Форма урока: деловая игра.
Цель: развитие речевых коммуникаций и
закрепление знаний о работе органов судебной
власти Р.Ф.
Задачи:
- формировать навыки в употреблении книжных
стилей;
- познакомить на практике с работой органов
судебной власти;
- способствовать социализации личности учащихся,
ориентировать 9-классников в мире профессий;
- развивать коммуникативные навыки учащихся.
Оборудование урока:
- уголовный кодекс РФ;
- мультимедийная установка;
- опорные схемы на доске;
- раздаточный материал в виде опорных схем;
- мантия и "молоток” для судьи.
Пространство урока: столы и стулья расставлены,
как в зале судебного заседания.
Пояснительная записка: современный урок
предполагает социализацию личности, развитие
коммуникативных навыков учащихся. Поэтому
возникает необходимость в
практико-ориентированных уроках, отражающих
современные реалии. Именно форма деловой игры
позволяет вовлечь в активную деятельность всех
учащихся. Она дает возможность осознать учащимся
значимость умений и навыков из различных учебных
дисциплин.
Только сегодня российское общество осознает
необходимость преподавания речевых
коммуникаций будущим юристам. Интегрированные
уроки права, риторики и русского языка дают
учащимся возможность сформировать грамотную
деловую речь, применяемую в официальной
обстановке.
На предыдущих уроках права, русского языка и
риторики учащиеся получили следующее домашнее
задание:
посетить заседание судебного процесса и
послушать, как идет судебное разбирательство;
повторить лексику официально-делового стиля,
записать в тетради официальные обращения в
ситуации судебного процесса, составить
характеристику в деловом стиле на ученика 9
класса.
Ход урока
- Мотивация. Демонстрация на мультимедиа примера
неправильной речевой коммуникации.
- Постановка цели урока.
- Знакомство с условиями деловой игры,
представление участников судебного процесса.
- Повторение профессиональной лексики,
стандартных фраз, применяемых в уголовном
процессе. Обратить внимание учащихся на опорные
схемы на столах.("Нормы права”,
"Правонарушения”, "Юридическая
ответственность”)
Фабула (т.е. суть) дела
Девятиклассник Саша Климов принес в школу
газовый баллончик. На перемене он решил его
продемонстрировать одноклассникам, В качестве
"объекта” он выбрал Колю Шарова, низкорослого,
тщедушного мальчика, над которым в классе всегда
подшучивали. Подозвав его, он неожиданно для Коли
направил на него струю, от которой тот не успел
увернуться. Коля схватился за глаза и закричал от
боли. Одноклассники засмеялись.
Колю Шарова доставили в больницу. Через
несколько дней врачи сообщили, что он навсегда
потерял зрение.
Было возбуждено и расследовано уголовное дело
по ч. 1 ст. 111 УК РФ. Подсудимыми стали Саша Климов и
его одноклассники, участвовавшие в
"демонстрации” газового баллончика.
Участники уголовного процесса:
1. Судья (ведет уголовный процесс:
зачитывает фабулу дела, определяет порядок
допроса подсудимых, задает им вопросы сам, дает
возможность другим участникам процесса по
очереди задавать вопросы подсудимым,
предоставляет слово для выступлений прокурорам
и адвокатам, зачитывает приговор).
2. Основной подсудимый: Саша Климов. Его роль
может взять на себя любой ученик класса.
Подсудимый рассказывает о происшедшем так, как
он это видит, не забывая при этом свои интересы.
Он может признать или не признать вину, может
обосновывать свои действия, защищая себя, может
глубоко раскаиваться и т. д.
3—5. Соучастники (их 3 человека): их роль
аналогична роли основного подсудимого.
6. Потерпевший: Коля Шаров, со своей стороны,
поясняет суть дела, а также рассказывает о своем
теперешнем самочувствии.
7—8. Прокуроры (главный прокурор и его
помощник): они могут распределить свои функции,
допустим, так: один обвиняет основного
подсудимого, а другой — соучастников, действия
которых однотипны. Их речи строятся по следующей
схеме: а) общественная опасность деяния; б) вина
подсудимых; в) квалификация деяния (указать
статьи УК РФ); г) отягчающие обстоятельства; д)
отрицательные черты личности подсудимого, если
имеются; е) мера наказания.
9— 12. Адвокаты (защитники): их количество
должно совпадать с количеством подсудимых. В
уголовном процессе они могут задавать вопросы
всем подсудимым, преследуя цель обелить своего
подзащитного. Их речи строятся по такой схеме: а)
виновен ли их подзащитный; б) причины совершения
им преступления; в) квалификация его деяния (если
он виновен); г) смягчающие обстоятельства; д)
положительные черты личности подзащитного; е)
внесение предложения о мере наказания или об
оправдании своего подзащитного.
Остальные ученики класса будут присяжными.
Они в уголовном процессе могут задавать
вопросы по существу дела.
13. Секретарь: объявляет появление и
удаление суда в совещательную комнату.
Порядок ведения уголовного процесса
1-я стадия. Подготовительная (3 мин)
Секретарь объявляет появление суда: "Встать! Суд
идет!”
Судья просит всех присутствующих сесть;
зачитывает фабулу дела; объявляет порядок
выступления лиц, участвующих в заседании.
2-я стадия. Судебное следствие (16 мин)
Допрос основного подсудимого. Он в виде
монолога поясняет суть дела (3 мин). Затем он
отвечает на вопросы, которые с разрешения судьи
может задать любой участник процесса (2 мин).
Допрос остальных подсудимых по очереди (схема
допроса та же). Всего не более 9 минут (2 мин • 3 чел.
= 6 мин + 3 мин на вопросы).
Допрос потерпевшего (2 мин).
Затем суд переходит к судебным прениям.
3-я стадия. Судебные прения (21 мин)
Выступления обвинительной стороны: а) главного
прокурора (3 мин);
б) помощника прокурора (3 мин).
Выступления защитников (3 мин • 4 чел.= 12 мин). Они
произносят речи поочередно. Последнее слово
подсудимых (3 мин).
4-я стадия. Вынесение приговора (5 мин)
Все уходят из класса. Остаются только
присяжные. Они должны проголосовать за то,
виновны подсудимые или нет (голосование по
каждому подсудимому).
Свой ответ они объявляют судье, которого
приглашают в класс.
Судья единолично выносит меру наказания,
руководствуясь УК РФ и принимая во внимание все
обстоятельства дела.
Секретарь приглашает всех участников процесса
в класс.
Стоя все выслушивают приговор, зачитываемый
судьей.
Игра окончена.
Рефлексия.
Учащиеся в конце урока отвечают на следующие
вопросы:
- Понравился ли вам урок в такой форме?
- Согласны ли вы с тем, что необходимо грамотно
строить свою речь в различных ситуациях для
достижения поставленной цели?
- Усвоили ли вы, в чем заключается роль участников
судебного процесса?
|