Среда, 24.04.2024, 00:08


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок-путешествие во владения синтаксика и пунктуации

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Цели:

  • Обучающая: повторить основные сведения о строении словосочетания, о средствах связи слов в словосочетаниях, синтаксисе и пунктуации простого и сложного предложений; закрепить умения учащихся определять грамматическую основу и другие члены предложения, отрабатывать навыки расстановки знаков препинания, построения схем простых и сложных предложений
  • Развивающая: развивать умения и навыки работы со связным текстом, находить предложения по заданным грамматическим признакам, аргументировать свою точку зрения, конструировать предложения.
  • Воспитательная: воспитывать ответственность учащихся за свои знания, повышать интерес к предмету, создать на уроке ситуацию успеха для каждого учащегося.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер; раздаточный материал – листы с текстом и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и постановка цели урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы совершим путешествие во владения Синтаксиса и Пунктуации. Каждый из вас должен отчитаться за знания по данной теме, полученные на предыдущих уроках. 

Давайте познакомимся с картой нашего путешествия. 

  1. Маршрут путешествия:
  2. Пункт отправления
  3. Город Словосочетание
  4. Город Предложение
  5. Владения Синтаксиса и Пунктуации

III. Обобщение и систематизация знаний по теме.

Живут на свете два раздела русского языка: Синтаксис и Пунктуация. Они очень крепко дружат и никогда не спорят. Почему? Что они изучают? 

Хотите с ними подружиться? Давайте отправимся к ним во владения!

Наставления отправляющимся в путь:

Внимательно слушай учителя.

Выполняй задания правильно!

Не торопись, не забегай вперед остальных, потому что владения откроются только тогда, когда каждый из вас преодолеет все препятствия, которые встретятся на пути.

Итак, направляемся в город Словосочетание! У его ворот стоит КОТ, и он нас не пустит в город, пока не выполним задания! Выполнение заданий в тетради.

1. Составьте словосочетания со словом КОТ по схемам:

прилаг.+сущ.

сущ.+сущ.

2. Найдите в ваших словосочетаниях главные слова. Как в словосочетании связываются главные и зависимые слова?

- По смыслу и грамматически.

Можно ли назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое в предложении? 

- Нет.

Какие грамматические средства связи слов в словосочетании вы знаете?

Окончание прилагательного.

Предлог + окончание существительного, только окончание существительного.

С наречием только по смыслу.

Запишите словосочетания, укажите средства связи слов в них:

  • низкие облака
  • бросил в воду
  • резко меняться
  • падали на землю

Мы подошли к городу Предложение. 

Здесь нас встречает ЕНОТ!

Он хочет, чтобы мы поработали с текстом.

  • Прочитаем его.
  • О чём текст?
  • Почему он так назван?

Хитрость.

Однажды я прогуливалась в лесу и заметила между стволами берез небольшого зверька. У него были маленькие ушки, красивая плотная шерсть. Он напоминал собаку.

Настоящий енот!

Чем он занимается? Я осторожно подкралась с другой стороны, а енот неторопливо продолжал рыться в листве и не замечал меня.

Я громко крикнула. Енот прыгнул в сторону и упал замертво. Вот что страх наделал! Я подошла к еноту совсем близко повернула его на спину осторожно погладила. Он лежал неподвижно. Неужели его погубил страх? Зачем я напугала зверя?! С этими мыслями я отошла в сторону и села на пень.

Вдруг раздался хруст. Я оглянулась и глазам своим не поверила. Пропал енот! Я поняла, что хитрость помогла зверю выбраться из трудного положения. Мой енот ловко перехитрил меня.

(По С. Мартьяновой)

Обратимся к схемам, заполним их. Во время заполнения ищем на каждый вид предложения пример из текста.

Предложения

По цели высказывания:

1.

2.

3.

По интонации:

1.

2.

По наличию второстепенных членов:

1.

2.

По количеству грамматических основ:

1.

2.

Проверка выполнения задания.

Определите, в каком предложении текста допущены пунктуационные ошибки. Докажите свою точку зрения.

Начертите схему предложения.

Я подошла к еноту совсем близко, повернула его на спину, осторожно погладила.

- Однородные сказуемые.

Выполните полный синтаксический разбор предложения:

Однажды я прогуливалась в лесу и заметила между стволами берез небольшого зверька.

Найдите в тексте предложения, соответствующие следующим характеристикам:

Сложное предложение, две части которого соединены союзом, второе осложнено однородными сказуемыми.

Простое предложение, осложнено однородными подлежащими.

Сложноподчиненное предложение.

IV. Физкультминутка. 

V. Этап контроля знаний.

Мы с вами уже подошли к владениям Синтаксиса и Пунктуации, но на воротах замка видим замок. Необходимо его открыть. Для этого надо составить схемы предложений (по вариантам). Будьте внимательны, в них Пунктуация не расставила знаки препинания!

1 вариант:

  1. Зима будет холодной если белка делает большие запасы.
  2. Море утихло и только изредка глухо вздыхало.
  3. Хороший паренёк спросил капитан Енакиев.
  4. Капля по листку щелкнет и сорвется лист.
  5. Олени осенью перебираются к югу где они находят больше корма.

2 вариант:

  1. Солнце скрылось за горизонт потому что наступила ночь.
  2. Когда пришла осень птицы собрались на юг.
  3. Федя посмотрел на облака и сказал Гроза будет.
  4. Гроза прошла и ветер дышит мне в окно ароматом белых роз.
  5. Я подставил ладони и на них упало несколько невесомых иголочек.

Оказывается, вы уже давно всё знаете! Замок на воротах открыт. Но князь Синтаксис хочет вас в последний раз проверить! Уважьте князя!

Составьте предложение, выполнив ряд действий:

1. Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона. взять сказуемое.

2. Из предложения Вдруг послышались легкие шаги. взять определение

3. Добавить подлежащее из предложения

На щеках тают снежинки.

4. Взять существительное, выступающее в роли дополнения в предложении

Тропинки в саду засыпали листья.

Употребить данное существительное в Вин. падеже с предлогом на.

5. Допишите так, чтобы получилось сложное предложение.

 Мы преодолели немало препятствий на своем пути и дошли до владений Синтаксиса и Пунктуации. Они нас будут ждать в гости в следующий раз! А сейчас дают вам задание на дом:

VI. Домашнее задание: контрольные вопросы стр.105-106, упр. 253.

VII. Рефлексия.

  • Я доволен (не доволен) своим путешествием, потому что...
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (10.06.2013)
Просмотров: 1420 | Теги: методические наработки учител, новаторский урок, конспект урока русского языка, русский язык в школе, учителю русского языка, готовые конспекты уроков | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0