Понедельник, 07.10.2024, 17:21


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок русского языка в 9 классе. Комплексный анализ текста «Однажды в парке»

Цели урока:

Учиться анализировать текст по его основным принципам.

Повторить синтаксический и морфологический разборы.

Разобраться в языке, стиле, художественных приемах, использованных автором при раскрытии темы и основной мысли текста.

На доске записан текст.

Однажды в парке.

Выдался морозный, но солнечный день. Взяли ребята лыжи и санки, прихватив с собой метлу, угольки, дырявую кастрюлю и красную морковку. Одни ребята катались на санках и лыжах, другие играли в снежки, остальные лепили снежную бабу. Лица ребят раскраснелись, им было весело и радостно, так как баба вышла смешная.

Хорошо повеселились и поиграли ребята в удивительном зимнем парке.

Учащиеся по схеме «Основные признаки текста» доказывают, что перед ними текст:

Отрывок употреблен в узком значении: видим совокупность предложений, связанных по смыслу и грамматически, получаем информацию художественного характера.

Текст состоит из 3-х частей:

1 часть – зачин – 1-й абзац, в котором заключена основная мысль текста

2 часть – средняя часть, состоит из 2-х микротем:

  • 1 микротема – «Сборы детей» (2 абзац, 1 предложение)
  • 2 микротема – «Игры детей» (2 абзац, 2 и 3 предложения)

3 часть – концовка (3 абзац)

III. Текст завершен, видим законченное синтаксическое единство.

В названии «Однажды в парке» заключена тема текста, по структуре: наречие +существительное в предложном падеже, которое требует продолжения события, есть динамика, движение. Тип текста – повествование. Где глаголы-сказуемые обозначают действие: взяли, катались, играли, лепили.

IV. Текст связный и целостный, есть тематическое единство:

А) Тематические слова – ключевые слова. Которые раскрывают тему и основную мысль.

Б) Синонимы: морозный – зимний; весело – хорошо – радостно; ребята – другие – остальные; играли – катались – лепили; солнечный – удивительный.

В) Антонимы: морозный – солнечный.

Г) Однокоренные слова: снежки – снежная, играли – поиграли, весело – повеселились.

Д) Лексико-семантические группы слов: существительных, глаголов, наречий.

V. Связь предложений в тексте цепная:

А) Имеется лексический повтор слов: ребята – 4 раза, лыжи, санки, баба – 2 раза

Б) Родо-видовые связи слов-глаголов: преобладают глаголы совершенного вида, что придает действию стремительность, динамичность, а глаголы с приставками и суффиксами придают тексту особую выразительность, мажорный, веселый характер.

В середине текста, где показывается игра детей, употреблены в основном глаголы несовершенного вида. Автор использует такой прием, чтобы показать неторопливые действия героев, которые хотят. Чтобы их игра длилась как можно дольше.

VI. Текст относится к художественному стилю (по «Стилистике» Л.П.Васильевой доказывают принадлежность текста художественному стилю, находят художественные средства и приемы):

Автор использует прием инверсии – обратный порядок слов в 1, 2 и последнем предложениях для придания речи выразительности.

Богат русский язык еще тем, что многие слова многозначны (полисемичны).

Обратим внимание на слова метла и угольки, которые употреблены автором в начальном (первом) значении, т.к. метла, метелка – сорное растение в виде метелки, а угольки – уголь (каменный, древесный).

Слово раскраснелись – лица детей покрылись румянцем, стали красными – красивыми. Детям весело, радостно, они счастливы.

По словарю Ожегова учащиеся выявили, что слова выдался (выдаться), вышли (выйти), прихватив (прихватить) многозначны и употреблены автором не в первом своем значении.

Ученики еще раз читают текст и делают вывод, что перед ними текст.

VI. Нахождение ключевых слов в тексте. Что мы чувствуем? Веселое настроение, хочется оказаться на месте этих детей. Придумайте позитивные слова к вашим чувствам: жизнь, счастье, тепло, солнце, красота, добро, любовь, радость, детство.

VI. Составить небольшой текст о наступлении весны.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (14.09.2013)
Просмотров: 2376 | Теги: методические наработки учител, новаторский урок, конспект урока русского языка, учителю русского языка, русский язык в школе, готовые конспекты уроков | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0