Суббота, 27.04.2024, 00:36


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок развития речи в 5 классе "Весна"

Цели урока:

  • Обучающая: проверить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка и литературы; закрепить умение пользоваться словарями.
  • Развивающая: обогащать словарный запас и грамматический строй речи.
  • Воспитательная: прививать любовь к русскому языку и литературе.

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о весне, о том, как писали о ней поэты, композиторы, как изображали ее художники.

Лексико-орфографическая работа со словом ВЕСНА

Учитель: Давайте произнесем слово ВЕСНА отчетливо, выразительно все вместе. Что слышится вам в этом слове?

Ученики: Что-то обновляющее, очищающее, ведь ВЕСНА – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май.

Учитель: Обратимся к истокам этого слова, заглянем в этимологический словарь. (Работа со словарем: ВЕСНА от ВЕСЕЛЫЙ)

Учитель: Подберите однокоренные слова к слову ВЕСНА. К какому словарю нам лучше обратиться? (Работа со словообразовательным словарем)

Слова: весна, весной, веснушка, веснянка, весенний, предвесенний, по-весеннему

Учитель: Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне.

А) Птица рада весне, а младенец – матери.
Б) Много снега – много хлеба, много воды – много травы.
В) Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.
Г) Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.
Д) Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами.
Е) В марте курица из лужицы напьется.
Ж) Увидел грача – весну встречай.
З) Весна красна, да холодна.

А) Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)

Б) Только снег в лесу сошел
Я голубеньким расцвел. (Подснежник)

Учитель: Какое у вас представление о весне? Любите ли вы это время года? Почему?

Ученики: Мы любим весну, ждем ее. О ней много сложено песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны.

ВЕСНА – это победа солнца, света.
ВЕСНА – это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю.
ВЕСНА – это победа зелени. Благодаря солнцу появятся на деревьях почки, из них – зеленые листочки.

Учитель: А чем пахнет ВЕСНА?

Ученики: Талым снегом, первой водой, цветами.

Учитель: У вас на партах текст ВЕСНЯНКИ, русской народной песни.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великой милостью:
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Учитель: Что представляет собой 1-ая строчка песни?
– Есть ли здесь еще обращение?
– Почему стоит двоеточие? А какое это предложение по цели высказывания? (Заучивается текст песни и по памяти записывается в тетрадь)

Учитель: А сейчас послушаем стихотворение «Весенние воды» Ф.И. Тютчева

– Какова интонация стихотворения?

Ученики: Бодрая, жизнерадостная.

Учитель: Каким рисует весенний день Ф.И. Тютчев? Назовите непривычные слова, попробуйте сами объяснить их значение.

БРЕГ – БЕРЕГ, ГЛАСЯТ – ПОЮТ, КРИЧАТ

Учитель: В этих словах есть беглые гласные, назовите их.

Кто такие ГОНЦЫ?

ГОНЦЫ – оповестители, посыльные, глашатаи, они предвещают весну. А в стихотворение ГОНЦЫ – это весенние воды, они предвещают наступление весны.

Учитель: Слов какой части речи в стихотворение больше всего? Почему?

Ученики: Много глаголов, потому что весна – это жизнь, движение, действие.

Учитель: Выпишите эти глаголы.

– Назовите эпитеты в стихотворении. Почему именно эти слова выбрал автор?

БРЕГ СОННЫЙ,
МОЛОДАЯ ВЕСНА,
ТИХИЕ, ТЕПЛЫЕ МАЙСКИЕ ДНИ
РУМЯНЫЙ, СВЕТЛЫЙ ХОРОВОД

Учитель: А теперь вы прочитаете известные вам стихотворения о весне, но помните об интонации, о паузах, о логических ударениях.

Слушаем стихотворения Майкова, Плещеева, Жуковского и др. поэтов.

Учитель: А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас я поставлю пластинку, и зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передает настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на поляну, на речку.

Слушаем Э. Грига и П.И. Чайковского.

Учитель: Обратимся к лирической миниатюре М.М. Пришвина «Рожденье звука».

(Работа по учебнику литературы: чтение про себя, а потом – вслух)

– Как описано здесь утро года?
– Какие краски преобладают в этой миниатюре?
– Как же рождается звук весны, ее голос?
– Составьте и запишите нераспространенные предложения по тексту миниатюры.

Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли.

Учитель: Как Пришвин распространяет эти предложения?

Ученики: С помощью эпитетов.

Учитель: Какой эпитет нашел писатель для слова ВЕСНА?

Ученики: Стремительная.

Учитель: А какой она еще может быть?

Ученики: Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, молодая и др.

(На доске появляются картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», «Весенний день», М. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели»)

Учитель: Картины К.Ф. Юона вызывают радостное настроение, они жизнерадостны и праздничны. Художник часто писал солнечные сельские пейзажи. Всмотритесь в картину. Что изобразил художник на ней?

Ученики: Угол деревенского дома с поленницей, стройные березки, молодые сосны, вдалеке заснеженные косогоры, лес. Стоят последние зимние дни, и яркое солнце в скором времени растопит оседающий снег. На улице гуляют куры. Радуясь теплу и солнцу, ребята отправляются в одну из последних прогулок на лыжах. Яркие светлые краски придают картине праздничность. На картине нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом солнца пронизано все вокруг.

Учитель: Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел этот день?

Ученики: Сочетание розовато-голубого, сиреневого, золотистого, желто-голубого, бело-голубого.

Учитель: Ваши впечатления от картины?

Ученики: Казалось бы, ничего красивого нет, а между тем, как все прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день.

Учитель: Вот и кончился наш «весенний» урок. Подведем итоги.

– О чем мы с вами сегодня говорили?

Домашнее задание:

1. Прочитать миниатюры М.М. Пришвина из цикла «Весна»
2. Подготовит рисунки на тему «Весна»
3. Написать сочинение по картине.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (19.01.2014)
Просмотров: 2762 | Теги: методические наработки учител, новаторский урок, конспект урока русского языка, учителю русского языка, русский язык в школе, готовые конспекты уроков | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0