Цель урока: развитие творческих способностей учащихся.
ЗУН применение сюжета, развитие понятия сюжета и практическое применение.
Оргмомент. Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами познакомимся и научимся применять зачины, концовки и присказки.
Вы, наверное, давно обратили внимание на то, что волшебные сказки
рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них
звучат непривычно, как будто они становятся волшебными. Что делает
сказку красивой, необыкновенной? Сегодня нам с вами предстоит в этом
разобраться. Нам в этом поможет сказочник. Давайте тихо-тихо его
послушаем!
Слова сказочника: Здравствуйте, ребята! Трудная у меня сегодня
задача: поручили мне не просто рассказать вам еще одну сказку, а
показать, как она рассказывается. Придется мне сегодня раскрыть еще
один сказочный секрет.
Знаете, что я сейчас держу в руках? Большой серый клубок, не простой
клубок, а тот самый, который помог Ивану-царевичу найти царство Кащея
Бессмертного. Я его у Ивана – царевича всего на одно занятие выпросил.
Давайте-ка его бросим перед собой и отправимся в страну Сказок. Ну, все
готовы? Тогда в дорогу! Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться
у тесовых ворот, там где присказка живет.
Ну вот, оглянутся не успели, а уже очутились у самых ворот в страну Сказок.
В резной избушке и живут присказки. Уж такие они красавицы, такие
модницы- затейницы! - Эй, - сестрицы – присказки, выходите на крылечко
покажитесь-ка ребятам!
Появляются присказки.
- Отчего же добрым гостям не показаться?
1 присказка (Маша): Было это дело на море, на океане, на острове
Кидане. Стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн:
вверх идет - песню поет, вниз идет – сказки сказывает. Вот было бы
любопытно посмотреть. Это не сказка, А еще присказка идет, а сказка вся
впереди.
2 присказка: А правда, красивая у меня сестрица? А я немного толстовата, но зато весела:
На море, на океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зеленый,
Под тем дубом стол золоченый,
Садись, кушай,
Мою сказку слушай.
3 присказка: А я самая веселая сестрица, самая бестолковая.
Летела сова – веселая голова,
Вот она летела, летела и села,
Да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела,
И опять полетела.
Главный сказочник: Мы сказочники, народ хитрый, знаем как своих слушателей в волшебную страну перенести…
Ну, присказки, а не откроете ли вы ворота? Нам нужно в сказочную страну попасть.
Присказки: Мы бы открыли, да ключей у нас нет, они у братьев –
зачинов хранятся. Вы зайдите к ним, избушка их с нами по соседству.
Разговор с зачинами. Пропустили в страну сказок. Встреча с концовками, знакомство с ними.
Учитель: А сейчас, ребята, мы попробуем сочинить волшебную сказку, но
начнем ее обязательно с присказки или зачина, а закончим концовкой,
выбрав подходящие к содержанию. Выберете себе героя и он должен
действовать, двигаться, заводить знакомства, подвергаться всякого рода
случайностям. Кто будет героем вашей сказки? Ну, например, ребята
отвечают: кукла, ручка, карандаш. Вот, подумайте, какие с ними могут
произойти чудеса. Кукла – что за кукла, какая она, из чего она сделана,
из-за чего может сломаться? Какие опасности ее могут ждать.
Вот, карандаш, чего боится карандаш – правильно, огня потому что сделан из дерева.
Давайте хорошенько подумайте и послушайте какие сказки сочинили ребята.
Сказка «Новогоднее чудо» Крылов Боря. Но, постарайтесь, чтобы в ней
происходили чудеса, которые в жизни не встречается. Например: возьмем
героем сказки Соломенного человека…..
Вот, например такой герой, а кто будет героем вашей сказки? Начинаем
придумывать, подумайте над заглавием, зачином или присказкой и
подберите хорошую концовку для вашей сказки. Начинаем запись в тетрадь,
затем из ваших сказок сделаем книжку. Дома сделаете иллюстрацию к
своей сказке. |