Проверка домашнего задания.
Три ученика у доски в роли учителя.
Сами ведут урок, сами ставят оценки.
Комментированный диктант
Прист_жная в русской тройке, прист_жной
воротник, укр_титель тигров, раздр_жать своим
поведением, покр_вительство друга, гр_дущее
поколение, прив_дение к общему знаменателю,
ласково ут_шать внука, раск_лить докрасна,
ув_дающий цветок, благосл_влять на подвиг,
скр_пить печатью, просл_влять героя, страшное
прив_дение.
Расположите слова в порядке их
словообразования.
Уверенно, вера, уверить, уверенный,
верить;
удивить, диво, удивительный, дивить, удивительно;
воз, перевоз, перевозить, возить;
осмотрительность, осмотреть, осмотрительный,
смотреть.
Восстановите опущенные звенья
словообразовательной цепи.
Чары – очаровательно;
свет – светать;
ставить – выставочный.
В каждой группе укажите четвертое
лишнее.
1. Жемчужинка, изюминка, дождинка,
смородинка.
2. Бревенчатый, кольчатый, узорчатый, матерчатый.
Вспомните и напишите как можно
больше фразеологизмов, в составе которых есть
слова с приставками пре- и при-.
Словарный диктант
Бездна премудрости; камень
преткновения; превозносить до небес; преклонный
возраст; преклонить колени; приклонить голову;
принимать за чистую монету; принять резолюцию;
привести к общему знаменателю; пришел, увидел,
победил; присутствие духа.
Беседа с учащимися
Зачем нужно изучать орфографию?
Зачем необходимо грамотно писать?
Можно ли писать грамотно, но
неаккуратно?
После беседы записать слова
известного ученого-лингвиста Л.В. Щербы.
«Многие из орфографических ошибок
школьников являются результатом распущенности.
Хорошая тетрадь, грамотное письмо, четкий почерк
возможны лишь при большой внутренней дисциплине
и подтянутости. Безграмотное письмо читать
трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой
дороге. Так что писать грамотно требует
социальная порядочность, уважение к времени
своего соседа».
Произведите морфологический разбор
одного глагола и одного имени существительного.
Устное задание
Прочитайте предложения. Исправьте, где
необходимо, стилистические неточности,
определив, какое требование к построению
предложений с деепричастным оборотом не
выполнено.
1. Войдя в трамвай, неожиданно начался
дождь.
2. Выполнив работу, я пошел гулять.
3. Дочитав до конца интересную книгу, солнце уже
скрылось.
4. Обидевшись на что-то, сестра перестала со мной
разговаривать.
5. Поработав полгода, отца перевели на другую
работу.
Осложненное списывание. (Вставьте
пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания.)
Ассоль пр_никла в высокую брызгавшую
р_сой луговую траву. Д_ржа руку л_донью (в)низ над
ее метелками она шла улыбаясь струящемуся
прик_сн_вению. З_сматр_вая в особе(н,нн)ые лица
цветов в пута(н,нн)ицу ст_блей она разл_чала там
почти ч_лов_ческие намеки позы усилия дв_жения
ч_рты и взгляды. Ее (н_)удивила (бы) т_перь
проце(с,сс)ия п_левых мышей бал сусл_ков или
грубое в_селье ежа пуга_щего спящего гнома св_им
фукан_ем.
Так в_лнуясь и тр_пеща она под_шла к склону х_лма
скрывшись в его зар_слях от лугового пр_странства
но окруже(н,нн)ая теперь исти(н,нн)ыми св_ими
друз_ями.
Это были крупные старые дерев_я среди жимол_сти и
орешника. Их свисшие ветви к_сались верхних
лист_ев кустов. В сп_койно т_готе_щей крупной
листве каштанов ст_яли белые шишки цв_тов и их
аромат м_шался с зап_хом р_сы и см_лы. Тр_пинка
усе_(н,нн)ая выступами скол_зких к_рней то пад_ла
то взб_ралась на склон. Ассоль чу_ствовала себя
как дома.
Она выбр_лась п_р_пачкав ноги з_млей к обрыву над
морем и встала на краю обрыва з_дыхаясь от
поспешной ход_бы.
(А.Грин)
Домашнее задание
Повторите правописание н и нн
в разных частях речи. Найдите прозаический или
поэтический текст, в котором встречаются слова
на эту орфограмму. |