Цели урока:
Учиться анализировать текст по его основным принципам.
Повторить синтаксический и морфологический разборы.
Разобраться в языке, стиле, художественных приемах, использованных автором при раскрытии темы и основной мысли текста.
На доске записан текст.
Однажды в парке.
Выдался морозный, но солнечный день. Взяли ребята лыжи и санки,
прихватив с собой метлу, угольки, дырявую кастрюлю и красную морковку.
Одни ребята катались на санках и лыжах, другие играли в снежки,
остальные лепили снежную бабу. Лица ребят раскраснелись, им было весело
и радостно, так как баба вышла смешная.
Хорошо повеселились и поиграли ребята в удивительном зимнем парке.
Учащиеся по схеме «Основные признаки текста» доказывают, что перед ними текст:
Отрывок употреблен в узком значении: видим совокупность предложений,
связанных по смыслу и грамматически, получаем информацию
художественного характера.
Текст состоит из 3-х частей:
1 часть – зачин – 1-й абзац, в котором заключена основная мысль текста
2 часть – средняя часть, состоит из 2-х микротем:
- 1 микротема – «Сборы детей» (2 абзац, 1 предложение)
- 2 микротема – «Игры детей» (2 абзац, 2 и 3 предложения)
3 часть – концовка (3 абзац)
III. Текст завершен, видим законченное синтаксическое единство.
В названии «Однажды в парке» заключена тема текста, по структуре:
наречие +существительное в предложном падеже, которое требует
продолжения события, есть динамика, движение. Тип текста –
повествование. Где глаголы-сказуемые обозначают действие: взяли,
катались, играли, лепили.
IV. Текст связный и целостный, есть тематическое единство:
А) Тематические слова – ключевые слова. Которые раскрывают тему и основную мысль.
Б) Синонимы: морозный – зимний; весело – хорошо – радостно; ребята –
другие – остальные; играли – катались – лепили; солнечный –
удивительный.
В) Антонимы: морозный – солнечный.
Г) Однокоренные слова: снежки – снежная, играли – поиграли, весело – повеселились.
Д) Лексико-семантические группы слов: существительных, глаголов, наречий.
V. Связь предложений в тексте цепная:
А) Имеется лексический повтор слов: ребята – 4 раза, лыжи, санки, баба – 2 раза
Б) Родо-видовые связи слов-глаголов: преобладают глаголы совершенного
вида, что придает действию стремительность, динамичность, а глаголы с
приставками и суффиксами придают тексту особую выразительность,
мажорный, веселый характер.
В середине текста, где показывается игра детей, употреблены в
основном глаголы несовершенного вида. Автор использует такой прием,
чтобы показать неторопливые действия героев, которые хотят. Чтобы их
игра длилась как можно дольше.
VI. Текст относится к художественному стилю (по «Стилистике»
Л.П.Васильевой доказывают принадлежность текста художественному стилю,
находят художественные средства и приемы):
Автор использует прием инверсии – обратный порядок слов в 1, 2 и последнем предложениях для придания речи выразительности.
Богат русский язык еще тем, что многие слова многозначны (полисемичны).
Обратим внимание на слова метла и угольки, которые употреблены
автором в начальном (первом) значении, т.к. метла, метелка – сорное
растение в виде метелки, а угольки – уголь (каменный, древесный).
Слово раскраснелись – лица детей покрылись румянцем, стали красными – красивыми. Детям весело, радостно, они счастливы.
По словарю Ожегова учащиеся выявили, что слова выдался (выдаться),
вышли (выйти), прихватив (прихватить) многозначны и употреблены автором
не в первом своем значении.
Ученики еще раз читают текст и делают вывод, что перед ними текст.
VI. Нахождение ключевых слов в тексте. Что мы чувствуем? Веселое
настроение, хочется оказаться на месте этих детей. Придумайте
позитивные слова к вашим чувствам: жизнь, счастье, тепло, солнце,
красота, добро, любовь, радость, детство.
VI. Составить небольшой текст о наступлении весны. |