Пятница, 29.03.2024, 05:37


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
Цели урока: способствовать закреплению  и углублению  знаний учащихся о  значении и строении сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным;
способствовать формированию  у учащихся  навыков самоанализа и самоконтроля;
способствовать совершенствованию  речевых и правописных навыков учащихся;
развивать внимание, память;
воспитывать трудолюбие и ответственность.

Тип урока: урок комплексного применения полученных знаний.

Оборудование: опорные схемы, карточки для индивидуальной работы.

 Эпиграф: Трудись по силам и желай,
чтоб труд был вечно сладок.
(Афоризм)

Основное содержание урока
I. Оргмомент.

II.  Речевая разминка.

Задание.
1. Прочитать слова вслух, соблюдая орфоэпические нормы: афоризм, выражение, изречение, эпиграф.
2. Поразмышлять над смыслом эпиграфа.

III. Словарная работа.
Задание.
1. Объяснить лексическое значение слова «афоризм».
2. Проверить себя по толковому словарю.
3. Подобрать синоним. (Выражение.)
4. Подобрать однокоренные слова. (Афористический, афористичный, афористичность.)
6. Составить с каждым словом словосочетание, определить тип подчинительной связи. (Афоризм известный - согласование, афористичный стиль - согласование, афористичность языка - управление, афористический очень – примыкание.)

IV. Синтаксический анализ предложения.

Трудись по силам и желай, чтоб труд был вечно сладок.
    
    (Сложное, союзное, сложноподчинённое с придаточным изъяснительным, т.к.:
    во – первых, имеет две грамматических основы: трудись и жалей (односоставное, определённо – личное) // труд был сладок;
    во – вторых,  вторая часть поясняет глагол «желай», отвечает на вопрос ЧЕГО? и присоединяется с помощью союза ЧТОБ.
    Следовательно, это, действительно, сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
    Этому предложению соответствует схема:               
             чего?   

[ гл. ], (союз...).)

V. Проверка домашнего задания:  фронтальный опрос по материалам  §§ 9 – 12.
    
(Работа с картой самоконтроля.)
Вопросы:
1. Что называется предложением?
2. Какие предложения называются сложными?
3. На какие две группы делятся сложные предложения?
4. Какие сложные предложения называются бессоюзными?
5. Какие сложные предложения называются союзными?
6. На какие группы делятся союзные предложения?
7. Какие предложения называются сложносочинёнными?
8. Какие предложения называются сложноподчинёнными?
9.  На какие группы делятся сложноподчинённые предложения?
10.Какие придаточные предложения называются определительными?
11.Какие придаточные предложения называются изъяснительными?

VI. Определение темы урока. Постановка целей.

VII. Закрепление и углубление изученного  о сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным.
Блок А.  Закрепление умения видеть структуру сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.
Графический диктант (два человека у доски) с последующей взаимопроверкой  и самопроверкой. (Работа с картой самоконтроля.)
1) Мне казалось, что мы быстро пройдём степь и появимся у стен города. (А. Первенцев)
2) Как позади скрипнула дверь, Марийка не слышала.          (А. Бубеннов)
3) Все как будто ждали, не будет ли он ещё петь.
4) Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, отчего она так загрустила. (В. Г. Короленко)

Блок Б.  Закрепление умения определять смысловые отношения между частями сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.
Устная работа «по цепочке». (Работа с картой самоконтроля.)
Задание. Придумать сложноподчинённое предложение, добавив придаточное изъяснительное.
1) Читая газеты, я часто думаю…
2) Он почувствовал, …
3) Тут старик закричал девочке, чтобы…
4) Сообщение  о том, … , взволновало всех собравшихся.
5) Я громко закричал ребятам, чтобы…
6) Мы узнали вчера, … ,  и очень обрадовались.
7) Я мысленно представляю себе, как…
8) Я помню, когда…
9) тотчас стало слышно, как …
10) Утром я увидел, кто…
11) Доказывать, что…, бесполезно.

Блок В. Совершенствование речевых навыков учащихся.
Дифференцированная работа по карточкам с последующей самопроверкой и самооценкой.
Редактирование предложений. (Работа с картой самоконтроля.)
Задание 1(слабые ученики). Исправить грамматические ошибки и записать предложения.
1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу. – Учитель сказал, что завтра будет спрашивать меня по всему разделу.
2) Прохожий спросил, что где находится библиотека. – Прохожий спросил, где находится библиотека.
3) Я хотел узнать,  что сколько ребят участвуют в спектакле. - Я хотел узнать,  сколько ребят участвуют в спектакле.
4) Дедушка сказал мне, что в твои годы я никогда не унывал. - Дедушка сказал мне, что в мои годы он никогда не унывал.
5) Галя поинтересовалась, что приду ли я на утренник. - Галя поинтересовалась, приду ли я на утренник.
6) Родители сказали мне по окончании четверти, что тебе следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам. - По окончании четверти родители сказали, что мне следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам.

Задание 2  (сильные ученики).  Заменить предложение с прямой речью сложноподчинённым предложением с косвенной речью  и записать.
7) «Сегодня холодно», - задумчиво произнёс Борис. – Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно.
8) «Вы будете дома вечером?», - полюбопытствовал мой знакомый. – Мой знакомый полюбопытствовал, буду ли дома вечером.
9) Он пробормотал: «Я принесу эту вещь для тебя». – Он пробормотал, что принесёт эту вещь для меня.
10) «Уходи быстрее отсюда», - настойчиво сказал он. – Он настойчиво сказал мне, чтобы я быстрее уходил отсюда.
11) Мне было сказано: «Так нельзя  поступать!» - Мне было сказано, что так нельзя поступать.

VIII. Физкультпауза.

IX.  Подготовка к  ГИА: В7, В 9, В 12. (Работа с картой самоконтроля.)
Вариант 1.
В 7.  В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
    Смотрела поверх, (1) а если останавливался её взгляд, (2) то на белом свёрточке с кружевами, (3) из которого доносилось тихое, (4) ровное дыхание.  (Р. Погодин)

В 9. Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.
    А земля становилась всё шире. (Р. Погодин)

В 12. Укажите количество грамматических основ в предложении.
    И мамка моя, и отец, и сестрёнка, и все люди – соседи, и птицы пролётные, и птицы осёдлые – все мои. (Р. Погодин)
 
Ответы: В7 – 2, 3; В 9 – земля становится шире; В 12 – 1.

Вариант 2.
В 7.  В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
    Он не воевал, (1) не строил, (2) а целыми днями читал книги. Младший сын короля изучал историю, (3) языки, (4) обычаи разных народов, (5) хотя и не находил у родных понимания.  (Притча)

В 9. Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.
    - Сын, ты оказался героем. (Притча)

В 12. Укажите количество грамматических основ в предложении.
    - Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки, обычаи этих людей, и они принимали меня за своего, - ответил принц.  (Притча )

Ответы: В 7 – 5; В 9 – ты оказался героем;  В 12 – 4.

Вариант 3.
В 7.  В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
    Части боевиков удалось прорваться из окружения: группа Гелаева прорвалась на северо – западном направлении, (1) а группа Хаттаба – на северо – восточном направлении, (2) где и произошёл бой. Сводному отряду десантников под командованием гвардии подполковника Марка Евтюхина была поставлена задача занять рубеж, (3) чтобы не допустить возможного прорыва боевиков в направлении Дагетана. (По материалам периодической печати)

В 9. Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.
    Но и из наших ребят в живых остались единицы. (По материалам периодической печати)

В 12. Укажите количество грамматических основ в предложении.
Части боевиков удалось прорваться из окружения: группа Гелаева прорвалась на северо – западном направлении, (1) а группа Хаттаба – на северо – восточном направлении, (2) где и произошёл бой. (По материалам периодической печати)

Ответы: В 7 – 2, 3; В 9 – в живых остались единицы; В 12 – 4.

Вариант 4.
В 7.  В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
    Рассказ недоступен тому, (1)  кто пытается уразуметь что – то, (2) лишь скользя по поверхности сюжета.  (А. Чирва)

В 9. Из приведённого ниже предложения выпишите грамматическую основу.
    Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя. (А. Чирва)

В 12. Укажите количество грамматических основ в предложении.
Художественность, по определению Белинского, состоит в том, «чтобы каждое слово было не только у места, - чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов».

Ответы: В 7 – 1, 3; В 9 – мастерство не может быть реализовано; В 12 – 4.


X. Диагностика усвоения изученного.
    Устное сочинение – рассуждение на лингвистическую тему  (работа в парах).  (Оценивание сочинений по критериям оценивания С 2. 1.)

«Можно ли обойтись без сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными?»

 Задание.  Вариант 1 (слабые ученики). Аргументировать свою точку зрения примерами из  § 12, стр. 77.

Вариант 2 (сильные учащиеся). Аргументировать свою точку зрения примерами из упражнения 121, стр. 82.

XI.  Анализ карт самооценки. Выставление оценки за работу на уроке.

XII. Домашнее задание: подготовиться  к контрольному тесту № 1 по материалам ГИА.

XIII. Рефлексия.

Задание. Продолжите фразу: «Сегодня на уроке Я…».
«Сегодня на уроке МЫ…».

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (10.01.2012)
Просмотров: 5104 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, орфография, письмо | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0