, как вы расставили эти ноты, знаки препинания, в домашнем задании.
Предложение заранее записано на доске. Вызванный ученик расставляет пунктуационные знаки и читает с соответствующей интонацией.
1) Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
2) Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
3) Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
3. Решение лингвистических задач на карточках в группах (стр. 73 Львова С.И.)
- Знаки препинания помогают более полно и
точно выразить смысл письменной речи. Устраните смысловую путаницу,
расставив знаки препинания.
№ 1. Расставить знаки препинания тремя способами, чтобы село три человека, два и один.
Сзади сел Виктор наш командир и автоматчик.
№ 2. Что было между берёзами: поляна или колокольчики? Расставить запятые двумя способами.
На поляне между берёзами синели колокольчики.
№ 3. Почему она выполняла? Как она выполняла?
Она выполняла так как её просили.
№ 4. Кто оскалил зубы: барыня или Муму?
Муму прижалась к стенке когда подошла барыня и оскалила зубы.
№ 5. Что уходило за горы: столбы или гром? Расставить знаки двумя способами.
Вертелись по дорогам столбы уходя за гору погромыхивал гром.
№ 6. Что покрашено: парта или тетрадь?
Дима бросил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.
Предложения – на доске. Один ученик из группы
Отчитывается у доски.
4. – Если знак пропущен или поставлен
неправильно, это может привести к серьёзным искажениям смысла. Ведь от
правильного написания и понимания текста (от текста государственного
закона до текста частного письма) зависит очень многое: работа
учреждений, отношения между людьми, их поведение, настроение, здоровье, а
иногда и жизнь.
Несколько историй о последствиях таких искажений (см. стр. 140-142 Львова С.И.)
1) Помиловать нельзя, казнить. Помиловать, нельзя казнить.
2) Поставить статую, золотую пику держащую.
Поставить статую золотую, пику держащую.
3) Кавалеры: Валуев, образцовый молодой
человек, Дантес–кавалергард, Голицын-артиллерист. Кавалеры: Валуев,
образцовый молодой человек Дантес-кавалергард, Голицын-артиллерист.
4) И другие истории.
ВЫВОДЫ: В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла (Шапиро Абрам Борисович 1890-1966).
5. Устраните недоразумение, найдите и исправьте пунктуационные ошибки.
(См. стр. 85 Панов Б.Т.) Работа выполняется в парах на карточках.
1) Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
2) Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
3) На улице было много народу: автомобилей и грузовиков.
4) Окна, вероятно, открыты потому, что слышался громкий хохот, радостные крики.
5) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
6) Девушка перевела через улицу старушку, которая её об этом попросила и побежала в библиотеку.
6. Итоги урока.
Интонация и пунктуация – это как бы две
сестры, дочери одного и того же отца, - смысла речи (Абакумов Сергей
Иванович 1890-1949)
7. Домашнее задание – упражнение учебника. |