Тип урока: комбинированный (систематизация
изученного и контроль качества знаний).
Форма: интегрированный урок с применением
компьютерной программы по русскому языку
"Фраза”.
Метод: исследовательский, решение нетиповых
ситуаций.
Цели урока:
Обучающие:
- обучение составлению алгоритма выбора гласной
в корнях с чередованием;
- отработка навыка применения данного алгоритма
с использованием современных технологий;
- проверка качества усвоения учащимися данной
орфограммы.
Развивающие:
- создать мотивационную основу для восприятия
учебного материала;
- развитие связной речи учащихся, мышления.
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, уважения к
собеседнику и учителям;
- воспитание интереса к русскому языку и
информатике.
Учебные:
- обобщить и расширить знания;
- проверить усвоение материала при использовании
компьютерной программы "Фраза”;
- формировать практические навыки при выполнении
работы с использованием компьютера.
Оборудование:
- схемы алгоритмов;
- раздаточный материал;
- компьютерная программа "Фраза”;
- лист контроля качества знаний.
Ход урока
Учитель литературы.
I. Вступительное слово
Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы
попробуем соединить, казалось бы, несоединимые
предметы: русский язык и информатику. В конце
урока вы увидите, что даже у таких разных
предметов есть общие черты.
II.
1. Определение задачи урока.
- Напомните, какой темой мы занимались на
предыдущих уроках? (правописание чередующихся
гласных в корне слова)
- Сегодня наша задача – восстановить
последовательность применения правила
правописания корней - гор - (-гар -), -кос - (-кас -).
Помогут в этом листы-схемы.
2. Восстановление алгоритма (фронтальная
беседа).
- Возьмем лист с чередованием - гор - (-гар -) и
восстановим последовательность применения
данного правила. (Коллективное заполнение схемы:
ученики на отдельных листах, а учитель – на
демонстрационном формате).
1 лист-схема: 3. Закрепление применения алгоритма (работа с
раздаточным материалом, 6 карточек).
Применить данную схему на практике. (Ученики по
одному объясняют правописание слов по схеме)
4. Самостоятельное восстановление алгоритма
(заполнение схемы с чередованием – кос - (-кас-).
А теперь попробуем самостоятельно
восстановить последовательность действий
применения правила правописания корней – кос -
(-кас-) (самостоятельное восстановление
алгоритма).
2 лист-схема: 5. Проверка (устно).
6. Закрепление алгоритма.
(Работа с раздаточным материалом). Используя
карточки, применить составленную схему на
практике.
7. Закрепление изученного материала с
компьютерной поддержкой.
Учитель информатики.
Вопросы классу:
- Что такое алгоритм? Алгоритм – строго
определенная последовательность действий,
направленная на решение поставленной задачи с
обязательным достижением цели.
- Какие виды алгоритмов вы знаете?Линейный
алгоритм, разветвляющийся алгоритм, циклический
алгоритм.
- Кого называют исполнителем алгоритма? Исполнитель
алгоритма – это тот, кто выполняет алгоритм.
- Какие способы записи алгоритмов вам известны?
- cловесный (естественный язык),
- графический (блок-схемы),
- алгоритмический (язык программирования).
8. Контроль качества (работа с программой
"Фраза”).
Чтобы узнать результаты усвоения темы,
обратимся к компьютерной программе по русскому
языку "Фраза”.
Этапы решения поставленной задачи:
- Запустить программу "Фраза”.
- Открыть папку 6 класс.
- Выбрать тему "Чередование гласных в корне
слова”.
- Выбрать вариант
а) № 257 -гор - (-гар-)
б) № 260 -кос - (-кас-) - Выполнить работу и получить оценку (оценки
вносятся в лист контроля).
III. Подведение итогов
- Что узнали?
- Чему научились?
№ |
Ф. И. ученика |
№256 |
№260 |
Общая оценка |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
| |