ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное
слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы снова встречаемся со
словом: вас ждет встреча со «старыми знакомыми»,
вы узнаете также много нового и интересного о
языке, его словарном богатстве. В этом нам
помогут науки: лексика, фразеология, этимология,
орфоэпия.
Каждому культурному человеку (я думаю, в этом вы
со мной согласитесь) необходимо знание единых
для всех норм литературного языка (устного и
письменного). Речь служит яркой характеристикой
культурного и интеллектуального уровня
человека. Запишите новое слово (наша встреча со
словом уже началась):
ИНТЕЛЛЕКТ – ум, мыслительная способность
человека.
«Заговори, чтобы я тебя увидел». Эти мудрые
слова принадлежат философу Сократу. Как приятно
разговаривать с человеком, речь которого
образна, правильна, каждое слово употреблено к
месту и ко времени. А как вы понимаете русскую
пословицу: «Хромое слово – хромая речь»? (Ответы
учащихся.)
Что нужно делать, чтобы речь не была хромой?
Чтобы речь была правильной, выразительной, надо
знать много слов, дружить с книгой
(художественной и научной), словарями. (Учитель
обращает внимание на стенд.)
Здесь собраны словари-книги о нашем языке, о его
словах, крылатых выражениях, об их происхождении.
С некоторыми из них вы знакомы, к другим
обратимся на сегодняшнем и на последующих
уроках.
2. «Справочное бюро».
Работа с толковым словарем С.И. Ожегова и
Н.Ю. Шведовой. (Два человека получают задание
по карточкам.)
Задание. Выберите и запишите на доске
слово, соответствующее данному значению.
Расскажите о выбранном слове, используя все
данные словаря, составьте с ним словосочетание
или предложение.
Карточка 1 |
«Соглашение взаимных уступок» |
Компонент
компромисс
комплект |
Карточка 2 |
«Узкое, крытое
помещение, соединяющее части здания, а также
длинный балкон вдоль здания» |
Галантерея
оранжерея
галерея |
3. Игры со словом.
«Встреча со старыми знакомыми» (пишем
словарный диктант).
Пока наше справочное бюро подбирает материал и
готовится дать информацию о задуманных словах,
встретимся со старыми знакомыми; словарный
диктант («орфографическая зарядка» и игра в
«Солнышко»). (Работа со словарными словами
ведется на каждом уроке индивидуально.)
Блицигра «Справочное бюро»
Задание. Выберите слово, которое имеет
лексическое значение
а) «Проявляя возмущение, крайнее недовольство».
1. (Не)годуя.
2. (Не)истовствуя.
3. (Не)доумевая.
б) «Рассчитывая на что-то, добиваясь
чего-то».
1. Пр_з_рая.
2. Прен_бр_гая.
3. Пр_т_ндуя.
Игра «Диктор»
Задание. Прочитайте слова, соблюдая
орфоэпическую норму.
Прибывший вовремя; понявший объяснение; взята
напрокат; создана для счастья; переведена в 7-й
класс; увя_шие цветы; станешь еще красивее;
прибыла украинская команда; премировать
поездкой в Москву; звонят ежечасно; более 780
учебников; к первому октябр_; с об_их сторон.
Задания. 1. Составьте со словом подлинный
предложение.
2. Подберите к данному слову синонимы.
(Подлинный – истинный, настоящий,
действительный.)
Игра «Узнай слово»
Какие слова в русском языке имеют следующие
латинские корни?
См. запись на доске:
terra (лат.) – «земля» (территория, терраса,
террариум);
vitre (лат.) – «стекло» (витрина, витраж);
memor (лат.) – «память, воспоминание» (мемориал,
мемориальный, мемуары, мемуарист);
patria (лат.) – «родина, отечество» (патриот,
патриотизм).
В подборе слов может оказать помощь «Словарь
иностранных слов» (учитель демонстрирует
словарь). Знание иностранных корней поможет
запомнить правописание некоторых слов с
непроверяемыми гласными.
4. Домашнее задание.
Выучите написание и лексическое значение новых
слов, изученных сегодня на уроке. Подготовьте
словарный диктант, включив в него примерно 12–15
словосочетаний.
5. Устный журнал «Крылатая мудрость».
Выступление поисковой группы. Ученики читают
подобранные дома фразеологизмы, в состав которых
входят деепричастия.
Фразеологизмы с деепричастиями:
Засучив рукава; не покладая рук; спустя рукава;
сложа руки; сломя голову; положа руку на сердце;
скрепя сердце; бежать, высунув язык; разинув рот;
затаив дыхание; не мудрствуя лукаво; несолоно
хлебавши.
Выступление ученика на тему:
«Почему мы говорим несолоно хлебавши?»
Допишите фразеологизм:
Заблудиться… (в трех соснах).
У черта… (на куличках).
Всеми правдами и… (неправдами).
Не по дням, а по… (часам).
Ждать у моря… (погоды).
Без сучка… (без задоринки).
Закадычный… (друг). |