Цели:
1. Закрепление умений анализа морфологических и словообразовательных особенностей наречий. 2. Формирование умения определять художественную роль наречий в тексте. 3. Подготовка к контрольной работе по теме "Наречие". Оборудование: карточки для индивидуальной работы, таблица "Основные способы образования наречий", текст для комплексного анализа. Ход урока
I. Определение темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа учащихся: Карточки (работа на месте) – 3 ученика Работа у доски:
1) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1.
а) с двадцатью пятью рублями; б) нет претензий; в) хуже всего; г) не ложите сюда тетради.
2.
а) в обеих сумках; б) беги; в) положь; г) красивее.
3.
а) в пятистах шагах; б) пять килограммов; в) более красивее; г) лягте на коврик.
Задание классу при проверке: Найдите наречия, укажите степень сравнения.
2) Определите способ образования данных наречий: Вдали Медленно Мягко Долго-долго Тише Когда-то
Задание классу при проверке: - Определите форму наречия "тише". - Какие ещё способы образования вам известны, приведите примеры. 1. Приставочный – нехорошо, назавтра. 2. Сложение с первым элементом полу- – полушутя. 3. Сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимоходом – мимо, ходить; вполсилы – пол, сила. 2.Работа с классом. (На доске записан мини-текст). Задание: Прочитайте запись на доске, определите, кто автор данных строк и из какого произведения эти строки. На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный челн По ней стремился одиноко. Задание:
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Найдите наречия, укажите, к какой смысловой группе они относятся. (К доске идёт ученик) Задание: Произвести синтаксический разбор 1 предложения. Устно дать характеристику предложения. (К доске идёт ученик) Задание: Начертить схемы предложений. Какова синтаксическая роль наречий в предложениях. III.Комплексный анализ текста № 11 (с.37 тетрадь с печатной основой). 1. В любое время года хорош этот край светлых озёр деревянных хором и гулкой лесной тишины. 2. Карелия поражает своим разнообразием. 3. Неудивительно, что Карелия манит к себе путешественников. 4. Необычайно живописные её дороги, уютные стоянки на берегах озёр привлекают массу автотуристов. 5. Давняя достопримечательность края – водопады Кивач и Гирвас. 6. На весь мир знаменит остров Кижи. 7. Сюда свезли с округи несколько старинных домов и церквей, представляющих архитектурную ценность. 8. Остров стал музеем-заповедником деревянного зодчества и этнографии. 9. Представление о Карелии не будет полным, если не побывать там в пору белых ночей. 10. Свет белой ночи повсюду разлит ровно, в нём нет теней, он прозрачен, томительно тревожен и манящ, он беспокоит и зовёт. 1. Озаглавьте текст – Край светлых озёр. 2. Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу и грамматически. Способ связи предложений – параллельный.) 3. Тема текста – Карелия. 4. Основная мысль текста - Край светлых озер неповторим в своей красоте. 5. Тип текста - описание. 6. Стиль текста - научно-популярный. 7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. (Домашнее задание предыдущего урока): - слова с орфограммой «проверяемая гласная в корне слова»; - слова с орфограммой «н, нн в словах разных частей речи»; - слова с орфограммой «слитное и раздельное написание не со словами разных частей речи». Предложения
в тексте пронумерованы. Задание: Пунктуационный анализ предложений 4,
5, 7. Начертить схемы данных предложений на доске, остальные в тетрадях. -
Подчеркните грамматические основы 10 предложения. Из скольких простых
предложений состоит данное сложносочинённое предложение? (4 предложения. - Подчеркните наречия как члены предложения, определите, к какой смысловой группе они относятся. Какова роль наречий в тексте? - Назвать наречия, образованные приставочным способом. (Неудивительно, повсюду). - Определите способ образования наречий необычайно, ровно, томительно. (Суффиксальный)- Составить словообразовательную цепочку наречий: Необычайно – необычайный – обычай Томительно – томительный – томить IV.Вывод: Какие теоретические понятия мы повторили и закрепили на уроке? (Способы образования наречий; роль наречий в тексте). V. Домашнее задание |