Суббота, 23.11.2024, 03:18


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок-игра «К истокам слова»
Цели и задачи. В игровой форме повторить, обобщить и систематизировать изученный материал; проверить знания и творческие возможности учащихся; развивать: мотивацию к  изучению родного языка, умение сотрудничать при решении общих задач, умение творчески применять знания в новых ситуациях.
Описание и правила игры. Класс делится на команды по 5-6 человек согласно жеребьевке. Игра состоит из нескольких раундов. Правила каждого раунда оговариваются отдельно. Игроки могут давать ответ только с разрешения ведущего. Запрещается пользоваться справочной литературой. Жюри имеет право снимать штрафные баллы за нарушение правил. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Вступительное слово ведущего. Учитель приветствует собравшихся, представляет команды, читает и комментирует записанный на доске эпиграф, озвучивает цели и правила игры.

Ведущий. Иногда, произнося слово, мы невольно задумываемся: а как оно произошло? Порой ответ лежит на поверхности, и догадаться довольно просто, но гораздо чаще история уходит корнями в глубину веков. Попробуйте определить происхождение слов РУБЛЬ, КОПЕЙКА, ЧЕРВОНЕЦ. РУБЛЬ произошло от слова «рубить»: рублем назывался брусок определенного веса, вырубленный из целого золотого слитка и использовавшийся в качестве денег. КОПЕЙКА происходит от слова «копье», так как на одной из первых монет было изображение всадника с копьем. ЧЕРВОНЕЦ – монета стоимостью в десять рублей, делалась из червонного золота.
Объяснением происхождения слов занимается наука этимология. Еще древнегреческие философы изучали истинное значение слова, именно в древних трудах появился термин «этимология». Греческое etumos  означает «истинный, верный», а   logos—«смысл, значение».

Первый раунд

После минуты обсуждения ответьте на вопросы (команды сдают листочки с ответами ведущему). За правильный ответ—5 баллов.
1. В старину на Руси замужняя женщина любого сословия не могла появиться на людях с непокрытой, «простой» головой—это считалось позором. Каким же словом, теперь не таким обидным, называли такой факт?
(Опростоволосилась)
2. Когда-то это слово означало «рекрут, оказавшийся негодным к воинской службе». А ныне это бранное слово. Какое?
(Негодяй)
3. Слово «врать» в Древней Руси означало «говорить». От слова «врать» было образовано название профессии, представители которой, по мнению наших предков, должны были уметь внушать, грамотно и убедительно говорить. О какой профессии идет речь?
(Врач)
4. Одно значение этого слова происходит от немецкого слова «недостаток», «изъян», а другое значение—от древнерусского глагола «брать». Что это за слово?
(Брак)
5. Слова «кашне» и «пенсне» заимствованы из французского языка. «Каш» переводится как «прятать», «пенс» значит «прищемить». А что в этих словах означает общий корень «не»?
(Нос)
6. Что, с точки зрения происхождения, объединяет такие имена, как Евгения, Клавдия, Яна, Констанция, Олеся, Ольга, Стефания, Аполлинария, Августа, Генриетта?  
(Они произошли от мужских имен)

7. Слова «маникюр», «манипуляция» (действие над чем-нибудь при работе руками), «манжета», «манускрипт» (древняя рукопись), «мануфактура», «мановение» (движение рукой, означающее приказание) произошли от общего латинского корня «ман». Что означает этот корень?
(Рука)

Второй раунд

Ведущий. В основе многих привычных для нас слов лежат заимствованные корни. Например, греческий корень «косм» (мир, вселенная) стал основой многих новых слов и продолжает «работать» в современном словообразовании. Какие слова с этим корнем вам известны?

Некоторые заимствованные слова так хорошо «прижились» в нашем языке, что мы и не подозреваем об их иноязычном происхождении. Попытайтесь определить, этимология какого иноязычного слова дана в каждом случае. Время обсуждения—3 минуты. За каждый правильный ответ—1 балл (см. раздаточный материал).
 
1.    Греч. amphi – «с обеих сторон» + греч. theatron – «место для зрителей».
2.    Англ. arm – «рука» + англ. wrestling – «борьба».
3.    Греч. archaios– «древний» + греч. logos – «учение, наука».
4.    Греч. astron – «звезда» + греч. logos – «учение, нука».
5.    Греч. astron – «звезда» + греч. nomos – «закон».
6.    Англ. best – «лучший» + англ. to sell – «продавать».
7.    Лат. bini – «пара, два» + лат. oculus – «глаз».
8.    Греч. bios – «жизнь» + греч. grapho – «пишу».
9.    Лат. bis – «дважды, надвое» + лат. sectrix – «рассекающая».
10.    Англ. body – «тело» + англ. building – «строительство, строение».
11.    Англ. to flow – «течь, литься, вытекать» + англ. master – «художник, мастер».
12.    Нем. Ziffer – «цифра» +  нем. Blatt – «полоса, лист».

Третий раунд

Ведущий. Не только слова, но и многие фразеологизмы корнями уходят в далекое прошлое, тесно связаны с жизнью народа, его историей, верованием, бытом. Попробуем понять происхождение некоторых из них. Время обсуждения—1 минута. За правильный ответ—3 балла (команды сдают листочки с ответами ведущему).

1.В далекой древности четверг был днем Перуна, бога грома, и в этот день обычно ожидали дождя, так необходимого в засуху. Мольбы к Перуну часто оставались безрезультатными, поэтому родилось выражение, окрашенное разочарованием и сожалением. Какое это выражение?
(После дождичка в четверг)

2. В старину в русских селах промывали муку, чтобы сделать кисель. Вспомнив известную русскую поговорку, скажите, после какого по счету промывания мука уже не дает ни запаха, ни сору, ни пыли того зерна, из которого заквашивали кисель?
(После седьмого, отсюда и выражение
«седьмая вода на киселе», означающее
«очень отдаленное родство»)

3. В старину некоторые помещики очень любили полакомиться этими речными обитателями. Однако зимой ловить их было чрезвычайно трудно, поэтому на промысел отправляли обычно провинившихся крестьян. После многочасового купания те зачастую тяжело заболевали. Как же грозился такой помещик, если хотел кого-нибудь серьезно наказать?
(«Я тебе покажу, где раки зимуют»)

4. Во время игры в бильярд принято записывать очки мелом на сукне, покрывающем стол. Нечестные игроки затирали написанные мелом цифры, а значит, лгали, искажали реальность. Какое выражение появилось в результате подобных уловок?
(Втирать очки)

Четвертый раунд

Ведущий. В русском языке есть слова-близнецы, с виду очень похожие, но при ближайшем рассмотрении можно заметить, что корни их различны.
Покажите морфемный состав выделенных слов. За каждый правильный ответ—2 балла (см. раздаточный материал).

1.    У игрушки кончился ЗАВОД— устроился  на ЗАВОД.

2.    СЧИТАТЬ деньги— СЧИТАТЬ текст с листа.

3.    Увидел его ИЗДАЛИ— его книгу ИЗДАЛИ.

4.    СЛЕПИТЬ глаза— СЛЕПИТЬ снеговика.

5.    Белоснежный ХЛОПОК— громкий ХЛОПОК.

Жюри подводит итоги игры, называет победителей.
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (11.03.2012)
Просмотров: 4572 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, орфография, для учителя, письмо | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0