Цель
Формирование
коммуникативной компетенции
Задачи
1.Образовательная:
- знать эссе Л.
Кэрролла;
- обобщить
информацию о жанре письма;
- уметь работать
с информационным текстом, применять стратегию «Условные значки».
2.Развивающая:
- обогащение и
усложнение словарного запаса, усиление коммуникативных свойств речи;
- уметь
анализировать, обобщать, выделять главное;
- развивать
критическое мышление.
3.Воспитательная:
- формирование
умения работать в группе;
- формирование
гуманных отношений.
Технология
Образовательная
технология развития критического мышления через чтение и письмо (стратегия
Инсерт «Условные значки»).
Тип
урока
Изучение
нового материала
Средства
обучения
1.Наглядный
материал
Таблица
«Словарный уголок»
Актуализация
Гипотеза
Информация
Рефлексия
Систематизация
Кластер – пучок,
группа, гроздь
Таблица
«Работа читателя с информацией»
Этапы
познания
|
Задачи
этапа
|
1.Первая
фаза
Вызов
|
Самостоятельная
актуализация имеющихся знаний по теме. Гипотезы. Самостоятельное
определение направлений в изучении темы.
|
2.Вторая
фаза
Реализация
смысла
(осмысление)
|
Активная
работа с информацией.
Самостоятельное
сопоставление изученного материала с уже известными данными.
|
3.Третья
фаза
Рефлексия
|
Самостоятельная
систематизация нового материала. Определение направления для дальнейшего
изучения темы.
|
2.Раздаточный
материал
Ксерокопии
статьи Л.Кэрролла «Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма» («Воспитание школьников»,
2003, №2)
Ход
урока
Мотивация
познавательной активности
Ученики
проводят викторину «Угадай!». Чтение писем литературных героев из произведений
19 - 20 веков.
Угадать автора,
адресата, адресанта.
Целеполагание
Как
вы догадались, что эти фрагменты относятся к жанру письма? А вы пишете письма?
Зачем? А вы умеете писать письма?
Мы сегодня
познакомимся с эссе Л.Кэрролла о письмах, узнаем его правила создания писем.
Планирование
деятельности
Главная
наша работа – анализ текста популярного характера. Поэтому используем известный
вам способ работы с информацией «Условные значки». Последовательность действий
отражена в таблице «Работа читателя с информацией» (См. выше).
Фаза
вызова
Индивидуальная
работа
Запишите в виде
ключевых слов (столбиком) всё, что вы знаете о письмах и правилах их написания.
Например, может
получиться.
Письма.
Адрес. Конверт. Адресат. Почта. Марка.
Приветствие.
Прощание. Этикет.
Работа в
парах
Обменяйтесь
информацией с соседом по парте и составьте кластер по теме урока.
Фронтальная
работа
На доске вместе
составим общий кластер.
Например, такой.
Адресат.
Адресант. Речевая ситуация. Виды писем.
Почта.
Адрес. Зачин. Концовка. Индекс. Конверт.
Основная
часть. Цель. Дата. Письмо. Обращение.
Приветствие.
Марка. Эпистолярный жанр.
Прощание.
Этикет. Язык. Стиль.
Что в кластере
вызвало вопросы?
Что осталось
непонятным в нём?
Фаза
реализации смысла
Индивидуальная
работа с текстом
Раздаются
ксерокопии эссе Л.Кэрролла.
Вы читаете текст
с карандашом, используя систему размёток.
«V» - знал, но
забыл.
«+» - новая
информация, не знал её.
«-« - противоречит
моим представлениям.
«?» - мало
информации, хочу знать больше.
Работа в
постоянных парах
Обсудите
результаты работы с текстом и составьте таблицу, используя ключевые слова.
Например.
Работа
с эссе Л.Кэрролла
Знак
|
Ключевые
слова
|
V
|
Разборчивый
почерк, постскриптум
|
+
|
Копия
письма, тон письма, тема – последнее письмо друга
|
-
|
Извинения
|
?
|
Спорная
тема, неудачные шутки, порицание друга
|
Фаза
рефлексии
Фронтальная
работа
Обсудим
результаты заполнения таблиц. Скорректируем общий кластер на доске.
Пример.
Тон
письма. Копия письма. Почерк.
Постскриптум.
Спорные темы.
Неудачные
шутки.
Индивидуальная
работа
Составьте
собственный кластер на тему «Письмо». Включите только те пункты, которые вы
считаете наиболее значимыми.
Пример.
Письмо.
Речевая ситуация. Виды писем.
Адресат.
Адресант. Композиция.
Язык.
Этикет. Стиль. Тон письма.
Спорные
темы. Неудачные шутки.
Подведение
итогов
Закончите
фразы.
Я сегодня узнал…
Я сегодня
научился…
Я могу себя
похвалить за…
Я хотел бы
спросить Кэрролла о…
Домашнее
задание
На
выбор ученика.
1.Разработать
кластер по теме под знаком «?» в таблице.
2.Создать эссе
«Как писать письма».
3.Написать
письмо учителю (другу, родителю) и отправить по адресу. |