Словарный диктант
Взр_стить, накл_нить, ум_рать, бл_стает,
бл_с_нуть, возл_жить, ра(с,сс)т_латься, обм_кнуть
сухарик, водор_сли, прик_сновение, неудачное
ср_внение, пор_вняться с ним, Р_стислав, выск_чка,
отр_сль, душеразд_рающий крик, уп_раться,
самовозг_раемый.
Устное задание. Исправьте
стилистические неточности.
1. По обоим сторонам дороги росли
белоствольные березки.
2. Трое подруг ехали на дачу.
3. Обоими ногами малыш стоял в луже.
4. Летом в нашем спортивном лагере работали
тренерами пятеро студенток.
Вставьте пропущенные буквы.
Озаглавьте рассказ. Придумайте его продолжение,
используя в нем производные предлоги.
Северное лето кончилось. (В)течени_
недели шли (не)прерывные дожди. (Не)смотря на
испортившуюся погоду работа шла так(же)
напряже(н,нн)о. Все решили (во)(что)(бы)(то) (не,
ни)стало собрать ко_екцию цветов для научной
конференц_. Боялись только одного что(бы)
(в)следстви_ дождей группа уч_ных (не)осталась (бы)
(на)долго в лесу. (В)виду ухудшения погоды научный
руководитель договорился с ко(л,лл)егами
соб_раться в обратный путь завтра. Но ноч_ю...
Что же случилось ночью? Придумайте
небольшое продолжение рассказа.
Спишите, обозначая условия выбора
написания не и ни.
Где (н_)когда все было пусто, голо,
теперь младая роща разрослась. (А.Пушкин)
Время, когда его (н_)(на)что тратить, становится
(н_)стерпимым грузом. (А.Чаковский) Солнце
своего света (н_)(для)кого (н_)жалеет. (Пословица)
(Н_)куда теперь без книжки нет дороги для
мальчишки. (Л.Ошанин) (Н_)(при)каких
обстоятельствах человек (н_)должен бросать своих
весел. (В.Лидин) Кто (н_)слышал его, всех
поражало его красноречие. Кто (н_)приезжал в
город, тот не видел эту выставку. Нельзя (н_)любить
отечество, какое бы оно (н_)было.
Замените слова синонимами,
являющимися устойчивыми сочетаниями, имеющими в
своем составе ни.
Никуда, сколько нужно, перепуган,
недостаточно, некстати, нечто неопределенное,
никто, напрасно, никаких вестей, тесно, без всякой
причины, как раз, никому, рано.
Слова для справок: ни свет ни заря,
ни жив ни мертв, ни слуху ни духу, ни конному ни
пешему, ни к селу ни к городу, ни стать ни сесть, ни
рыба ни мясо, ни больше ни меньше, ни пава ни
ворона, ни с того ни с сего, ни за что ни про что, ни
тот ни другой, ни два ни полтора, ни взад ни
вперед, ни много ни мало.
Домашнее задание (или классное,
если останется время)
А. Напишите письмо другу (подруге) о
своем впечатлении от книги, прочитанной летом,
используя не и ни.
Б. Мини-изложение с продолжением.
Древняя Русь ценила книги как
редчайшие сокровища. Иметь несколько книг – это
означало обладать целым состоянием. «Повесть
временных лет» называет книги реками
неизмеримой глубины, поящими вселенную мудрости.
«Если прилежно поищешь в книгах мудрости, –
замечает летописец, – то найдешь великую пользу
душе своей».
(Е.Осетров)
С чем бы вы могли сравнить книги?
Продолжите текст.
Домашнее задание.
Приготовьтесь к диктанту. |