Цели:
повторить известные учащимся сведения о типах речи, учить «видеть и
выделять главную информацию в тексте, сжато пересказывать текст, выделяя
главное.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
2. Беседа по теме урока:
— Какие типы речи вы знаете?
— Какая связь предложений в тексте характерна для
текста-повествования ?
— А для текста-описания?
— По какой схеме строится текст-рассуждение? 3.Работа
с текстом.
а) Словарная работа:
гавань — прибрежное водное пространство, приспособленное
для причала и стоянки судов;
тюк — большой мягкий перевязанный свёрток, большая
связка вещей, обычно в упаковке;
шхуна — морское судно с косыми парусами;
бриг — двухмачтовый парусный военный или коммерческий
корабль в XVIII — XIX веках;
мольберт — подставка для подрамника с холстом, на
котором художники пишут картину;
этюд — многозначное слово, в тексте имеет значение
-рисунок, выполненный с натуры и обычно представляющий собой часть будущего
большого произведения;
маринист (от лат. marinus —
морской) — художник, рисующий морские виды.
б) Чтение текста учителем. Задание: послушайте
текст, определите, какие типы речи в нём встречаются, стиль текста.
Певец моря
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817
года. Из окон его небольшого домика были видны синие просторы моря, то бурного
и сурового, то спокойного и ласкового. На противоположном берегу залива
тянулись бесконечные степи, и ветер примешивал полынную горечь к солёному
запаху моря.
Море, корабли он любил пламенно. Он полюбил их ещё тогда,
когда не умел ходить и, ещё на руках матери, тянулся к белокрылым судам,
входящим в гавань.
Позже он бегал в порт, чтобы посмотреть, как разгружаются
торговые корабли. Грузчики, сгибаясь под тяжестью, проносили мимо него большие
тюки, которые тревожно пахли ароматами далёких, неизвестных стран. И на стенах
домов, на страницах книг, на листах бумаги, когда он мог её достать, возникали
силуэты шхун и бригоЕ, вздымались волны прибоя и трепетали паруса.
Шестнадцатилетним юношей Айвазовский уехал в Петербург и
поступил в Академию художеств. А через четыре года мальчик из Феодосии стал
маринистом-художником, изображающим морские пейзажи. Его картины появились на
выставках, он посетил Италию и другие страны.
Родина присвоила ему звание академика, но прославленный
художник покинул Петербург и навсегда поселился в Феодосии, удивив этим своих
современников. Его манил к себе родной город, а море давало ему бесконечную
смену впечатлений. Он стремился запечатлеть изменчивые, проходящие состояния
природы—движения облаков, порывы ветра, всплески волн, необычные освещения,
придающие сказочность давно знакомому пейзажу. Каждый день с шести часов утра,
надев шиоокий яркий халат, художник становился к мольберту. Он написал около
шести тысяч картин и работал даже в день своей смерти, оставив незаконченным
последнее творение "Взрыв турецкого корабля".
Некоторые художники годами собирали этюдные материалы.
Айвазовский же писал свои картины по совершенно исключительной зрительной
памяти. Он ничего не выдумывал. Всё, что он изображал, он видел в
действительности. Чаще всего он рисовал бурное море, ураганы, кораблекрушения,
передавая неуловимый ритм морского прибоя.
Айвазовский был поистине певцом моря. На его картине
"Девятый вал" изображено раннее утро после бури. Первые лучи солнца
освещают ещё бушующее море. Вода кажется прозрачной, как бы светится изнутри,
словно художник писал не обычными масляными красками, а какими-то неведомыми
составами. Громадная волна — девятый вал — вот-вот обрушится на группу людей,
которые судорожно цепляются за обломок мачты погибшего корабля. Весь драматизм
момента передан состоянием моря, видом волн, воздуха и неба. Лучи солнца пронизывают
воду, насыщают утренний воздух и как бы вселяют уверенность в том, что люди
выйдут победителями из смертельной борьбы со стихией.
Долгие годы прожил Айвазовский в Феодосии. Его знал и
любил весь город.
На памятнике, воздвигнутом на могиле художника,
начертано: "Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память".
(По М. Ануревой)
в) Беседа по содержанию текста:
— О ком этот текст?
— Какая информация о художнике является главной?
— Какая — второстепенной?
— Составьте план текста.
— Сжато перескажите текст.
г) Словарно-орфографическая работа:
1) Запишите слова, объясните их написание: просторы,
ароматами, неизвестных, шестнадцатилетним, посетил, поселился, утренний.
2) Разберите слова по составу:
белокрылым, разгружаются, современников, кораблекрушения,
поистине.
д) Повторное чтение текста учителем.
е) Написание сжатого пересказа текста.
4. Домашнее задание. Используя материал урока,
ответьте на вопрос: "Почему Айвазовского называют певцом моря". |