Пятница, 19.04.2024, 13:54


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок русского языка в 9 классе "Интонация, пунктуация и смысл"

Тип урока – повторительно-обобщающий.

Общие цели урока:

1) развитие навыков грамматического мышления и пунктуационной грамотности;

2) формирование умения осознанно пользоваться приёмами анализа языковых фактов.

Цель для учащихся: как работают знаки препинания, как они помогают передавать смысл речи?

 ХОД УРОКА

 

1. Беседа с классом.

- Знаки препинания… Зачем они?

Вот так об этом судят герои рассказа А.П. Чехова «Мыслитель».

Читает подготовленный ученик со слов «Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания!» кончая словами»Для форсу выдумали… Пыль в глаза пущать…»

- Мудрование, умопомрачение, а не наука. Так ли? Знаки препинания… Зачем они?

Слушаем ответы учащихся.

- А как сам Чехов считает?

Читаем на карточке: «Знаки препинания служат нотами при чтении» (Чехов А.П.)

 

2. Проверка домашнего задания (см. стр. 89 Панов Б.Т.)

- Проверим, как вы расставили эти ноты, знаки препинания, в домашнем задании.

Предложение заранее записано на доске. Вызванный ученик расставляет пунктуационные знаки и читает с соответствующей интонацией.

1) Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

2) Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

3) Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

 

3. Решение лингвистических задач на карточках в группах (стр. 73 Львова С.И.)

- Знаки препинания помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. Устраните смысловую путаницу, расставив знаки препинания.

№ 1. Расставить знаки препинания тремя способами, чтобы село три человека, два и один.

Сзади сел Виктор наш командир и автоматчик.

№ 2. Что было между берёзами: поляна или колокольчики? Расставить запятые двумя способами.

На поляне между берёзами синели колокольчики.

№ 3. Почему она выполняла? Как она выполняла?

Она выполняла так как её просили.

№ 4. Кто оскалил зубы: барыня или Муму?

Муму прижалась к стенке когда подошла барыня и оскалила зубы.

№ 5. Что уходило за горы: столбы или гром? Расставить знаки двумя способами.

Вертелись по дорогам столбы  уходя за гору погромыхивал гром.

№ 6. Что покрашено: парта или тетрадь?

Дима бросил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.

Предложения – на доске. Один ученик из группы

Отчитывается у доски.

 

4.  – Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьёзным искажениям смысла. Ведь от правильного написания и понимания текста (от текста государственного закона до текста частного письма) зависит очень многое: работа учреждений, отношения между людьми, их поведение, настроение, здоровье, а иногда и жизнь.

Несколько историй о последствиях таких искажений (см. стр. 140-142 Львова С.И.)

1) Помиловать нельзя, казнить. Помиловать, нельзя казнить.

2) Поставить статую, золотую пику держащую.

Поставить статую золотую, пику держащую.

3) Кавалеры: Валуев, образцовый молодой человек, Дантес–кавалергард, Голицын-артиллерист. Кавалеры: Валуев, образцовый молодой человек Дантес-кавалергард, Голицын-артиллерист.

4) И другие истории.

ВЫВОДЫ: В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла (Шапиро Абрам Борисович 1890-1966).

 

5. Устраните недоразумение, найдите и исправьте пунктуационные ошибки.

(См. стр. 85 Панов Б.Т.)  Работа выполняется в парах  на карточках.

1) Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

2) Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

3) На улице было много народу: автомобилей и грузовиков.

4) Окна, вероятно, открыты потому, что слышался громкий хохот, радостные крики.

5) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

6) Девушка перевела через улицу старушку, которая её об этом попросила и побежала в библиотеку.

 

6. Итоги урока.

Интонация и пунктуация – это как бы две сестры, дочери одного и того же отца, - смысла речи (Абакумов Сергей Иванович 1890-1949)

 

7. Домашнее задание – упражнение учебника.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (24.06.2013)
Просмотров: 3378 | Теги: методические наработки учител, новаторский урок, конспект урока русского языка, русский язык в школе, учителю русского языка, готовые конспекты уроков | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0