Цель: комплексная проверка
лингвистических и коммуникативных умений
школьников:
рассуждение на лингвистическую тему;
сопоставление языковых фактов;
оценка выразительности речи и
эстетической функции языка.
Предварительное задание:
перечитать рассказы И.С. Тургенева «Певцы», И.А.
Бунина «Косцы».
В хорошо подготовленном классе можно
провести сопоставительно-стилистический
анализ обоих отрывков.
Класс делится на две группы. Каждая
группа самостоятельно анализирует
художественные тексты – отрывок из рассказа
И.Тургенева «Певцы» (карточка № 1) и из рассказа
И.Бунина «Косцы» (карточка № 2), предварительно
выполняя задание. Одновременно группы
знакомятся с вопросами, предусматривающими
сопоставление отрывков (карточка № 3).
Выступления учащихся в процессе обсуждения
дополняются, корректируются учениками другой
группы. Предварительно в группах назначаются
оппоненты и рецензенты, которые следят за
логикой выступлений, оценивают качество
высказываний своих товарищей.
Задание. Вставьте пропущенные
буквы, раскройте скобки и поставьте недостающие
знаки препинания.
Карточка № 1
1. Он глубоко взд_хнул и запел...
2. Первый звук его голоса был слаб и
неровен и казалось (не)выходил из его груди но
пр_несся откуда(то) издалека словно залетел
случайно в комнату.
3. Странно подействовал этот
трепещ_щий, звен_щий звук на всех нас; мы взгл_нули
друг на друга а жена Николая Ивановича так и
выпр_милась.
4. За этим первым звуком последовал
другой более твердый и протяжный но все еще
видимо дрожащий, как струна, когда внезапно
прозвенев под сильным пальцем она колеблется
последним, быстро замирающим колебаньем, за
вторым – третий, и понемногу разгорячаясь и
расширяясь полилась заунывная песня.
5. «Н_ одна во поле дороженька
пролегала» пел он и всем нам сладко становилось и
жутко.
6. Я признаюсь редко слыхивал подобный
голос: он был сле_ка разбит и звенел, как
надтреснутый; он даже сначала отзывался чем(то)
болезне_ым; но в нем была и неподдельная глубокая
страсть и какая(то) увлекательно(беспечная)
грус_ная скорбь.
7. Русская, правдивая, горячая душа
звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце
хватала прямо за его русские струны...
8. Песнь росла разливалась.
9. Яковом видимо овладевало упоение: он
уже не робел, он отдавался весь своему счастью;
голос его не трепетал более – он дрожал, но той
едва заметной внутренней дрожью страсти, которая
стрелой вонзается в душу слушателя, и беспреста_о
крепчал твердел и расширялся.
Карточка № 2
1. Теперь они пели: «Ты прости-прощай
любезный друг!». Подвигались но березовому лесу
бездумно лишая его густых трав и цветов и пели
сами (не)замечая того. И мы стояли и слушали их
чувствуя, что уже (ни)когда (не)забыть нам этого
предвечернего часа и (ни)когда (не)понять а
главное не высказать вполне, в чем такая дивная
прелесть их песни.
2. Прелесть ее была в откликах в
звучности березово_ леса. Прелесть ее была в том,
что (ни)как (не)была она сама по себе: она была
связана со всем, что видели, чу_ствовали и мы и
они, эти рязанские косц_. Прелесть была в том
несознаваемом, но кровном родстве, которое было
между ими и нами – и между ими, нами и этим
хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым
воздухом, которым дышали и они, и мы с детства,
этим предвечерним временем, этими облаками на
уже розовеющем западе, этим свежим молодым лесом,
полным медвяных трав по пояс, диких (не)сметных
цветов и ягод, которые они поминутно срывали и
ели, и этой большой дорогой, ее простором и
заповедной далью.
3. Прелесть была в том, что все мы были
дети своей родины и были все вместе и всем нам
было хорошо спокойно и любовно без ясного
понимания своих чувств, ибо их и (не)надо,
(не)должно понимать, когда они есть. И еще в том
была (уже совсем не осознаваемая нами тогда)
прелесть, что эта родина этот наш общий дом была
– Россия. И что только ее душа могла петь так, как
пели косц_ в этом перекл_кающемся на каждый их
вздох березовом лесу.
4. Прелесть была в том, что это было как
будто и (не)пение, а именно только вздохи, под_емы
молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь,
как когда(то) пелись песни в России и с той
(не)посредственностью, с той (не)сравненной
ле_костью, которая была свойстве_а в песне только
русскому... И прекрасны совершенно особой, чисто
русской красотой были те чувства, что
рассказывали они своими вздохами и (полу)словами
вместе с откликающейся далью, глубиной леса...
5. «Ты прости-прощай, родимая
сторонушка» – говорил человек и знал, что
(все)таки нет ему подли_ой разлуки с нею, с
родимой, что куда бы н_ забросила его доля, все
будет над ним родное небо, а вокруг –
беспр_дельная родная Русь, гибельная для него,
балова_ого, разве только своей свободой,
простором и сказочным богатством.
Карточка № 3
1. Определите, что объединяет оба
отрывка.
2. Каким настроением проникнут каждый
отрывок, с помощью каких слов, словосочетаний
создается это настроение?
3. Как соотносятся друг с другом
предметно-логическая и
эмоционально-экспрессивная стороны в этих
фрагментах рассказов? Назовите формы их
выражения.
4. Постарайтесь выделить
композиционные части в текстах. Что общего и в
чем различие в их структуре?
5. Как композиция каждого из текстов
способствует логике проникновения в музыкальный
образ?
6. Какие образы возникают в воображении
слушателей? С чем ассоциируется мастерское
исполнение песни?
7. Какие понятия являются для авторов
самыми важными? Подтвердите свой ответ. Выделите
основные семантические ряды.
8. Какую эстетическую функцию
выполняют в тексте имена существительные?
9. Выделите эпитеты-прилагательные и
определите их функцию в создании музыкального
образа.
10. Найдите сравнения в каждом отрывке.
Каким образом сравнения связаны с авторской
идеей?
11. Определите, какие синтаксические
конструкции характерны для каждого из отрывков.
Как сложные предложения, осложненные
конструкции помогают создать музыкальный образ?
Докажите это мнение примерами из текстов.
12. Есть ли в предложенных отрывках
анафоры?
|