Цели:
- знать особенности жанра эссе;
- уметь проводить анализ текста; видеть
композиционные и художественные возможности
жанра эссе на примере текста К.Г. Паустовского;
вдохновиться поэзией поэта-земляка о временах
года, попробовать свои силы в написании эссе;
- проявлять интерес к жанру эссе, его
выразительным возможностям, любовь к родному
краю, способность высказываться в
эссеистическом жанре.
Тип: комбинированный.
Вид: интегрированный.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный
(составление схем, ассоциативных рядов),
аналитический, практический, проблемный,
самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Оформление: слайд-фильм, музыка Чайковского
"Времена года”, выставка книг К.Г. Паустовского
и В.Г. Бояринова.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап.
1. Настрой
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный
урок. Мы надеемся, что вам он понравится.
2. Целеполагание.
Познакомьтесь с целями нашего урока, а теперь
соответственно поставьте цели перед собой: что
вы будете делать на уроке, какова ваша цель
пребывания на нем.
Эпиграф:
…Язык есть не только говор, речь, язык
есть образ всего внутреннего человека:
его ума, того, что называется сердцем, он
выразитель воспитания,
всех сил, умственных и нравственных.
А.Н.Островский
II. Познавательно-обобщающий этап.
Вступительное слово.
Ребята, сегодня мы познакомимся с очень
интересным жанром – эссе, его композиционными и
художественными возможностями жанра на примере
текста К.Г.Паустовского, попробуем свои силы в
этом жанре. В ходе урока мы будем опираться на уже
известные вам литературоведческие понятия,
которые нам необходимо вспомнить, восстановить в
памяти.
- Какие стили речи вы знаете?
Стили речи:
- Вспомните типы речи.
Типы речи:
- Можете ли вы назвать малые жанры прозаической
речи?
Малые жанры прозаической речи:
- В каких жанрах наиболее ярко выражено
субъективное начало? (Очерк, эссе)
2. Мы с вами сегодня остановимся на эссе. Что же
означает само слово эссе? Что это за жанр?
Эссе (с французского – "попытка, проба”) –
прозаическое произведение небольшого объема и
свободной композиции, выражающее индивидуальные
впечатления и соображения по конкретному поводу
или вопросу и заведомо не претендующее на
определенную или исчерпывающую трактовку
предмета. Как правило, эссе предполагает новое,
субъективно окрашенное слово о чем-либо…
Эссеистический стиль отличается образностью и
установкой на разговорную интонацию и лексику.
Эссе может быть посвящено философским и
историческим проблемам, критическим и
литературоведческим вопросам,
автобиографическим фактам и многому другому. В
зависимости от этого выделяют его разновидности:
беллетристические, литературно-критические,
исторические, философские и другие.
("Литературный энциклопедический словарь”, 1987)
Для эссе главное не воспроизведение факта, а
отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций.
Перед вами слово осень, какие ассоциации оно у
вас вызывает?
Осень:
- журавли улетают
- осенняя печаль
- грусть
- золотая
- дожди
- унылая
- слякоть
- школа и т. д.
3. А вот у К.Г. Паустовского осень
"предательская”. Почему? Давайте прочтем его
эссе, которое так и называется "Предательская
осень” (тексты распечатаны и лежат на столах у
детей).
Учитель читает текст Паустовского
"Предательская осень” (Вместо предисловия)
4. Вопросы и задания для анализа текста:
Каково настроение писателя в начале
повествования?
Какие мысли, чувства, переживания связаны с
приходом осени? Изменилось ли внутреннее
состояние автора?
Какие картины осени рисует автор? Какой тип
речи здесь преобладает?
Уходит ли чувство печали у автора? Какой
синоним можно подобрать к слову печаль?
Почему не приходит так необходимое
вдохновение? (обратимся к названию)
Что такое предисловие? (Предисловие – это
предварительные разъяснения и замечания автора.
Оно должно быть четкое, логичное,
последовательное)
Найдите повторяемые речевые конструкции и
проанализируйте их. ("И я опять не написал ни
строчки”, И я, конечно, не написал ни строчки”,
"Такою осенью я, конечно, ничего не написал”.)
Какова роль союза И, слова конечно и
определения "такою осенью”? Почему не
приходит вдохновение? Он не мог писать вообще или
именно предисловие?
Какую роль играют абзацы? (Красная строка и тире
выполняют функцию эстетическую: они придают
тексту некоторую пространственную свободу, дают
нам ощутить, как свободно чувствует себя автор на
природе, замедляется ритм текста, автор
созерцает, как плавно течет жизнь природы, не
суетно, сравнивая с "асфальтовой Москвой”)
К какому жанру обратился писатель? (Эссе, так
как главным осталось внутреннее состояние
автора, его мироощущение, а не события)
Так почему он назвал эссе "Предательская
осень”? (Осень предательская, потому что она не
принесла ожидаемого вдохновения, но отвлекла от
обыденного и внесла в жизнь художника такую
необходимую паузу. Он погрузился в раздумья,
созерцание прекрасного мира природы. И эта
заворожившая художника красота потребовала
иного жанра – эссе, где возник поток ассоциаций,
раздумий, впечатлений автора, потому что "такою
осенью” требовался иной жанр, нежели строгое и
логичное по стилю и построению предисловие.
Главным осталось внутреннее состояние автора,
возникшее в нем миропонимание и мироощущение)
Можем ли мы теперь сформулировать основную
мысль текста? (Автор передает ощущение хрупкости
человеческой жизни, её мимолетности перед
вечной, непреходящей красотой природы.)
Типичные приемы для эссе: сравнения, параллели,
метафорические образы, возможности синтаксиса,
рефрена (повторов) (поиск таких примеров у
Паустовского: "тысячи маленьких пауков
покрывали всю землю, как сказочные ткачи, своей
пряжей”, "Сириус сверкал в глухой воде озер, как
синий алмаз”. "Однажды ночью я проснулся от
горького винного запаха, - он проникал вместе с
ночным ветром через открытое окно. Раньше этого
запаха я не замечал. Это было первое дыхание
настоящей осени, - она уже шелестела до горизонта
дождем палой листвы” (образные картины). "Я
видел созвездие Дельфина и туманные огни, что
носят название Волосы Вероники, и огненную черту
Персея. Сатурн подымался над безмолвием сосновых
боров в осенние сумерки, когда на востоке ясно
видна пепельная тень от Северного полушария
Земли. Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где
уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные
по осени сенокосные дороги” (синтаксис,
многосоюзие. "Каждая осень может быть последней
в жизни” - рефрен).
Выводы: язык автора образный и
выразительный. Текст включает элементы
предисловия, очерка. В нем соединились разные
типы речи, но преобладает описание. Эссе
объединило возможности разных жанровых систем и
форм речи. Свобода накладывает на пишущего
ответственность: интересная мысль автора должна
найти словесное выражение.
5. А вот как о временах года говорит наш
поэт-земляк, выпускник нашей школы Бояринов В.Г.
(композиция в сопровождении слайд - фильма с
фотографиями нашего края по временам года,
музыка Чайковского "Времена года”)
6. Самостоятельная работа учащихся
О каком времени года вы бы создали свою
зарисовку? Почему?
(Творческая работа: написание эссе)
III. Рефлексия.
1. Задание на дом: закончить работу над эссе.
2. а) Что нового вы узнали сегодня на уроках?
б) Вам интересно было работать?
в) О чем еще хотелось бы узнать?
3. Итоги урока.
- На этом наш урок окончен. Спасибо за работу, до
свидания. |