Среда, 04.12.2024, 05:04


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок развития речи. Связь между словом и чувством?
..Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

(И.Бунин. Вечер)

ХОД УРОКА

1. – Ребята! Хочу обратиться к вам сегодня как к претендующим на звание мастера слова, умеющего «живописать» не только факты, события, но и полученные впечатления, испытанные чувства. Можно ли описать чувства и надо ли?
Предлагаю прочесть вслух текст (А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Русский язык. С. 71, упр. 70).

Как-то Константин Георгиевич рассказал о некоем Богуше, которого он встретил в Одессе в 1922 году. Этот Богуш несколько лет проплавал по Тихому океану, но на все вопросы о Таити и Суматре отвечал с досадливой скукой: «Да ничего там нету, товарищ, особенного. Жара, как в бане, и все!». У Богуша не было слов. Не для рассказов, нет. У него не было слов, чтобы увидеть и потом назвать свои впечатления.
Как часто мы самонадеянно полагаем, что нашего словарного запаса нам хватает в избытке. Были бы чувства, а уж слова-то найдутся! И вообще не обязательно выражать свои чувства.
Но, оказывается, человек, не умеющий назвать, все равно что не видит: даже если он и сумеет заметить что-то необыкновенное, его память, оказавшаяся без слов, не удержит в себе никаких впечатлений.
Есть, существует она, непреложная связь между словом и чувством!.. И ходят бессловесные Богуши, даже не подозревая ни о многоцветности мира, ни об утраченных возможностях своей души.

(Ал. Горловский)

– Какова основная мысль текста? Давайте ее запишем.
Подтверждает ли эту мысль И.Бунин в стихотворении «Вечер» (1909 г.)?

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

– Да, И.Бунин подтверждает записанную нами мысль и добавляет: счастье только знающим дано. Значит, один из способов стать счастливым – научиться видеть, слышать, а вслед за этим устанавливать непреложную связь между словом и чувством.

2. – Как все талантливые художники на заре своего творческого пути подражали уже признанным творцам, так и мы с целью научиться выражать свои чувства обратимся к образцам.
Запишите поэтические строки А.Жигулина (А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Русский язык. С. 194, упр. 239).

О Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои проселки, перелески –
Все, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье,
В тебе одной – и утешенье,
И исцеление мое.

– Все ли слова вам известны? Определите по словарю значения непонятных слов (проселки, перелески, жнивье, утешенье).
Определите тему стихотворения.
Выпишите слова, словосочетания, передающие чувства автора (взором трепетным, без памяти люблю, утешенье, исцеление).
Подберите к ним синонимы.

Уверена, что, работая со стихотворением Жигулина, многие из вас вспомнили стихотворение Лермонтова «Родина». Обратим внимание на оценочную лексику Лермонтова: люблю, странною любовью, не победит ее (любовь) рассудок мой, взором медленным с отрадой...

3. – Марина Цветаева писала: «Не будьте эстетом. Не любите красок глазами, звуков – ушами, губ – губами. Любите все душой...». Используя слова и словосочетания из стихотворений Жигулина и Лермонтова, объясните мысль М.Цветаевой: что значит любить душой?

Возвращаясь к мысли И.Бунина, высказанной им в стихотворении «Вечер», и вместе с тем заканчивая урок, прочту вам еще одно высказывание М.Цветаевой: «...Вода, воздух, горы, деревья даны нам, чтобы понимать душу людей, столь глубоко сокрытую». Запишите их.

4. Домашнее задание

1) Произведите пунктуационный разбор поэтических строк А.Жигулина, составьте схему 1-го предложения.
2) Выполните задания № 10 к упр. № 239 (стр. 195) (словарный диктант).
3) Подготовьтесь к выразительному чтению поэтических строк А.Жигулина.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (16.06.2012)
Просмотров: 1552 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, орфография, для учителя, письмо | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0