Суббота, 20.04.2024, 00:28


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное»

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний по теме « Имя числительное»

Вид урока: урок-путешествие

 

Цели урока:

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся  по данной теме;

- закрепить умение отличать числительное от других частей речи  с числовым значением;

- закрепить умение правильно писать и употреблять падежные формы числительных

Развивающие :

- развитие положительной мотивации к учебной деятельности;

- развивать речь учащихся, мышление, память

Воспитательные:

- воспитание способности к сотрудничеству;

- воспитание патриотизма, гордости за свою страну;

- формирование самостоятельности

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, тест.

 

Ход урока.

 

I.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята!  Посмотрите, какой сегодня солнечный день. В такие дни улучшается настроение, повышается работоспособность. Хочется сделать как можно больше. Вот и сегодня на уроке нам предстоит много работать. Мы должны закрепить знания, полученные при изучении темы « Имя числительное».

Начнем с проблемного задания « Найди числительное!»

1)       Пять, пятёрка, пятиэтажный;

2)      Третий, тройка, трёхметровый;

3)      Семеро, семилитровый, семёрка

4)      Шестиклассник, одна шестая, шестёрка

Ответ: пять, третий, семеро, одна шестая.

 

- Определим, какой частью речи являются остальные слова. (Имена существительные и прилагательные.)

- Молодцы, ребята. Скажите, а для чего нам нужны имена числительные? Где они нам могут пригодиться?

- Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие: побываем  в Москве - столице нашей Родины. Но прежде чем отправиться в путешествие, нам нужно вспомнить, что мы знаем об имени числительном.

 

II. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

- Что такое имя числительное?

- На какие вопросы отвечает имя числительное?

- Какие бывают имена числительные? Приведите примеры.

- Расскажите о разрядах имен числительных.

- Молодцы, ребята, хорошо усвоили теорию! Теперь садимся в воображаемый автобус и отправляемся в путь.

 

III. Работа у доски и в тетрадях.

Послушайте рассказ экскурсовода  об историческом прошлом Москвы ( рассказывает ученик).

Первое упоминание о Москве встречается в « Повести временных лет ».

«В лето 6655(1147) отправился Юрий воевать в Новгородские земли. Святослав  же воевал в Смоленской  волости. И прислал Юрий к Святославу и так сказал: « Приди ко мне, брат, в Москов».

В 1156 году суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил город.  За 864 года  наша столица значительно изменилась. Сейчас её территория свыше 900 квадратных километров. Около 40% всей её площади ( около 35 тысяч гектаров) занимают 11 лесных массивов, около 100 парков и бульваров, более 700 скверов.

- Выпишите из этого текста числительные, заменив цифры словами.

- Вот и первая остановка. Мы прибыли в самый центр Москвы на Красную площадь.

Здесь мы проведём синтаксическую пятиминутку, выполним разбор предложения.

 

IV. Синтаксическая пятиминутка.

Длина Красной площади составляет триста тридцать метров.

-Какое здесь есть числительное? К какому разряду оно относится?

-Молодцы, ребята! Хорошо  справились с заданием. Поехали дальше.

Сейчас наш автобус едет по городу  со скоростью 40-50 км/ч, чтобы мы смогли всё разглядеть. Максимальная скорость  в городе 60 км/ч. На трассе автобус идёт со скоростью 70 км/ч и даже 80км/ч.

- Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я вам сейчас прочитала?

( Склонение числительных от 50 до 80).

- Какова особенность склонения количественных числительных от 50-80 и от 200-900?

 

V. Просклоняйте письменно :

1ряд-60

2ряд-400

3ряд-700

- Едем дальше. Пока мы в пути, давайте вспомним, какие вы знаете фразеологизмы ,где используются числительные.

В один голос.

Пятое колесо в телеге.

В двух словах.

За семь вёрст киселя хлебать.

За один присест.

Всыпать по первое число.

- Молодцы, хорошо знаете фразеологизмы!

-Ребята, мы подъезжаем к Кремлю. ( Рассказ ученика-экскурсовода)

Московский  Кремль богат архитектурными памятниками. Среди них - Успенский собор, построенный  в 1479 году, и Благовещенский собор, возведенный  в 1489 году. Каждый из них хранит много памятников живописи. В Кремле  посетители знакомятся с памятниками литейного искусства. Это - царь-пушка, отлитая  русским литейным мастером Андреем Чеховым в 1586 году. Её вес-40 тонн, длина-5 метров. Назначение пушки - защита Кремля от нашествия татар на Москву в конце XVI века.

 

VI. Выполните морфологический  разбор  числительного 40. Какова особенность склонения этого числительного? ( Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях)

- Отправляемся дальше. Пока мы едем, выполним следующее задание.

 

VII. Образуйте сначала сложные имена существительные, потом прилагательные, заменяя цифры словами.

100лет, 1000лет, 30лет, 5этажей, 4угла.

(Столетие-столетний, тысячелетие-тысячелетний, тридцатилетие - тридцатилетний, пятиэтажка-пятиэтажный, четырёхугольник- четырёхугольный.)

- Молодцы, хорошо справились с заданием. А вот и следующая остановка. Мы подъехали к Останкинской телебашне. (Рассказывает ученик-экскурсовод.)

Останкинская башня была построена в 1967 году. Высота башни - 540 м 74см. Её масса с фундаментом-55тысяч тонн. Сохранять равновесие и вертикаль башне помогают 150 стальных канатов. Объём помещений  башни- 70 тысяч кубических метров, а их площадь приблизительно равна 15 тысячам квадратным метрам. Главная смотровая площадка располагается на высоте 337 метров. Каждое утро к башне устремляются работники теле- и радиоканалов, так как там находится телестудия.

- Определите падеж количественных числительных. Укажите морфемный состав  числительного  СЕМЬДЕСЯТ.

 

VIII.Игра « Я диктор»

- А теперь, ребята,  представьте, что вы работаете дикторами в телестудии «Останкино». Диктор, выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. Ваша задача - прочитать правильно текст.

Спасская башня.

Высота Спасской башни-71 метр. У неё было 10 этажей (ярусов). На ней находятся главные часы России-куранты. Диаметр часов равен 6,12м, а длина минутной стрелки-3,28 метра. Высота цифр на часах-72см. На Спасской башне 10 колоколов. Вес часов-25 тонн. У часов 3 гири весом от 160 до 224 кг каждая. Маятник курантов весит 32 кг.

- Замечательно. Назовите дробные числительные, которые есть в этом тексте.

- А кто знает пословицы о Москве?

Москва не сразу строилась.

Москва-матушка.

Москва - всем городам мать.

Москва слезам не верит.

Москва - большая деревня.

 

IX. Наше путешествие подходит к концу. Сейчас мы выполним небольшой тест для проверки знаний.

Тест

1. Имя числительное - часть речи, которая обозначает:

а) количество предметов;

б) качество предметов;

в) признак предметов

2.Имена числительные бывают:

а) качественные и беспорядочные;

б) количественные и порядковые;

в) суммарные и результативные.

3. Имена числительные, обозначающие целые числа:

а) не изменяются по падежам;

б) изменяются по падежам.

4.У составного количественного числительного, обозначающего целое число,склоняются:

а) все слова, из которых оно состоит;

б) не все слова, из которых оно состоит.

5. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются (найдите неверное утверждение):

а) по падежам;

б) числам;

в) временам;

г) родам.

6.Выберите варианты ответов с количественными числительными:

а) седьмой ученик;  б) трое друзей;  в) три дома;  г) двадцать пять страниц;  г) четырнадцать.

7.Какие существительные могут употребляться с числительным четверо:

а) друзья, б) машины;  в) котята;  г) женщины;  д) дети?

8.В каких из числительных в середине пишется ь:

а) 60,   б) 16,  в) 700;  г) 18;  д) 800?

 

X. Рефлексия.

 

XI. Итог урока:

- Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Выполнили мы её?

Пригодятся ли вам знания, полученные при изучении этой темы, и где?

 

XII. Домашнее задание: составить 5-7 предложений о Москве, используя числительные.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (24.06.2013)
Просмотров: 7553 | Теги: методические наработки учител, новаторский урок, конспект урока русского языка, русский язык в школе, учителю русского языка, готовые конспекты уроков | Рейтинг: 4.5/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0