Ученики делятся на группы и получают
индивидуальное задание, являющееся частью
общего. Общее задание – составить текст, в
котором сочетаются разные типы речи, используя
полученные задания. Вначале каждая группа
выполняет свое задание, а затем образуются новые
микрогруппы из членов всех трех групп.
Выполненные части заданий анализируются, и
составляется один текст. По окончании работы
группа защищает свой проект.
1-й этап. Работа в группах. Учитель выполняет
роль консультанта.
Задание 1. Прочитайте внимательно текст и
выполните задания.
РОЗА
Не
менее четырех тысяч лет назад из шиповника была
выведена роза. Родина розы – Восток. Персы
выращивали розы в таком количестве, что даже
страну свою назвали «Сад роз». Персы верили, что,
когда соловей поет над розой, он убеждает ее в
своей любви. Они не знали, что соловьи любят жить
в кустах роз потому, что колючки растений
защищают их гнезда.
Настоящий культ роз был в Древнем Египте. Во
время прогулок фараона и его гостей дорожки
усыпали розами. Во время пиров розовые лепестки
сыпались сверху на гостей. В Риме роза стала
символом храбрости. Выдающиеся военачальники и
политические деятели награждались венками из
роз. В Средние века во Франции роза стала
символом красоты. На празднике роз выбирали
королеву – самую красивую девушку. Поэты
посвящали розе стихи и поэмы.
А вот в Англии роза стала символом войны. В 1455
году два знатных рода не могли договориться, кто
из них займет королевский трон. Началась
Тридцатилетняя война, которая получила название
Войны Алой и Белой розы, потому что в гербе одних
претендентов на престол была красная роза, а в
гербе других – белая.
Сейчас роза, как и раньше, носит гордое название
царицы цветов, радует людей своей красотой. (По
Ю.Дмитриеву)
1. Определите тип речи.
2. Составьте план текста.
3. Кратко изложите содержание каждой микротемы.
Задание 2. Прочитайте текст и выполните
задания.
Я
держу в руках самый замечательный цветок, символ
любви – розу. Он похож на гордую красавицу.
Наверное, чтобы его было лучше видно, он стоит на
тонкой и прочной ножке, высоко неся свою голову,
увенчанную многочисленными лепестками,
бархатными и шелковисто-мягкими. Не сразу и не
каждому открывает роза свое лицо. Медленно, по
лепестку, словно присматриваясь, раскрывает она
свои объятия, оберегая себя от любопытных глаз.
Роза – недотрога. Ее стебель унизан
шипами-колючками. Она словно говорит: «Не трогай
меня». Как и любая избалованная красавица, она
любит быть в центре внимания и не терпит с собой
ничьего соседства. Поэтому гордо возвышается в
вазе букет из роз. Если их лелеять, они долго
могут стоять у вас дома, медленно сбрасывая свои
лепестки. Но век розы недолог. Проходит время, и
ты начинаешь замечать, как гордая головка розы
опускается все ниже и ниже: она медленно умирает.
Ну что ж, она порадовала своей красотой!
1. Определите тип речи.
2. Попробуйте нарисовать словесный портрет
розы.
Задание 3. Прочитайте текст и выполните
задания.
Удивляюсь я людям, которые не любят цветов!
Цветы дарят нам не только радость и наслаждение,
они помогают выразить наши чувства, скрашивают
жизнь. С помощью цветов можно передать свое
состояние. Существует даже наука по составлению
букетов, потому что с помощью подбора различных
цветов человек передает свои мысли другому
человеку.
А язык цветов! Узнать его просто интересно.
Сегодня вы редко выбираете цветы в соответствии
с тем посланием, которое хочется донести
своеобразным поэтическим языком. Но почему бы не
вернуть этот чудесный обычай? А вот его некоторые
«тайны»:
белая роза – невинная красота;
желтая роза – вы легкомысленны;
красная роза – я пылко люблю;
тюльпан – у меня истинная любовь;
ирис – вы непостоянны;
лилия – вы чисты;
нарцисс – вы любите только себя.
1. Определите тип речи текста.
2. Сформулируйте основную мысль текста.
2-й этап. Перегруппировка. Ученики
объединяются в другие группы так, чтобы в них
вошли ученики из прежних групп. Задание:
составить новый текст, используя материалы
работы групп, в котором сочетались бы все типы
речи. Придумать связки между частями текста.
3-й этап. Защита своего проекта. |