Цель урока: систематизировать и обобщить
теоретические знания по теме урока.
Задачи:
- совершенствовать навыки морфологического
разбора имени существительного;
- повторить основные орфограммы, изученные в
данном разделе,
- развивать умение грамотно выражать мысли в
устной и письменной формах;
- выступать перед аудиторией, доказывать своё
мнение;
- воспитывать любовь к книге, активизировать
эмоциональную сферу учащихся.
Тип урока: повторение и обобщение изученного
материала.
Вид урока: ролевая игра.
Оборудование: трибуна для председателя
ученого совета, карточки-задания, таблицы-схемы,
историческая справка, ребусы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объяснение темы и цели урока.
1) Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок ролевая
игра. Необычное сочетание слов – урок-игра.
Обычно вы играете во дворе, за пределами класса, а
сегодня мы поиграем в школе.
Каждый из вас на уроке получит свою роль.
- Ребята вы закончили изучать большую и сложную
тему "Имя существительное”.
Имя существительное – древнейшая часть речи.
Ещё первобытные люди, познавая природу, называли
окружающие предметы и явления, и эти
наименования закреплялись в языке.
По наблюдениям учёных, существительные
появляются в речи ребёнка в числе первых слов. И
это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир
и хочет знать, как называется то, что его
окружает.
Сегодня нам предстоит обобщить и
систематизировать изученное по этой теме. Вы
должны показать свои знания по следующим
вопросам:
- Определение имени существительного как части
речи.
- Его грамматические признаки;
- Синтаксическая роль имени существительного;
- Морфологический разбор имени
существительного;
- Правила правописания существительных.
Уметь:
- Находить имена существительные в тексте;
- Правильно писать существительные;
- Правильно употреблять в речи имена
существительные.
- Закончить фразу на доске: "Существительное –
это …” (записать фразу в тетрадь).
Урок мы проведём в форме заседания
учёного совета
Членами учёного совета будут все учащиеся
класса. Функции членов учёного совета –
участвовать в обсуждении вопросов на равных
правах, советоваться, совещаться, помогать в
выборе правильного решения. Роли будут
распределяться следующим образом: председатель
учёного совета, докладчики, рецензенты,
оппоненты, секретари.
- Докладчик – тот, кто готовит доклад по заранее
выбранному вопросу.
- Рецензент – тот, кто даёт критическую оценку
прозвучавшему докладу.
- Оппонент – противник в споре.
(Класс делиться на группы: определяются
докладчики, рецензенты, оппоненты могут быть все,
кто готовил материал по другому вопросу),
секретари (секретарями целесообразно назначать
более слабых учащихся), выбирается председатель
учёного совета (лучше самому учителю стать
председателем), утверждается регламент:
докладчику – 3-4 минуты, оппоненту и рецензенту
–1-2 минуты.
Протокол учёного совета
(Заполняется
секретарями) |
Значение |
Морфологические
признаки |
Синтаксические
признаки |
Постоянные |
Непостоянные |
Роль предложения |
В какие словосочетания входит |
|
|
|
|
|
2) Слово председателя учёного совета.
- Уважаемые коллеги! Заседание учёного совета
считаю открытым.
- Первым вопросом, предлагаемым вашему
вниманию, будет вопрос об определении имени
существительного как части речи.
- Докладом выступит _______
- Слово предоставляется оппоненту_______
- Слово предоставляется рецензенту _______
- Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета
выполнит практическую работу.
Задание: найдите в предложении имена
существительные, определите число и падеж.
Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд,
заполненный мыслями, знаниями.
Книга (им. п., ед. ч) ; сосуд (им. п., ед. ч); мыслями
(тв. п., мн. ч); знаниями (тв. п., мн. ч).
Председатель учёного совета:
- Вторым вопросом, предлагаемым вашему
вниманию, будет вопрос о постоянных
грамматических признаках имени
существительного.
- С докладом выступит______
- Слово предоставляется оппоненту ______
- Слово предоставляется рецензенту______
Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета
выполнит практическую работу.
Задание: определите постоянные признаки
имен существительных из предложения:
Не красна книга письмом, красна углом.
Книга – сущ. нарицат. неодуш., жен.рода, 1-го
склон.
Письмо - сущ. нарицат. неодуш., ср. рода, 2-го
склон.
Ум - сущ. нарицат. неодуш., муж. рода, 2-го склон.
Председатель учёного совета:
- Третьим вопросом, предлагаемым вашему
вниманию, будет вопрос о непостоянных
грамматических признаках имени
существительного.
- С докладом выступит_______
- Слово предоставляется рецензенту______
- Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета
выполнит практическую работу.
Задание: выбрать из текста только по
непостоянным признакам имена существительные.
… Если человек никогда не раскрывал хороших
книг, не запомнил хотя бы четверостишия любимого
поэта или вообще такового не имеет, он обречён на
духовную нищету. Он сам лишил себя радости,
которой наслаждаются люди, общающиеся с миром
прекрасного.
Л. Кассиль
Мн. ч, им. падеж -
Ед. ч, им. падеж -
Мн. ч, род. падеж -
Ед. ч, твор. падеж -
Мн. ч, им. падеж - люди
Ед. ч, им. падеж - человек
Мн. ч, род. падеж – книг
Ед. ч, твор. падеж – с миром.
Председатель учёного совета:
- Четвёртым вопросом, предлагаемым вашему
вниманию, будет вопрос о синтаксической роли
имён существительных.
- С докладом выступит_____
- Слово предоставляется оппоненту_____
- Слово предоставляется рецензенту_____
- Вопрос исчерпан. Весь состав учёного совета
выполнит практическую работу.
Задание: Выполните синтаксический разбор
предложения и морфологический разбор имени
существительного.
Книги созданы умом человека? и его руками.
3) Имя существительное.
Умом человека.
- Часть речи предмет / общее значение
- Морфологические признаки:
Начальная форма – человек.
Постоянные признаки:
Непостоянные признаки: род, падеж, ед. число.
III. Синтаксическая роль.
Историческая справка
Первый печатный учебник русского языка –
"Азбука” Ивана Фёдора – был издан в1574 году. В
этой книге даны 45 букв кириллицы, представлена
грамматика и орфография того времени. В 1619 году
издана "грамматика” … М. Смотрицкого, в 1694 – м –
"Букварь” К. Истомина, а в 1757 г. –
"Российская грамматика” М.В. Ломоносова,
которая была основным пособием в российских
гимназиях вплоть до середины 19 века.
Председатель ученого совета:
Пятым вопросом, предлагаемым вашему вниманию,
будет вопрос о написании падежных окончаний имен
существительных.
- С докладом выступит __________.
- Слово предоставляется оппоненту ___________.
- Слово предоставляется рецензенту ______________.
- Вопрос исчерпан. Весь состав ученого совета
выполнит практическую работу:
Задание: Определите, какое правило
зашифровано в таблице, и закончите её.
Задание: Прослушав словарный диктант,
запишите только окончания существительных:
В санатори…, о родин…, у книг…, (дать)
Наталь…, (дать) Натали…, на ножк…, о
преступлени…, по тревог….
Председатель ученого совета:
- Шестым вопросом, предлагаемым вашему вниманию,
будет вопрос об определении разносклоняемых и
несклоняемых именах существительных.
- С докладом выступит __________.
- Слово предоставляется рецензенту ____________.
- Вопрос исчерпан. Весь состав ученого совета
выполнит практическую работу:
Задание:
Перечислить разносклоняемые имена
существительные? (Бремя, время, знамя, имя, пламя.
племя, семя, стремя, семя (путь)).
Задание:
Прочитать сложносокращенные слова и
определить их род: МГУ, ТЮЗ, АТС, ВУЗ.
МГУ (московский государственный институт – м.р)
ТЮЗ (театр юного зрителя – м.р)
АТС (автомат. телефонная станция – ж.р)
ВУЗ (Высшее учебное заведение – ср.р)
Председатель ученого совета:
- Седьмым вопросом, предлагаемым вашему вниманию,
будет вопрос о правописании не с
существительными.
- С докладом выступит ___________.
- Слово предоставляется оппоненту __________.
- Слово предоставляется рецензенту ____________.
- Вопрос исчерпан. Весь состав ученого совета
выполнит практическую работу:
Задание: Подобрать синонимы с приставкой
не:
Беда - Ложь –
Глупость – |
Беда - несчастье Ложь – неправда
Глупость – нелепость. |
Председатель ученого совета:
- Восьмым вопросом, предлагаемым вашему
вниманию, будет вопрос о правописании буквы ч
и щ в суффиксах -чик (-щик)
- С докладом выступит _____________.
- Слово предоставляется оппоненту ___________.
- Слово предоставляется рецензенту _____________.
- Вопрос исчерпан. Весь состав ученого совета
выполнит практическую работу:
Задание: От данных слов посредством
суффиксов -чик или -щик – образуйте имена
существительные со значением лица. (Учет, выбор,
перевоз, буфет, фонарь).
Учетчик, выборщик, перевозчик, буфетчик,
фонарщик.
Председатель ученого совета:
Девятым вопросом, предлагаемым вашему
вниманию, будет вопрос о гласных в суффиксах
существительных (-ек-, -ик-, -ок-, -ек-).
- С докладом выступит ____________.
- Слово предоставляется оппоненту ____________.
- Слово предоставляется рецензенту ____________.
- Вопрос исчерпан. Весь состав ученого совета
выполнит практическую работу.
Задание: Вставить пропущенные буквы,
обозначить орфограммы.
Клоч…к земли, соха да борона такой была родная
сторона. Каждый куст…к, каждая березка
радовалась нам. Спи, моя крошка, мой птенч…к
пригожий, баюшки-баю. Спи, мой воробыш…к, спи, мой
сыноч…к, спи, мой звоноч…к родной.
Клочок земли, соха да борона – такой была
родная сторона. Каждый кустик, каждая березка
радовались нам. Спи, моя крошка, мой птенчик
пригожий, баюшки-баю. Спи, мой воробышек, спи,
мой сыночек, спи, мой звоночек родной.
Задание: Существительное – обращение.
- Прочитайте и запишите, что здесь написано.
(Изображен снеговик, составленный из букв и
некоторых знаков препинания).
Ответ: молодцы, герои.
Ребус (от латинского "вещь”) загадка, в
которой искомое слово или фраза изображены
комбинацией фигур, букв, знаков. (Записать слово в
тетради)
Отгадать пословицу:
Пословица. ("Век живи, век учись)
Проверка протоколов заседания ученого
совета.
IV. Подведение итогов урока.
Председатель ученого совета:
- Уважаемые коллеги, все вопросы,
представленные на рассмотрение ученого совета,
освещены. Вы показали свои знания и умения по
теме урока. Вы хорошо знаете, что такое Имя
существительное, умеете определять постоянные и
непостоянные признаки этой части речи, роль в
предложении, умеете видеть и проверять
орфограммы в падежных окончаниях
существительных.
- Сегодня на уроке вы услышали о роли книги в
жизни человека. Какие пословицы и поговорки о
книгах вы знаете?
- Хорошая книга подобна двери, отворенной перед
человеком в жизнь.
- Получение человеком знания делают его
великим.
- Непрочитанная книга, что нехоженая тропинка.
- Если книга не прочитана, знаний не прибавится.
- А что книга значит в вашей жизни? Какие книги
вы любите?
Выставление оценок.
Информация о дифференцированном домашнем
задании:
- Повторить теоретический материал и
подготовиться к контрольной работе.
- Выполнить упражнение № 268.
- Записать несколько пословиц о книгах.;
- Нарисовать обложку вашей любимой книг.
- Выполнить морфологический разбор одного из
существительных.
Заключительное слово учителя.
Мир знаний необъятен, и человек не должен
останавливаться на достигнутом: он должен идти
дальше и дальше, совершать открытия, узнавать
новое, интересное и, конечно, путешествовать.
Счастливого вам пути! |