Цели.
1. Помочь учащимся уяснить на примерах
морфологические признаки и синтаксическую роль
частей речи.
2. Повторить понятия частей речи в игровой
форме.
3. Учить находить орфограмму в любой морфеме и
графически объяснять.
4. Работать над предупреждением ошибок в речи.
5. Учить оценивать свою работу.
Оборудование: карточки, тесты (электронный и бумажный вариант),
оценочные листы.
I. Оргмомент.
1. Цель.
2. Реклама.
Реклама страны "Части речи”
25 апреля на теплоходе "Пятёрка” Вы
сможете посетить все города огромной и
замечательной страны, в которой правит королева
Морфология.
Вы посетите город Сущград, Прилагград,
Глаголинск, увидите своими глазами самый большой
водопад Наречие.
Круиз закончится в порту "Кривые зеркала”.
Этот круиз будет стоить вам всего 10 "пятёрок”. У
нас самые низкие цены. Получите "пятёрки” и вы
уже в пути.
3. Представление команд экипажей.
I. "Умейки”.
II. "Знайки”.
III. "Неунывайки”.
II. Повторение теоретических знаний частей речи.
Знакомство с жителями королевства
"Морфологии”.
1. Сказка.
В стране Морфологии, в своём городе, который
давным-давно носил другое название Предметинск,
а потом его переименовали в Имя Существительное,
живут имена. Живут они все на огромном древе
познания, и каждое из них – листик с именем. Как
только появляется новое понятие – вырастает
новый листик с новым именем.
Днём все они служат в соседнем синтаксисе, где
на них всё держится. Они всё могут. Могут быть и
подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и
определениями, и обстоятельствами.
2. Беседа.
Что мы знаем о слове?
Слово - главный работник в языке. У каждого
слова есть своя работа. Одни слова обозначают
предметы, другие – действия, третьи – признаки.
Есть и такие слова, которые ничего не обозначают,
они помогают словам – обозначениям связываться
друг с другом в предложении.
А что означает слово морфология?
Оно состоит из двух частей: морфо – по-гречески
"форма”, логос – "учение”.
III. Существительное.
а) Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
б) Беседа.
Имя существительное – самая представительная
часть речи. Почти каждое второе слово в нашей
речи – имя существительное. Это наиболее
самостоятельная часть речи. Имя существительное
– ведущая часть речи и в грамматике имеет род,
число, падеж, склонение.
Имя существительное – важнейшая часть речи.
Ещё первобытные люди, познавая природу, называли
окружающие предметы и явления, и эти
наименования закрепились в языке.
Связь одних слов с другими устанавливают
падежи имён существительных.
IV. Глагол.
а) Что без меня предметы?
Лишь названия,
А я приду –
Все в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
б) Беседа.
Глагол – настоящий богатей среди частей речи:
имеет лицо, время, наклонение, вид и залог – ни у
кого нет столько форм. Глагол и работник хороший:
всегда при деле, всегда с кем–то связан. Но как
ему согласовываться с существительным,
числительным, местоимением, если у них нет ни
лица, ни времени, ни наклонения, ни вида, ни залог?
Приходится глаголу брать взаймы род и число у
этих частей речи, чтобы с ними согласовываться.
Эти части речи охотно делятся с глаголами своими
формами, ведь он так привлекателен в общении.
По частоте употребления глагол занимает второе
место после существительного. Самыми
употребляемыми (частотными) являются следующие
глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать,
видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить,
иметь, смотреть, казаться, взять, понимать,
делать, значить.
V. Прилагательное.
а) Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
б) Сказка.
Родились Прилагательные от существительных и
образовали себе новый город, жители которого,
признаки предмета, служили у существительного.
Прилагательные были с очень покладистым
характером, они с удовольствием соглашались бы
со всем с существительными, да вот незадача: не
было у прилагательных собственных рода, числа,
падежа.
- А что если нам попросить их у
Существительного, ну хотя бы на время, - мечтали
Прилагательные и решили поговорить об этом с
Существительными. Тем пришлись по душе скромные
просители, и они одолжили признакам свои формы.
Предметы были очень рады иметь новых друзей. Так
и живут до сих пор Прилагательные,
согласовываясь с Существительным в форме рода,
числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.
в) Беседа.
Представьте себе ровную асфальтированную
дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно
смотреть долгое время на серое однообразие
первой, как радует глаз вторая. Каких только нет
там форм, размеров, окрасок: зелёные, стройные,
высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые,
длинные, низкорослые, голубые, круглые,
фиолетовые, прямые и т.д.
Всё это разнообразие передаётся с помощью
прилагательных. Именно они делают нашу жизнь
живописной.
Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы
постоянно стремимся не только назвать предмет,
но и оценить его, определяя его качественную
сторону.
По частоте употребления прилагательное
занимает третье место после существительного и
глагола.
VI. Наречие.
а) Сказка.
Наречие легко образуется от других слов. И это
не случайно. Наречия появились в русском языке
позже других частей речи. Имена и глаголы к тому
времени уже растащили все слова по своим
владениям. Вот и пришлось наречиям переманивать
к себе чужие слова. Проще всего это оказалось
сделать с некоторыми прилагательными. Заменили в
слове хороший окончание суффиксом О и
получилось замечательное наречие. Хорошо!
Потом наречия добрались до существительных. Тут
работы оказалось побольше: предлог превратился в
приставку, окончание – в суффикс.
Потом добрались наречия и до числительных, и
даже до глаголов. Из двое получилось вдвоём
и надвое, из скакать – вскачь
и наскаку.
Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур
похожи эти наречия на имена с предлогами.
б) Беседа.
В отличие от имён и глаголов наречие не
изменяется. У него нет таких грамматических
значений, с помощью которых оно присоединяется к
другим словам.
Слово наречие – очень старое, оно встречается в
древнерусском языке. Корень речь как бы
связывает его с глаголом. Древние римляне
называли эту часть речи "приглаголием”.
Русские грамматисты называли его точно так же,
изменив лишь приставку, видя главное содержание
наречия в том, что оно должно быть при глаголе или
накладываться на глагол.
VII. Местоимение.
а) Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
б) Беседа.
- Будьте любезны, - обратилось как-то
Существительное к Местоимению, - займите на время
моё место, я уже все глаза намозолило…
Действительно, чтобы не повторяться в речи
много раз и не быть назойливыми, Существительное,
Прилагательное и Числительное оставляют вместо
себя своих заместителей – Местоимения.
Заместители имён такие работящие и
разносторонние, что в речи они употребляются
чаще своих начальников, и уж во всяком случае
местоимения он, она, оно, они могут
заменить любое существительное.
VIII. Числительное.
а) Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
б) Сказка.
Числительные счёт любят! Не сразу человек
научился считать и создал имя числительное. Из
всех частей речи эта – самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто
Числительное другими частями речи? К сожалению,
мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку, -
сказал председатель.
- Существительное, подсчитайте количество
голосов.
- Кто- то крикнул: "Много”, - и существительное
подхватило:
- Много!
- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?
- Товарищ председатель, - вступился Глагол -
Существительное умеет считать по порядку, у него
есть единственное число, обозначающее один
предмет, и множественное со значением
неопределённого множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? –
расстроился председатель.
- Числительное!!! - хором вдохнул зал.
Вот оказывается какая важная часть речи это
Числительное.
в) Беседа.
Числительное чаще всего употребляется при
счёте. Как и другие имена, числительные
склоняются (изменяются по падежам).
Чисел в русском языке бесконечное множество. А
вот "счётных слов” не так уж и много. Как же в
таком случае нам удаётся обозначить каждое число
словом? Оказывается, это возможно потому, что от
одного числительного образуется множество.
IX. Проверка практических знаний. Круиз.
(Форма соревнования. Кто первым доберётся до
Королевства). Вперёд, в королевство Морфологии.
1. Наш круиз начинается в порту "Кривое
зеркало”, где хозяйничают местоимения. Но для
того, чтобы благополучно приплыть в город
Сущград, мы должны всех жителей страны
распределить правильно по домам и узнать какую
работу они выполняют.
Карточка №1:
Разбор по членам предложения с определением
части речи. 1. Пока мы работали с жителями этого населённого
пункта, Ь потерялся, обретя дружбу со служебными
частями речи, которые постоянно вырываются из
вулкана. Верните его на место.
Карточка №2:
Вставьте, где нужно Ь, объясните.
Нестись вскачЬ, зорко стеречЬ, хлеб горяч, с
низких туч, тёмная полночЬ, убежать прочЬ, съешЬ
бутерброд, майский ландыш, янтарная брошЬ, компот
из груш, ударить наотмашЬ, отрежЬте хлеба, воздух
свеж, молодой стекольщик, пятЬ испытаний,
семЬдесят пассажиров, пятЬсот семнадцатЬ.
1. Отправляемся дальше, но вдруг видим тонут
буквы Е и И. Нужно помочь.
Карточка №3:
Выделить окончания, указать их грамматическое
значение.
Без букв и грамматикИ не научИШЬся и
математикЕ.
На хорошей лошадкЕ скачЕм по дорожкЕ, а на худой
по сторонкЕ.
Богатырь и на тигрЕ поедЕТ.
ЗнаЕШЬ друга в радостИ, не оставляй и в горестИ.
Набирайся ума в учениИ, храбростИ – в сражениИ.
1. И опять преграда. Суффиксы своими спинками
построили запруду, нам нужно дать им названия и
путь свободен.
Карточка №4:
Вставить орфограммы, выделить суффиксы,
указать их значение
ПламЕНи, разведЧИК, каменЩИК, ключИК, комочЕК,
башмачОК, попросИЛСЯ, написать, советовАТЬ,
рассказЫВАТЬ, песчАНый, мышИНый, медлЕННый,
деревЯННый, весЕННий, издавнА, зановО, справА,
влевО, досухА, направО.
1. Если вы правильно укажите морфологические
признаки этих частей речи, то вы уже в порту, из
которого до королевы Морфологии несколько шагов.
Карточка №5:
Указать морфологические признаки частей речи.
Сегодня я для вас приготовила хорошее задание.
Сегодня – нар.времени, неизм.ч/р.
Я – личн.мест., 1 л., ед.ч., И.п.
Вас – личн.мест., 2 л., мн.ч., Р.п.
Для – предлог.
Приготовила – гл., II спр., изъев.н., невозвр.,
прош.вр., ж.р., ед.ч.
Хорошее – прил., кач., полное, ср.р., ед.ч., В.п.
Задание – сущ., неодуш., нариц., 2 скл., ср.р.,
ед.ч., В.п.
1. Итак, последнее испытание, нужно пройти
таможню. Для этого ответьте на вопросы (в форме
"брейн-ринга”).
- Какая часть речи обозначает действие предмета?
(Глагол)
- Какие части речи заменяет местоимение?
(Существительное, прилагательное, числительное)
- Когда в суффиксе существительных и
прилагательных, наречий после шипящих пишется О?
(Под ударением)
- Почему наречие по-русски пишется через дефис?
(По…и)
- В каких наречиях не пишется Ь? (Уж, замуж,
невтерпёж)
- Когда в числительных Ь пишется в середине слова?
(От 50-80, 500-900)
- Какая часть речи не имеет окончания? (Наречие,
деепричастие)
- В каком разряде местоимения пишутся через
дефис? (Неопредел.)
X. Итог.
Дополнительные задания.
На какие группы делятся части речи?
(Cамостоятельные и служебные)
Часть речи, которая употребляется чаще всего.
(Cуществительное)
Слова – исключения из правила о суффиксах -ан-,
-ян-. (Оловянный, стеклянный, деревянный)
Сколько склонений в русском языке? (3)
Сколько спряжений в русском языке? (2)
Как пишется "не" с глаголами? (Раздельно)
Свойства каких частей речи объединяет
причастие? (Глагол+прилагательное)
Свойства каких частей речи объединяет
деепричастие? (Наречие+глагол)
К какому склонению относится рожь? (3)
К какому спряжению относится ненавидеть? (2
(искл.))
Как пишется "не" с существительными,
прилагательными, наречиями, если можно заменить
синонимом? (Cлитно)
Разряд местоимения Я. (Личное)
Какого наклонения глагол отрежьте?
(Повелит.)
Могут ли прилагательные быть сказуемым?
(Краткие)
Какую часть речи называют отглаголием?
(Наречие)
Сколько падежей в русском языке? (6)
На что указывает суффикс "л"? (Прош.вр.)
На что указывает суффикс "ть"? (Инфинитив)
У существительных какого склонения не бывает
окончания "е"? (3)
В каких суффиксах прилагательных пишется
"нн"? (-енн-,-онн-)
Карта королевства морфология |