Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний по теме « Имя числительное»
Вид урока: урок-путешествие
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
- закрепить умение отличать числительное от других частей речи с числовым значением;
- закрепить умение правильно писать и употреблять падежные формы числительных
Развивающие :
- развитие положительной мотивации к учебной деятельности;
- развивать речь учащихся, мышление, память
Воспитательные:
- воспитание способности к сотрудничеству;
- воспитание патриотизма, гордости за свою страну;
- формирование самостоятельности
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тест.
Ход урока.
I.Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите,
какой сегодня солнечный день. В такие дни улучшается настроение,
повышается работоспособность. Хочется сделать как можно больше. Вот и
сегодня на уроке нам предстоит много работать. Мы должны закрепить
знания, полученные при изучении темы « Имя числительное».
Начнем с проблемного задания « Найди числительное!»
1) Пять, пятёрка, пятиэтажный;
2) Третий, тройка, трёхметровый;
3) Семеро, семилитровый, семёрка
4) Шестиклассник, одна шестая, шестёрка
Ответ: пять, третий, семеро, одна шестая.
- Определим, какой частью речи являются остальные слова. (Имена существительные и прилагательные.)
- Молодцы, ребята. Скажите, а для чего нам нужны имена числительные? Где они нам могут пригодиться?
- Сегодня на уроке мы с вами совершим
путешествие: побываем в Москве - столице нашей Родины. Но прежде чем
отправиться в путешествие, нам нужно вспомнить, что мы знаем об имени
числительном.
II. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
- Что такое имя числительное?
- На какие вопросы отвечает имя числительное?
- Какие бывают имена числительные? Приведите примеры.
- Расскажите о разрядах имен числительных.
- Молодцы, ребята, хорошо усвоили теорию! Теперь садимся в воображаемый автобус и отправляемся в путь.
III. Работа у доски и в тетрадях.
Послушайте рассказ экскурсовода об историческом прошлом Москвы ( рассказывает ученик).
Первое упоминание о Москве встречается в « Повести временных лет ».
«В лето 6655(1147) отправился Юрий
воевать в Новгородские земли. Святослав же воевал в Смоленской
волости. И прислал Юрий к Святославу и так сказал: « Приди ко мне, брат,
в Москов».
В 1156 году суздальский князь Юрий
Долгорукий укрепил город. За 864 года наша столица значительно
изменилась. Сейчас её территория свыше 900 квадратных километров. Около
40% всей её площади ( около 35 тысяч гектаров) занимают 11 лесных
массивов, около 100 парков и бульваров, более 700 скверов.
- Выпишите из этого текста числительные, заменив цифры словами.
- Вот и первая остановка. Мы прибыли в самый центр Москвы на Красную площадь.
Здесь мы проведём синтаксическую пятиминутку, выполним разбор предложения.
IV. Синтаксическая пятиминутка.
Длина Красной площади составляет триста тридцать метров.
-Какое здесь есть числительное? К какому разряду оно относится?
-Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Поехали дальше.
Сейчас наш автобус едет по городу со
скоростью 40-50 км/ч, чтобы мы смогли всё разглядеть. Максимальная
скорость в городе 60 км/ч. На трассе автобус идёт со скоростью 70 км/ч и
даже 80км/ч.
- Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я вам сейчас прочитала?
( Склонение числительных от 50 до 80).
- Какова особенность склонения количественных числительных от 50-80 и от 200-900?
V. Просклоняйте письменно :
1ряд-60
2ряд-400
3ряд-700
- Едем дальше. Пока мы в пути, давайте вспомним, какие вы знаете фразеологизмы ,где используются числительные.
В один голос.
Пятое колесо в телеге.
В двух словах.
За семь вёрст киселя хлебать.
За один присест.
Всыпать по первое число.
- Молодцы, хорошо знаете фразеологизмы!
-Ребята, мы подъезжаем к Кремлю. ( Рассказ ученика-экскурсовода)
Московский Кремль богат архитектурными
памятниками. Среди них - Успенский собор, построенный в 1479 году, и
Благовещенский собор, возведенный в 1489 году. Каждый из них хранит
много памятников живописи. В Кремле посетители знакомятся с памятниками
литейного искусства. Это - царь-пушка, отлитая русским литейным
мастером Андреем Чеховым в 1586 году. Её вес-40 тонн, длина-5 метров.
Назначение пушки - защита Кремля от нашествия татар на Москву в конце
XVI века.
VI. Выполните морфологический разбор числительного 40. Какова особенность склонения этого числительного? ( Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)
- Отправляемся дальше. Пока мы едем, выполним следующее задание.
VII. Образуйте сначала сложные имена существительные, потом прилагательные, заменяя цифры словами.
100лет, 1000лет, 30лет, 5этажей, 4угла.
(Столетие-столетний,
тысячелетие-тысячелетний, тридцатилетие - тридцатилетний,
пятиэтажка-пятиэтажный, четырёхугольник- четырёхугольный.)
- Молодцы, хорошо справились с заданием. А вот и следующая остановка. Мы подъехали к Останкинской телебашне. (Рассказывает ученик-экскурсовод.)
Останкинская башня была построена в 1967
году. Высота башни - 540 м 74см. Её масса с фундаментом-55тысяч тонн.
Сохранять равновесие и вертикаль башне помогают 150 стальных канатов.
Объём помещений башни- 70 тысяч кубических метров, а их площадь
приблизительно равна 15 тысячам квадратным метрам. Главная смотровая
площадка располагается на высоте 337 метров. Каждое утро к башне
устремляются работники теле- и радиоканалов, так как там находится
телестудия.
- Определите падеж количественных числительных. Укажите морфемный состав числительного СЕМЬДЕСЯТ.
VIII.Игра « Я диктор»
- А теперь, ребята, представьте, что вы
работаете дикторами в телестудии «Останкино». Диктор, выступающий перед
публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый
текст. Ваша задача - прочитать правильно текст.
Спасская башня.
Высота Спасской башни-71 метр. У неё
было 10 этажей (ярусов). На ней находятся главные часы России-куранты.
Диаметр часов равен 6,12м, а длина минутной стрелки-3,28 метра. Высота
цифр на часах-72см. На Спасской башне 10 колоколов. Вес часов-25 тонн. У
часов 3 гири весом от 160 до 224 кг каждая. Маятник курантов весит 32
кг.
- Замечательно. Назовите дробные числительные, которые есть в этом тексте.
- А кто знает пословицы о Москве?
Москва не сразу строилась.
Москва-матушка.
Москва - всем городам мать.
Москва слезам не верит.
Москва - большая деревня.
IX. Наше путешествие подходит к концу. Сейчас мы выполним небольшой тест для проверки знаний.
Тест
1. Имя числительное - часть речи, которая обозначает:
а) количество предметов;
б) качество предметов;
в) признак предметов
2.Имена числительные бывают:
а) качественные и беспорядочные;
б) количественные и порядковые;
в) суммарные и результативные.
3. Имена числительные, обозначающие целые числа:
а) не изменяются по падежам;
б) изменяются по падежам.
4.У составного количественного числительного, обозначающего целое число,склоняются:
а) все слова, из которых оно состоит;
б) не все слова, из которых оно состоит.
5. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются (найдите неверное утверждение):
а) по падежам;
б) числам;
в) временам;
г) родам.
6.Выберите варианты ответов с количественными числительными:
а) седьмой ученик; б) трое друзей; в) три дома; г) двадцать пять страниц; г) четырнадцать.
7.Какие существительные могут употребляться с числительным четверо:
а) друзья, б) машины; в) котята; г) женщины; д) дети?
8.В каких из числительных в середине пишется ь:
а) 60, б) 16, в) 700; г) 18; д) 800?
X. Рефлексия.
XI. Итог урока:
- Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Выполнили мы её?
Пригодятся ли вам знания, полученные при изучении этой темы, и где?
XII. Домашнее задание: составить 5-7 предложений о Москве, используя числительные. |