Воскресенье, 11.12.2016, 01:23

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок русского языка "О СКВЕРНОСЛОВИИ"

Важнейший способ узнать человека… – прислушаться к тому,
как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение
и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает.
Д.С. Лихачев

Цели.

  1. Исследовать вопрос о том, что представляет собой сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке);
  2. Развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения;
  3. Воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к собеседнику и к самому себе.

План урока

  1. Вступление (Легенда о языке древнего баснописца Эзопа).
  2. Сквернословие как языковое явление.
  3. Дискуссия "можно ли употреблять нецензурные выражения?”.
  4. Из истории русского сквернословия.
  5. Отношение русских писателей к сквернословию.
  6. Как избавиться от сквернословия?
  7. Заключительное слово
  8. Рефлексия

Оборудование: стихотворение Асадова "О скверном и святом”, стихотворение Лысова "Дикарь”, стихотворение "Слово”, аудиозапись фрагмента кинофильма "Бумер”, презентация, социальная реклама, буклет.

Тип урока: урок-исследование. До урока учащимся предлагается определиться с точкой зрения по вопросу, можно ли употреблять нецензурные выражения?

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Начать наше занятие мне хотелось с одной легенды о языке. (Пересказ учащимся легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе)

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: "Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!  При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и гостям.

На другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп объяснил: "Ты велел мне купить самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают  и разочаровывают друг друга, ссорятся, лицемерят, вызывают войны. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?”

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слушать этот ответ Эзопа.

Назовите ключевые фразы. (Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете). Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

Вывод: Данная легенда свидетельствует о том, что наш "великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

Согласны ли вы с суждениями Эзопа? Докажите, что он прав.

2.  Сквернословие как языковое явление.

Что общего между тем, что сказал Эзоп и высказываниями, которые записаны на слайде?

Л.Н.Толстой писал: "Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей”.

 В. Шефнер писал: "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести”.

Вывод: Язык в нашей жизни играет огромную роль как средство общения. Поэтому мы должны следить за своей речью, думать, какое впечатление она производит на собеседника и к каким последствиям может привести.

Словарь понятий.

  • Скверна (устар. и книжн.) – это нечто гнусное, мерзкое, порочное.
  • Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами.
  • Ругательство означает "грубое, бранное выражение”,
  • Ругаться – Произносить грубые, бранные слова. 2. Поносить друг друга бранными словами, ссориться. 3. Издеваться, заниматься надругательством, т.е. ругательство имеет направленность чаще всего  на ближнего.
  • Скабрёзный - неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный.

Предлагается выполнить следующее задание (для каждой группы):

– Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории "святых” (записать их в порядке уменьшения значимости); во 2–10 слов из разряда "скверных” (затем учащиеся оглашают списки слов).

– Почему вы спокойно перечисляли слова 1 группы и "стушевались”, называя слова другой группы? (Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, ребята часто употребляют такую "сниженную” лексику, в т.ч. и нецензурную).

Звучит аудиозапись фрагмента кинофильма "Бумер” (жаргонная речь "новых русских”).

Подобную речь мы часто слышим из уст героев современных телесериалов, исполнителей популярной музыки. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова "Дикарь”, мы встречаем повсеместно. (Подготовленное выразительное чтение стихотворения учеником).

Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст, –
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого "шаг-матиста”.
Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.
Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.
Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!
Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный "мате-матик”.


– Как вы относитесь к тому, что "язык подонков и блатарей” грозит стать нормой.

3. Дискуссия на тему: "Можно ли употреблять нецензурные выражения?”

Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:

  • Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуры.
  • Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять.
  • Сквернословить нельзя, т.к. это великий грех.

Выступление аналитиков:

  • Исследования учёных по данной проблеме.
  • Исследование мнений учащихся (результаты анкетирования).

Анкета "Сквернословие в моей жизни”

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?3. Как часто ты произносишь эти слова?
4. В каких ситуациях это происходит?
5. Как ты думаешь, плохо это или нет?
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?  
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? 
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

Спасибо за откровенность! 

4. Из истории сквернословия

Чтобы понять и осмыслить сущность сквернословия как языкового явления, нам нужно обратиться к его истории, этимологии, исследованиям, которые есть в этой области.

Чтение учащимся и анализ стихотворения Э. Асадова "О скверном и святом”.

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово "мат” идёт от слова "мать”,
Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.

В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как оксюморон – сочетание лексически не сочетаемых слов.

– Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: "самое святое”, "сквернейшее”? ("Мать” – "мат”)

– Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.)

– Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей)

– На каких исторических фактах оно базируется?

(Сообщение учащегося)

Мат – явление древнее, присущее всем народам, проживающим на Земле. Как же мат попал на Русь? Есть две версии этого события. Одни считают, что матерщина – это пережиток язычества. До принятия христианства, наши предки исповедовали язычество, покланялись неживой природе. Мат был частью многих языческих заклинаний и обрядов. С помощью матерщины русские – язычники отпугивали бесов и прочую нечистую силу.  Другие считаю, что мат на Русь занесли татаро-монголы. После нашествия Батыя русские научились тому мату, который мы слышим сегодня.

Царь Алексей Михайлович Романов пытался активно бороться со сквернословием, он подчеркивал недопустимость ругани на свадьбах и других   праздниках и обрядах, где оставались языческие корни.  Считалось, что нецензурная брань навлекает бедствия, несчастья и болезни. При первых царях династии Романовых за сквернословие били розгами.  Считалось, что выругавшийся человек оскорбляет  Божью Матерь, родную мать человека и саму Землю.

 Матерный язык в массовости был присущ   рабочим и крестьянам, которые естественно были необразованны. В 1917 году пролетариат пришел к власти.  Многие из тех, кто не мог выражать свои мысли нормальными словами попал во власть. Любил крепкое словцо и Ленин. Сталин тоже матом не брезговал, и именно при нем мат получил большое распространение. Мат стал официальным языком тюрьмы, понятным всем её обитателям.  Во время "оттепели” стали появляться все новые и новые матерные частушки. 

После наведения демократического порядка, мат полностью вышел из подполья и набрал значительную популярность в обыденной жизни. Сегодня на прилавках магазинов без труда можно купить различные словари сквернословия, сборники матерных частушек и прочую ересь.

5. Отношение русских писателей к сквернословию.

(Сообщение учащегося)

А.С. Пушкин очень сожалел по поводу цензорских купюр в "Борисе Годунове”: "Все это прекрасно; одного жаль - в "Борисе” моем выпущены народные сцены, да матерщина французская и отечественная; <...>” (Письмо П. А. Вяземскому 2 января 1831 г.). А.С. Пушкин умело и со вкусом использовал русский мат в своих произведениях.

Не чурался "крепких” слов и Н.А. Некрасов. А. Ф. Кони вспоминал: "За обедом, где из женщин присутствовала она (Фекла Анисимовна - жена Некрасова - Г.К.) одна, Некрасов, передававший какое-нибудь охотничье приключение или эпизод из деревенской жизни, прерывал свой рассказ и говорил ей ласково: "Зина, выйди, пожалуйста, я должен скверное слово сказать”, - и она, мягко улыбнувшись, уходила на несколько минут” (Кони 1989: 203).

И.А. Бунин, когда ему было присвоено звание почетного академика, "в благодарность решил поднести Академии "словарь матерных слов” и очень хвастал этим словарем в присутствии своей жены” (Чуковский 1991: 463). Для создания этого словаря "вывез он из деревни мальчишку, чтобы помогал ему собирать матерные слова и непристойные песни” (Там же: 464).

Отвергая мнение А. Б. Гольденвейзера, что Л.Н. Толстой никогда не употреблял матерщины, И.А. Бунин писал: "... употреблял и даже очень свободно - так же, как все его сыновья и даже дочери, так же вообще, как все деревенские люди, употребляющие их чаще всего по привычке, не придавая им никакого значения и веса” (Бунин 1967: 92).

В молодости матерился и наш известный писатель В.П. Астафьев. С горьким сожалением бывший солдат признался в этом. О семье своей жены, он сказал: "Отец ни разу в жизни их никого не ударил, ни разу матом не изругался. Это я уже восполнил пробел. Со мной она все услышала, и отец ее услышал от такого варнака, как я” (АиФ 2001: 19).

Однажды на родном для него мате "оскоромился” и В.М. Шукшин. Его коллега по ВГИКу Ю.В. Григорьев вспоминает: "А на маленькой сцене Шукшин поразительно играл Нагульнова и настолько вошел в роль, что в какой-то момент вдруг сочно выматерился. Такого вгиковские стены еще не слыхали. Мы все притихли. Но наша профессура промолчала” (Труд 2002: 10).

У всех наших крупных писателей всегда, кроме цензуры, был и свой внутренний редактор - совесть, который не позволял излишеств в лексике, как бы того ни хотелось. Итак, вся "нехорошая” лексика - исконно родная, славянская, связанная тысячами нитей с общенациональным лексическим богатством всех славянских языков. Писателям же можно ею пользоваться, когда без нее теряется содержательность и образность произведения.

6. Как же избавиться от сквернословия?

Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: "Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество.

Второе. Умейте противостоять среде. Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но можно снести и порой дать достойный ответ. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет сохранить собственное достоинство и не обидеть других, не зависимо от поведения собеседника.

Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).

Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое.

И пятое. Как раньше боролись со сквернословием? В прошлом  говорили: "Не сквернословь... Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел”. Защиты не будет. Крыла не будет над тобой. Человеку всегда будет удача свыше, будь только достоин этой помощи. Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

От всей души желаем вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

Чтение учащимся стихотворения "Слова” (автор не известен).

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, –
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!

Давайте же дарить друг другу букеты только из мудрых, добрых слов!

Представление социальной рекламы. Примерные варианты плакатов.

- Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

- Мат - помоев ушат!

- Мат - дорога в ад.

- Мат уродует девчат.

- Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

- Мат-это ядов концентрат!

- В классе мы найдём управу на словесную отраву!

7. Заключительное слово.

Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: "Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове”. Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна.

Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе. Нужно помнить, что язык – "это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное”. (Л.И. Скворцов)

8. Рефлексия.
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (08.06.2013)
Просмотров: 3822 | Теги: методические наработки учител, новаторский урок, конспект урока русского языка, русский язык в школе, учителю русского языка, готовые конспекты уроков | Рейтинг: 3.5/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0