Четверг, 05.12.2024, 09:23


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок-путешествие по русскому языку в 6-м классе "Повторение имени числительного"

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1. В результате урока ученики повторят изученный материал об имени числительном.
2. Практикуются в применении орфографических правил при написании числительных

Развивающие:

1. Ученики учатся распознавать имя числительное среди других частей речи, имеющих числовое значение (существительных и прилагательных).
2. Усваивают нормы употребления числительных в речи, а именно учатся
– читать, правильно артикулируя, цифровой материал;
– писать числа словами, соблюдая орфографические нормы и нормы изменения числительных по падежам, нормы управления и согласования числительных в сочетаниях с существительными.
3. В результате урока развивается коммуникативную и познавательную деятельность обучающихся.

Воспитательные:

1. Обучающиеся понимают необходимость взаимовыручки.
2. Убеждаются в том, что надо знать историю родного города, края, любить Родину, уметь видеть прекрасное в окружающей жизни, передавать своё восхищение в слове.
3. Осознают внутрипредметные связи: грамматики естественнонаучных дисциплин (математики, географии, истории) и литературы

Оформление:

  • План по теме на переносной доске, цветной мел
  • Таблица «Морфологический разбор имени числительного»
  • Карточки для групповой работы.
  • Плакат с кроссвордом «Солнышко», маркер, скотч
  • Распечатка стихотворения кулебакского поэта Владимира Федоровича Чернова «Кулебакская сторонушка моя» 
  • Сигнальные карточки (зеленого, жёлтого и красного цвета)

План урока с хронометражем:

  1. Оранизационный момент.
  2. Сообщение и запись урока.                                                1 мин.
  3. Проверка индивидуального задания.                                   1 мин.
  4. Ассоциативное восприятие текста.                                     4 мин.
  5. Сообщение целей урока.                                                       1 мин.
  6. Проверка домашнего задания                                               5 мин.
  7. Синтаксическая пятиминутка.                                              5 мин.
  8. Работа в группах. Взаимопроверка.                                     10 мин.
  9. Самостоятельная работа с деформированным текстом     7-10 мин.
  10. Подведение итогов урока. Рефлексия.                                 2 мин.
  11. Домашнее задание.                                                                1 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Самооценка настроения в начале работы. 

2. Сообщение темы урока 

– Ребята, сегодня на уроке мы отправимся путешествовать по удивительной стране, которой не найдёшь на карте. Название её вы легко узнаете, прочитав загадку П.Чеснокова:

Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.

– О какой части речи идёт речь? Молодцы, сегодня мы побываем в стране Имя числительное.
Записываем дату и тему урока: «Повторение изученного об имени числительном»
Мы не только повторим ранее изученное об этой части речи, но и узнаем много интересного.

3. Проверка индивидуального задания

Выступление ученика, работавшего с краеведческим материалом

Цифры окружают нас повсюду. Мы привыкли видеть их в газетах и журналах, слышать о них по телевидению и по радио. Числительное говорит нам о многом: оно знает, сколько продукции изготовил за 1 день рабочий и сколько в течение года открылось в стране новых школ, театров и супермаркетов, сколько ребят учится в школах. Числительное как беспристрастный свидетель расскажет нам о том, что в Кулебакском районе 61, 2 тысяч жителей, 264 предприятия и организации, 58 предприятий малого бизнеса, 19 школ, 2 гостиницы, 5 действующих церковных приходов.

4. Ассоциативное восприятие текста

– Послушайте стихотворения кулебакского поэта Владимира Федоровича Чернова «Кулебакская сторонушка моя» 

– Каким видит родной край поэт?

Читает заранее подготовленный ученик, у ребят на столах распечатка. 

Подумайте над вопросами:

1) Если бы для стихотворения нужно было выбрать палитру красок, какой цвет бы выбрали вы? Что бы нарисовали?
2) Какова идея (основная мысль) стихотворения? (Нет лучше родного края).

Родины себе не выбираем,
Имени себе мы не даём,
Землю, где родились и живём,
С детства называем отчим краем. (Виктор Ефремов)

5. Сообщение целей урока.

Цели урока:

  • узнать больше об истории родного края,
  • повторить разряды числительных;
  • усвоить нормы употребления числительных в речи: читать, правильно артикулируя цифровой материал, соблюдая нормы изменения числительных по падежам;
  • практиковаться в правильном написании числительных.

6. Проверка домашнего задания

– Я приглашаю вас в путешествие по стране Имя числительное. Попасть в страну числительных можно, только зная особый код страны. Для этого нам нужны отважные и находчивые помощники, им предстоит разгадать код страны по карточкам.

1) Морфологический разбор числительного и существительного, имеющего числовое значение. Работа по карточкам у доски (2 ученика) 

2) Фронтальная работа с классом.

– Пока ребята работают, проверим, как вы готовы к путешествию. Дома 1 и 2 группа ребят составляла план рассказа об имени числительном. Сверьте свой план. (До урока план записан на переносной доске учеником) Расскажите об имени числительном по плану.
Домашнее задание 3 группы проверим во время путешествия.

7. Синтаксическая пятиминутка

Работа в парах. 

Слово учителя:Как вы знаете, в пословицах и поговорках заключена вековая мудрость народов, а числовые данные придают им реальный смысл.

Задание: Прочитайте пословицы и поговорки народов мира. Выпишите пословицу, в которой выделенное слово является числительным. Подчеркните числительные как члены предложения.

Работа в парах.

1. Сколько углём ни три – чище не станет. (Сингальская пословица)
2. Оглядывайся на себя по три раза в день. (Японская пословица)

Проверка в парах.

– Какую пословицу записали в тетрадь? (2)
– Молодцы! Ребята, вы хорошо подготовились к путешествию.
– Наши помощники тоже готовы. Проверим, как выполнено задание.
Ребята у доски отлично справились с заданием, значит, мы легко назовем словесный код страны Имя числительное.

Вопросы-ключи к коду:

– Почему существительные, прилагательные, числительные называются именными частями речи?
– Что у них общего? Сравните морфологический разбор слов: на тройке и у семи (пастухов)
Обращаемся к индивидуальной работе ребят по карточкам на доске.
Осталось назвать код страны: Как же отличить имя числительное от других частей речи?
(8 слайд) Код:Числительное можно записать словами и числами.

8. Работа в группах. Путешествие по станциям 

Слово учителя: Итак, код разгадан и мы, переплыв океан, попали в страну Имя числительное. Здесь мы сделаем несколько остановок
– совершим экскурсию по городу Математиков;
– побываем в Замке кроссвордов;
– отдохнём на берегу озера Орфографического;
– посетим клуб «Знатаки литературы»;
– потрудимся на благо Родины в деревне Исторической.

На каждой остановке нам надо будет показать свои знания, находчивость, смекалку.

Работа в группах

– Разделимся на группы:
1 группа отправится в город Математиков и посетит Замок кроссвордов
Вы будете работать под девизом: «Без грамматики не выучишь и математики»

Задание: 

Заполните кроссворд «Солнышко»
При проверке читаем цепочкой с комментированием.
3 группа даст оценку работе 1 группы.
2 группа полюбуется окрестностями озера Орфографического.
Ваш девиз: «Один ум хорошо, а два лучше»

Задание:

  • Упражнение 369 стр.149
  • Какие числительные надо писать с удвоенной согласной?

Самопроверка со слайда компьютера.
Задание классу: выписать в тетрадь слова с удвоенной согласной.
3 группа будет представлять наш класс в Клубе «Знатоки литературы»

Задание: 

Индивидуальное задание:

Словосочетание 714 килограмм поставьте в форме Р.п., Д.п., Т.п., П.п.(1 ученик выполняет это задание на переносной доске.)

Р.п. – семисот четырнадцати килограммов
Д.п. – семистам четырнадцати килограммам
Т.п. – семистами (семьюстами) четырнадцатью килограммами
П.п. – о семистах четырнадцати килограммах

(Группа предлагает классу задание, развивающее мыслительную деятельность и культуру речи:

– Исправьте допущенную ошибку цветным мелом. Запишите правильный вариант в тетрадь. (Ошибка в употреблении Т.п.)

Взаимопроверка в парах с переносной доски.

«В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии» Николай Егорович Жуковский

Проверка д/з поискового характера у 3 группы учеников.

Ребята дома работали под девизом: «Что сделал добрый человек, того не забудут вовек»
– Назовите произведения, данных авторов, в названии которых встречаются числительные.

Ответы:
Сказки: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», Ю.Олеша «Три толстяка», Л.Н.Толстой «Три медведя», русская народная сказка «Три поросёнка»
Произведения: А.Дюма «Три мушкетёра», Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Пять недель на воздушном шаре», В.Каверин «Два капитана».

Консультанты объявите оценки ребят в группе (в каждой группе перед уроком назначен учителем 1 консультант).

Слово учителя: Каждая группа хорошо справилась с первым испытанием. А теперь все вместе потрудимся на благо Родины в деревне Исторической.
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей», – гласит народная мудрость.

9. Самостоятельная творческая работа

Коллективная работа с деформированным текстом. Подготовка к самостоятельной работе.

Группе ребят было дано индивидуальное задание творческого характера. Пользуясь краеведческим материалом, собрать материал об истории родного города. Вот какой информацией они хотят поделиться с вами.

Выступление ученика от группы.

Задание: 

(Ребята работают под музыку. Звучит песня о Кулебакском металлургическом заводе певца и композитора Станислава Толбухина на стихи местного поэта Тамары Егоровны Приезжевой «Металлург – железная натура»)

Самопроверка со слайда

1 ученик читает вслух получившийся текст.

Опрос: Расскажите о склонении составных порядковых числительных. (В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово).

Слово учителя: Это последняя остановка. Консультанты собирают тетради. Пора возвращаться домой, в любимый город. 

Как бы ни манили вас большие города,
Интересные перспективы, но в душе
Кулебачанина всегда будет жить
Трепетное чувство любви к малой Родине!

10. Подведение итогов урока. Рефлексия (пальчиковая гимнастика)

Поведем итоги путешествия.

Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой. (Проводится 35-й минуте урока – в период снижения работоспособности)

Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ответьте на вопросы:

  • МИЗИНЕЦ. Какую роль выполняет числительное в речи?
  • БЕЗЫМЯННЫЙ. Почему тройка, пятерка, сотня – существительные, 3, 5, 100 – числительные?
  • СРЕДНИЙ. В склонении каких числительных есть только две формы? (40, 90, 100)
  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Чем отличается склонение словосочетаний 5 книг и стопка книг? (Cклоняются как существительные 1 склонения)
  • БОЛЬШОЙ. Какое у меня настроение? Что я делал и чего достиг?

Шкала оценок Ребята поднимают сигнальные карточки.

11. Домашнее задание (дифференцированное)

2 группа: Упр.388
1 и 3 группы: Творческое письменное задание (по упр.389)
выступление на тему: «Берегите родной город».

Занимательная страничка «А знаете ли вы?» 

По частотности употребления числительные занимают 8-е место. Среди слов самыми частотными являются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10. В 1 десятку самых частотных входят тысяча и миллион.
Лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард. До сих пор учёные не пришли к единому мнению по поводу слов 1000 и 1000000. Одни относят их к числительным, другие – к существительным. Для этого у учёных есть все основания. Какие?
Есть и признаки числительного:
– обозначают количество, можно записать цифрами;
– образуют порядковые числительные.
– в предложении представляют собой неделимое словосочетание.
Есть и признаки существительных
– имеют род: МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД – м.р., а ТЫСЯЧА – ж.р.
– сочетаются с прилагательным как имена существительные: целая тысяча, последний миллион.
Сравним: Целая корзина, последний экземпляр.
Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, придумал слово миллион, которые состоит из итальянского слова «мили», означающего «тысяча», и «оне», равного суффиксу -ищ- (домище, ручища), т.е. слово миллион соответствует несуществующему в языке слову «тысячища».
Семь – особое число, в нём есть волшебство.
Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь чудес на свете. Примерно 4 тысячи лет назад у древних народов Ирака были уже первые астрономы. Они наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил, и заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, разделили на 4 части, и каждый из 7 дней посвятили одному из 7 божеств. Так возникла 7-дневная неделя. Число 7 считалось священным. Оно вошло во многие пословицы и поговорки народов мира.
О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: «У него семь пятниц на неделе». Об умном человеке говорят: «Он семи пядей во лбу». Провинившийся человек, совершая очередной проступок, говорит: «Семь бед – один ответ». Часто употребляется: «Семеро одного не ждут». О дальних родственниках скажут: «Седьмая вода на киселе». О чем-либо хорошо спрятанном говорят: «За семью замками». О трудолюбивом человеке: «Работает до седьмого пота». Когда не хотят допустить ошибку, советуют: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Число семь встречается и у других народов. Армянская пословица замечает: «Для лентяя неделя – семь воскресений».

Слово учителя:

Рефлексия 

Спасибо! Было приятно с вами работать!!!

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (10.06.2013)
Просмотров: 4272 | Теги: методические наработки учител, новаторский урок, конспект урока русского языка, русский язык в школе, учителю русского языка, готовые конспекты уроков | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0