Цель. Повторить, обобщить и проверить знания, умения и навыки по данной теме; развивать внимание, память, смекалку, культуру умственного труда; вызвать понимание и интерес к деятельности взрослых людей; формировать адекватные взаимоотношения в коллективе, помочь учащимся освоить социальные роли; развивать умение анализировать свою деятельность.
Оборудование. Карточки для индивидуальной работы, словарь: банк,
компаньон, вкладчик, клиент; ДУЗы, ячейки клиентов, значки «Компаньон
Банка», «Агент Банка», вывеска «БАНК».
1 этап. Учитель. Тема
нашего урока «Части речи». Этот урок мы проведём в виде игры, которая
поможет нам прочнее усвоить материал по данной теме и узнать особенности
работы банка. Что такое банк? Это учреждение, которое производит
различные операции с деньгами и ценными бумагами. Наш Банк будет
называться «Банк Знаний». Ваши знания о прилагательном, существительном,
глаголе помогут создать надёжный капитал Банка. А валютой «Банка
Знаний» будет ДУЗ (думай, умей, знай). Одно правильно выполненное
задание соответствует вложению одного или нескольких дузов. Кто из вас
вложит больше дузов, тот станет компаньоном или агентом банка.
2 этап. Учитель. Я, как президент Банка, предупреждаю, что согласна
работать только с надёжными клиентами. И вы должны доказать, что имеете
прочные знания по теме «Части речи». Существительное – школа. Просыпается – глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл.
Начинаем проверку домашнего задания . Вам представляется возможность
открыть счёт в Банке. Грамотный ответ оценивается в один ДУЗ. По схеме рассказать о частях речи. 1)что обозначает, 2)на какие вопросы отвечает 3)постоянные и непостоянные грамматические признаки, 4)каким членом в предложении является
(В ходе подготовки к уроку класс был разделён на три группы, каждая из
них готовила сообщение по теме, используя схемы-опоры и т.п.) Подведение итога. ФИЗМИНУТКА. Назвали части речи по порядку. Теперь всех приглашаем на зарядку. Мелкие шажки – раз, два, три. Лёгкие прыжки – раз, два, три. Вот и вся зарядка – раз, два, три. Мягкая посадка – раз, два, три.
3 этап. Учитель. Следующая операция с деньгами, которую выполняет Банк,
вручение своим вкладчикам ссуды. Ссуда – это деньги, выдаваемые клиенту
как бы в долг, которые он должен вернуть. Количество возвращённых денег
должно превышать ту сумму, которая была получена ранее. Наш Банк
Знаний выдал вам ссуду в количестве 3-х дузов. Ваша задача -
расплатиться с Банком. Если вы не справитесь с выплатой, то ваш счёт
будет арестован, с него снимут 1 дуз. Выполнив первое задание, вы
заработаете 2 дуза. Если справитесь с дополнительными заданиями, то на
ваш счёт поступят дополнительные 4 дуза. (Карточка у каждого ученика.) Вставить пропущенные окончания имён прилагательных. 1 вариант. В вечернем неб., к утренн.. солнцу, из далёк.. города, за колюч.. кустом, в больш.. семье, в зимн.. стужу, сильн.. жара. 2 вариант.
В глубок.. озере, в дальн.. деревню, угостил вкусн.. ужином, перед
ранн.. рассветом, в школьн.. кружке, перед чудесн.. картиной, по зимн..
лесу, на син.. море. Дополнительные задания. 1) 1 дуз. Из первого задания выписать словосочетания 1 вариант – м.р., ед. ч., Р.п.. 2 вариант – ж.р., ед.ч., Т.п.. 2) 1 дуз. С данным словосочетанием составить предложение, подчеркнуть в нём подлежащее и сказуемое. Подведение итога. 4 этап. Начисление процентов. 1) Ваши знания Банк пускает в оборот. Вы можете увеличить свой вклад на 1 дуз.
Запишите названия падежей в столбик. Я буду диктовать словосочетания.
Ваша задача – определив падеж имени существительного, записать
словосочетание в соответствующую строку. Лежит на подушке, решение задачи, прицепил к машине, рассказал про поездку, прекрасная погода, спрятался под кустом. (Самопроверка. Открыть плакат с правильным решением.) 2) Ещё 1 дуз вы можете положить на свой счёт, если правильно выполните задание. Как пишутся глаголы на –тся и –ться? Запишите в первый столбик глаголы на –ться, во второй – на тся. Мыться, стучится, торопится, одеваться, лениться, волнуется, купается, учиться, смеяться. -тся и ться как писать? Надо нам вопрос задать. Правил легче нет на свете. Что в вопросе, то в ответе. Подведение итога. 5 этап. Учредители Банка объявляют 10-минутные курсы по подготовке специалистов широкого профиля.
Для прохождения курсов вам предстоит выбрать из трёх заданий лишь одно.
При правильном выполнении за 1-ое задание получите 1 дуз, за 2-ое – 2
дуза, за 3-ье – 3 дуза. 1) Просклонять существительные книга, сирень. 2) Вставить пропущенные окончания существительных и глаголов 2-ого лица, ед. числа. Слыш…, мечта…, подерж…, помеша…, смотр…, мелька…, глад…, встреча…, слома… . Без обув.., в задач.., к лисиц.., от ветк.. к ветк.., на скамейк.., в поход.., к машин.., в тет рад… 3) Исправить ошибки.
Быстро праходет летния гроза. Свитлеет даль. Небо на чинает голубет.
Надвадой плывёт лёхкий пар. Выглянула сонце. Но дождь ещё не прошол. Подведение итога. 6 этап. Итог урока. (Идёт проверка работ.) Утверждение послушай! И подумав, отвечай! Коль согласен с ним – похлопай! Нет – ты головой качай! -- Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает действие предмета. -- Имена собственные пишутся с маленькой буквы. -- Существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. -- Я называю одушевлённые существительные? - дерево - друг - стол - буря - малыш - лето - берег - товарищ. -- Имя прилагательное связано с именем существительным. -- Чтобы проверить окончание имени прилагательного, надо поставить к нему вопрос. -- Имя прилагательное – это часть слова. -- Имена прилагательные по родам не изменяются. -- Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета. -- Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что делал? и обозначает действие предмета. -- Глаголы изменяются по временам. -- Глаголы 2-ого лица ед.ч. имеют окончание –ешь. -- Глаголы неопределённой формы отвечают на вопрос что делает.
(Сообщение результатов: количество заработанных дузов. Присвоение
званий: 14-18 дузов - «Компаньон Банка», 9-13 дузов - «Агент Банка», 1-8
- «Клиент банка».)
6 этап. Рефлексия. -- Какие затруднения в ходе урока вы испытывали? -- Какие сведения вас заинтересовали? -- О каких моментах урока вам хочется рассказать родителям, друзьям? -- Спасибо за урок. |