Цели урока:
- познакомить учащихся с авторскими знаками,
определить их роль в контексте, рассмотреть
авторскую пунктуацию выдающихся мастеров
художественного слова;
- создать условия для развития умения
самостоятельно приобретать знания, используя
различные источники информации, формировать
опыт творческой деятельности;
- воспитывать чувства любви к классической
литературе.
Оборудование урока: медиапроектор, экран,
карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
Знаки препинания – это как нотные
знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему
рассыпатъся.
К.Паустовский
1. Организационный момент.
Введение в тему.
– К.Паустовский в повести "Золотая роза”
вспоминает, как однажды знакомый писатель принёс
в редакцию рассказ. Он был интересен по теме, но
совершенно неудобочитаем...
И вот корректор взял рукопись и поклялся, что
исправит её, не выбросив и не вписав ни одного
слова...
"На следующее утро, – вспоминает
К.Паустовский,– я прочёл рассказ и онемел. Это
была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым,
ясным. От прежней скомканности и словесного
разброда не осталось и тени. При этом
действительно не было выброшено или прибавлено
ни одного слова.
– Это чудо! – сказал я.– Как вы это сделали?
– Да просто расставил правильно знаки
препинания...”
Сообщение темы и цели урока
– Готовясь к экзамену по русскому языку, вы
нашли ответ на вопрос, какова роль знаков
препинания. Сегодняшний урок расширит ваше
представление о пунктограммах, потому что его
тема "Авторские знаки препинания”. Какова их
роль? На этот вопрос мы ответим в ходе
сегодняшнего урока, исследуя поэтические и
прозаические тексты мастеров художественного
слова. Попутно займёмся конспектированием
текста на лингвистическую тему. Откроем тетради,
запишем число, тему урока.
2. Подготовка к изучению нового материала.
Аналитическая работа с поэтическим текстом.
(Звучит музыкальная композиция)
– В минуты душевного подъёма, тревожных
раздумий, грусти и печали мы не раз брали в руки
книги любимых поэтов и находили там строки,
созвучные строю души, строки участия и
сопереживания. Обратимся к поэзии Серебряного
века. Мне кажется, что эти стихи будут вам понятны
при кажущейся трудности прочтения. Я хочу
предложить вам стихи моей любимой поэтессы
Марины Цветаевой. Возможно, наши вкусы совпадут.
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою – как никто другой.
У любого поэта есть пророческие стихи,
заглядывающие в будущее. Есть такие строки и у
Марины Цветаевой. Например, стихотворение "Моим
стихам, написанным так рано”. Давайте прочитаем
его. Чтение стихотворения
учащимися.
– Ребята, почему трудно прочитать это
стихотворение? (Ответы детей).
Да, без знаков препинания нельзя прочитать
текст, соблюдая правильную интонацию.
(Обращение к эпиграфу урока). "Знаки препинания
– это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему
рассыпаться” – писал К.Паустовский.
Давайте расставим необходимые пунктограммы и
объясним их постановку (работа у доски).
– Ребята, вас ожидает сюрприз. По правилам
школьной грамматики вы не допустили ошибок. Но
давайте проследим, как расставила знаки сама
Марина Цветаева
Постановка тире и скобок здесь не случайна.
Автор, намеренно используя эти знаки, хочет
подчеркнуть значимость этих фраз.
3. Объяснение нового материала.
– Знаки, которые не поддаются объяснению с
точки зрения действующих правил пунктуации, но
выражают необходимый автору смысл, называются
авторскими. Какую роль они играют? Ответ на этот
вопрос легко найти в нашем учебнике. Откроем
книгу на странице 114 и исследуем материал,
предложенный нам (работа с книгой).
Авторский знак привлекает внимание читателей:
– выражает особую авторскую интонацию;
– имеет дополнительный смысл, вложенный в
содержание фразы, слова;
– подчёркивает значимость части предложения,
выделяя логический центр высказывания.
Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на
камень и – уснула (М.Горький).
(Запись предложения в тетради).
– Запишем предложение Л.Леонова и расставим
знаки препинания. Ещё стоят леса на Руси...но
заметно не в прежнем количестве.
– Как вы расставили знаки препинания в этом
предложении?
Автор поставил многоточие как показатель
паузы. Оно разрывает плавность речи, создаёт
эмоциональную напряжённость и остроту.
4. Закрепление темы.
1 .Работа в группах.
– Ребята, предлагаю поработать в группах. Для
этого вам необходимо повернуться друг к другу
(учащиеся работают в четвёрках по трём
вариантам). Каждая группа получает задание.
– Попытайтесь объяснить постановку авторских
знаков. В помощь вам предлагается подборка
ответов.
2. Работа у доски. Анализ заданий предложенных в
карточке.
– Ребята, все рассмотренные нами примеры взяты
из стихотворений М.Цветаевой позднего периода.
Авторская постановка тире присутствует в каждом
стихотворении.
"Я не верю стихам, которые льются. Рвутся –
да!” – так сама Марина Цветаева определила
мелодию своей поэтической речи. Её ритмика –
резкие перебои, пауза, это "как удары сердца”.
Паузы, обозначенные тире, почти всегда резки,
энергичны
5. Обобщение изученного материала.
– Ребята, готовясь к написанию изложения, вы
овладели навыками сжатия текста.
А сжатое изложение не напоминает вам конспект?
Слово конспект латинское по происхождению
и первоначально означало "обзор”.
При конспектировании происходит свёртывание,
компрессия (сжатие) первоисточника.
Конспект представляет собой краткое
письменное изложение содержания текста: научной
статьи, главы учебника и т.п.
1. Индивидуальная работа
– Каждому из вас предложен текст об авторских
знаках, попробуйте сжать его (работа ведётся по
трём текстам). Воспользуйтесь памяткой.
Памятка.
1) Внимательно прочитайте текст.
2) Выделите ключевые слова и фразы.
3) Определите микротемы текста.
4) Сжато передайте содержание текста.
2. Анализ сжатых текстов у доски. Обсуждение
способов сжатия.
6. Подведение итогов.
– Ребята, какие знаки препинания мы называем
авторскими?
– Какие авторские знаки используются чаще?
– С какой целью они используются автором?
Да, авторская пунктуация, несущая в себе заряд
экспрессии, становится помощником поэта и
писателя в создании художественной
выразительности произведения. Истинное
мастерство заключается не в нарушении
функциональной значимости знаков, а в расширении
границ их использования. Авторские знаки
помогают постичь глубину мыслей и чувств
пишущего.
7. Рефлексия.
Ребята, насколько легко вы отличаете авторские
знаки от принятых знаков по правилу? Поднимите
красную карточку, если считаете, что сумеете
отличить авторский знак от других пунктограмм;
зелёную — если затрудняетесь; жёлтую – если не
различаете.
8. Домашнее задание
Ребята, в ходе сегодняшнего урока мы
анализировали поэтические тексты М.Цветаевой.
Хочется надеяться, что поэзия Серебряного века
заинтересовала вас. Исследуйте тексты
В.Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой и выпишите
примеры использования в них авторских знаков.
Включается звукозапись песни А.Пугачёвой "Мне
нравится...” на стихи М.Цветаевой. |