Тип урока: развитие речи.
Форма урока: интегрированный (русский язык +
МХК + литература)
Цели:
- формировать умение писать сочинение в жанре
эссе;
- совершенствовать связную устную и письменную
речь;
- ознакомить с некоторыми эстетическими
категориями;
- развивать творческие способности и
художественную фантазию учащихся;
- расширить кругозор и воспитывать эстетический
вкус.
Оборудование: автопортрет Леонардо да Винчи,
репродукции картин "Джоконда”, "Купчиха за
чаем”, "Арима Боссоноу”, фотографии "Венеры
Милосской”, "Нефертити”, фотомодели;
раздаточный материал: стихотворение Н.
Заболоцкого "Некрасивая девочка”, текст №62 из
сборника изложений для 9 кл.
Опережающее задание: сообщение учащегося о
творчестве Леонардо да Винчи.
Урок проводится в 9-м классе после урока "Эссе:
понятие о жанре”.
Учебник: Русский язык: учеб. Для 9 кл.
общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И.
Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; Под ред. М. М.
Разумовской, П. А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа, 2002.
Ход урока
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Николай Заболоцкий
1. Слово учителя:
– Сегодня вас ждёт общение с Прекрасным, мы с
вами поговорим об искусстве и будем готовиться к
написанию эссе.
2. Мотивационный момент.
Учитель демонстрирует репродукции картин и
фотографии:
- "Венера Милосская”. Александр Антиох.
- "Головной скульптурный портрет царицы
Нефертити”. Неизвестный автор.
- "Мона Лиза (Джоконда)”. Леонардо да Винчи.
- "Купчиха за чаем”. Б. Кустодиев.
- "Арима Боссоноу”. А. Яковлев.
- Современная фотография модели.
– Какой из этих эталонов красоты разных времён
и народов соответствует вашим представлениям о
красивом, Прекрасном?
(Лидирует современная модель)
– Все эти женщины были прекрасны, каждая
по-своему. Но их объединяет одно: кроме
совершенства форм и линий в них есть еще и
духовное совершенство, которое времени не
подвластно. И в этом смысле, возможно, фотомодель
несколько уступает Нефертити.
Чтение учителем стихотворения Николая
Заболоцкого "Некрасивая девочка”:
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется.
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново.
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка.
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье, –
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движеньи.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
– О чем это стихотворение?
– Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Что же
такое красота? В чем заключается настоящая
красота? На эти вопросы вам предстоит в конце
урока.
3. Ознакомление с новой темой.
1. Знакомство с эстетическими категориями
"красивое” и "прекрасное”.
– Можно ли назвать модель красивой? А
прекрасной? Какая разница существует между двумя
этими понятиями? (Версии учащихся)
– Итак, красивое – это эстетическое понятие,
определяющее красоту внешнего облика предметов
и явлений. Прекрасное – категория эстетики,
характеризующая явления с точки зрения
совершенства, как обладающие высшей
эстетической ценностью. (Запись в тетрадях)
– Всмотритесь в эти произведения искусства.
Что же такое искусство? Что оно дает человеку?
(Настоящее искусство облагораживает людей,
делает их лучше, заставляет увидеть красоту. В
этом нам помогают поэты, художники и музыканты.)
– Перед вами всем известная "Мона Лиза
(Джоконда)” Леонардо да Винчи. Однажды эта
картина экспонировалась в Москве. Один
"ценитель прекрасного” заметил вслух, что вовсе
Джоконда не так прекрасна, как об этом повсюду
пишут, и ничего в ней особенного нет. Тогда
замечательная актриса Ф. Г. Раневская
саркастично ответила на эту реплику так: "Эта
женщина была предметом поклонения стольких
людей, что уже сама может выбирать, кому ей
нравиться, а кому – нет”.
Почти все вы выбрали своим эталоном красоты
фотомодель, и это можно понять. Это заслуга
неустанных трудов массовой культуры, которая
сознательно ориентирует распространяемые ею
духовные и материальные ценности на
"усредненный” уровень потребления. Ставка на
зрелищность любой ценой порой приводит массовую
культуру к неразборчивости. Она упрощена и не
требует от своего потребителя усилий ума и
сердца, она не вызывает серьезных затрат
творческой энергии при восприятии ее образцов.
Герои массовой культуры – в сериалах, комиксах и
т.п. А настоящее искусство доступно лишь человеку
думающему, стремящемуся в своем восприятии
подняться до уровня творца, создающего
произведения искусства.
2. Знакомство с творчеством Леонардо да Винчи.
– Настоящим творцом был Леонардо да Винчи,
которого называли "титаном Возрождения”.
Неутомимый ученый экспериментатор и гениальный
художник был символом своей эпохи, "которая
нуждалась в титанах и которая породила титанов
по силе мысли, страсти и характеру, по
многосторонности и учености” (Ф. Энгельс).
В образах, создаваемых Леонардо, всегда
ощущается какая-то загадочность, в них
присутствует тайна его личности, именно это, в
первую очередь, волнует, манит зрителя, заставляя
его напряженно вглядываться в картину; в
леонардовских образах есть какая-то
неуловимость. Так же неуловима и загадочна
улыбка Джоконды.
Сообщение учащегося о жизни и творчестве Л. да
Винчи.
– Леонардо да Винчи был не только живописцем,
архитектором, ученым и инженером, но и являлся
создателем жанра загадок-пророчеств. Вот
некоторые из них.
Разгадывание загадок:
О морские города! Я вижу в вас ваших граждан, как
женщин, так и мужчин, туго связанных крепкими
узами по рукам и ногам людьми, которые не будут
понимать ваших речей, и вы сможете облегчить ваши
страдания и утрату свободы лишь в слёзных
жалобах. Вздыхая и сетуя промеж самих себя, ибо
тот, кто связал вас, вас не поймет, ни вы их не
поймете (запеленатые младенцы). Будет великое множество тех, кто, забыв о своем
бытие и имени, будут лежать замертво на останках
других мертвецов (сон на птичьих перьях). Вещь, которая тем больше будет расти, чем больше
у нее будут отнимать (яма).
– Нет почти такой сферы деятельности, к которой
не имело бы касательства мастерство Леонардо. Не
зря его называют "титаном”. Искусство Леонардо
покоряет прежде всего реалистическим подходом.
Изображать для него – значит изучать. Он всегда
боролся за собственный метод и шел своим путем.
3. Работа с текстом (текст 62 из сборника
изложений для проведения письменного экзамена в
9 классе).
Чтение текста учителем.
– О чем говорится в этом тексте? О чем вас
заставил задуматься текст? (О том, как отличить
настоящее искусство от поддельного, настоящую
красоту от "красивости”; о том, что надо
развивать способность воспринимать прекрасное.)
– К какому стилю речи можно отнести этот текст?
(публицистический)
– К какому типу речи относится этот текст?
(рассуждение-размышление с элементами описания)
– Почему автор так часто вспоминал
рассказанный им случай? (хотел создавать
настоящее искусство; ремесло и искусство –
актуальная тема, эта проблема очень часто
встречается в нашей жизни)
4. Актуализация знаний. Перечисление
особенностей эссе.
– Дома вам предстоит написать эссе. Вспомните
особенности эссе (главную роль в эссе играют
впечатления и ассоциации, раздумья и размышления
о жизни, о событиях в науке, искусстве,
литературе; характерна образная и афористичная
речь; свободная, индивидуально-авторская
трактовка темы; чаще всего представляет собой
рассуждение-размышление; речевые приемы:
вопросно-ответная форма изложения, цепь
вопросов, именительный представления,
параллельный способ связи предложений, частое
использование вводных слов).
5. Подведение итогов урока.
– Чем же отличаются понятия "красивое” и
"прекрасное”? В чем же заключается настоящая
красота человека? Как отличить настоящее
искусство от поддельного? (Понятие "прекрасное”
подразумевает еще и духовное совершенство.
Настоящие произведения искусства обладают
высшей эстетической ценностью, они проверены
временем.)
6. Домашнее задание: написать эссе на одну из
предложенных тем.
- Красота и красивость. В чем красота Джоконды? (с
опорой на текст 62 сборника изложений)
- Искусство в моей жизни (с опорой на текст 60
сборника изложений).
- Искусство и ремесло (с опорой на текст 62
сборника изложений).
- Почему перевелись "титаны”? (с опорой на текст
23 сборника изложений).
- Смысл творчества (с опорой на текст 23 сборника
изложений).
- Не родись красивой…(по упражнению 283).
|