Цель урока: расширение представлений о
языке как о лингвистической, духовной, культурной и нравственной
ценности русского народа.
Задачи:
- углубление знаний о русском языке
- совершенствование навыков работы с информацией
- воспитание чувства патриотизма и бережного
отношения к своему языку
Ход урока:
Оргмомент и целеполагание. -
Создание проблемной ситуации и выработка программы совместных действий.
-
Выдвижение гипотез языковой картины мира в будущем, основанных на личном интеллектуальном опыте.
4. Работа в группах по поиску информации в Интернет-ресурсах.
5. Обсуждение итогов поиска. Анализ собранного материала.
6. Презентация отчётов групп.
7. Обобщение и выводы. Итоги урока.
8. Домашнее задание.
На всей земле был один язык и одно наречие.
И сказали люди друг другу: «Построим себе город
и башню высотою до небес». И сказал Господь:
«Вот один народ и один язык у всех, и вот что они
начали делать, и не отстанут они от того, что
задумали. Сойдём же и смешаем язык их, так
чтобы один не понимал речи другого».
И рассеял их Господь оттуда по всей земле…
Книга
Бытия
Проблемный вопрос:
На каком языке будет говорить новый мир в будущем?
Может ли русский язык стать доминирующим мировым языком в XXI веке?
Мир в будущем станет говорить на языке той страны, которая
первой опишет новую реальность, уложит её в определённые смыслы и
программы действия, на языке той страны, которая будет этой реальностью
управлять.
А.Столяров
Вопросы учебной темы:
-
Статус русского языка в сопоставлении с другими мировыми языками
-
Потенциал русского языка как возможного средства международных коммуникаций
-
Использование русского языка в именовании процессов, предметов и явлений быстро развивающегося современного мира
-
Рейтинг русского языка в современном мире
Работа в группах №1 и 2
Гипотеза 1:
Русский язык широко распространён в мире, он обладает достаточным
внутренним потенциалом и может стать доминирующим мировым языком в
обозримом будущем.
Гипотеза 2:
Русский язык переживает кризис, теряет свои позиции в мире, он не может стать доминирующим мировым языком в обозримом будущем.
Задание для группы №3: изучить статью Ю.Рождественского
«Хорош ли русский?» и представить на уроке её основные тезисы.
Экспертная группа учащихся наблюдает за работой групп №1, 2,3 и резюмирует её.
Основные положения отчёта группы №1:
-
Русским языком владеет около 300 миллионов человек, он занимает в мире
огромное пространство – географическое, гуманитарное, культурное,
входит в десятку мировых языков, занимает 4 место по числу владеющих им
после китайского, английского и испанского.
-
Русский язык после значительного спада интереса к нему, вызванного
развалом СССР, вновь становится востребованным теми, кто принимает
участие в развитии связей с Россией и реализации проектов
международного сотрудничества.
-
70% населения в СНГ владеет русским языком.
-
На русском языке опубликована 1/3 мировой научной литературы.
-
Русский язык является одним из официальных языков ООН, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ.
-
На русском языке созданы литературные произведения, которые вошли в мировую классику .
-
Русский язык изучается более чем в 90 странах мира.
Достоинства русского языка как потенциально способного стать доминирующим мировым языком:
-
Огромный лексический запас
-
Свобода словообразовательных возможностей
-
Богатство синонимики
-
Широкое применение оценочной лексики
-
Стилевое разнообразие
-
Литературно-художественная разработанность
-
Гибкость порядка слов
-
Мелодичность речи
-
Способность адаптировать заимствования из разных языков
Мощь и величие русского языка являются неоспоримым
свидетельством великих сил русского народа, его оригинальной и высокой
национальной культуры, его великой и славной исторической судьбы.
Русский язык единодушно признаётся великим языком великого народа.
(Академик В.В.Виноградов)
Основные положения отчёта группы №2:
-
Число русскоязычного населения в бывшем СССР, дальнем
зарубежьеи мире в целом неуклонно уменьшается и, по прогнозам
аналитиков, к 2025 году снизится до 152 миллионов. Вполне вероятно, в
скором времени русский язык выйдет из десятка основных языков
человечества.
-
Сократилась база и снизилась культура разговорного русского языка.
-
Развал СССР вызвал значительное падение популярности русского языка в бывших республиках и странах Восточной Европы.
-
Нет ни одного русского писателя ХХ века, который был бытак широко известен за рубежом, как его великие предшественники.
-
Русская литература в ХХ веке перестала быть образцом нормированного
-
литературного языка.
-
Отечественная информатика существенно отстаёт в именовании процессов, явлений
-
и предметов современного мира.
-
Иностранное засилье разрушает семантические связи между русскими словами.
-
Языковую вседозволенность не просто демонстрируют, но и декларируют
журналисты, политики, представители искусства в своих печатных работах,
публичных выступлениях, в свободном общении.
-
Крайне мало новых словарей русского языка, включающих, помимо
общеобразовательной лексики, современную экономическую, юридическую,
политическую терминологию и техническую лексику, необходимую человеку,
живущему в мире рыночной экономики и научно-технического прогресса.
Вывод:
Русский язык как язык международного общения уступает
главенствующее положение в мире другим языкам, в первую очередь -
английскому, в силу большего экономического и технического могущества
таких высокоразвитых государств, как Великобритания, США, Франция,
Германия, а также по причине внутреннего кризиса языка, обусловленного
демографическими проблемами в стране и небережным отношением к нему со
стороны его носителей.
Представление статьи Ю. Рождественского «Хорош ли русский?»
Как лингвист, отдавший много лет сравнительному
языкознанию, ответственно утверждаю: нет ни одного языка на земле,
который обладал бы такими широкими возможностями передавать эмоции, образы и понятия, как русский язык. (Юрий Рождественский)
Резюме экспертной группы:
Статус русского языка в мире может повыситься только при условии
преодоления демографического кризиса в России, возрастания её влияния
на мировые процессы, экономического и научно-технического прогресса в
стране, введения целевых государственных программ по пропаганде и
распространению русского языка в мире, а также по возрождению вековой
языковой культуры русского народа. Станет ли мир говорить на русском
языке в будущем, во многом зависит от политики государства, от отношения
его населения к проблеме, от каждого из нас.
Домашнее задание:Написать сочинение-миниатюру « Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». (А.А.Ахматова)
Индивидуальные задания: Некоторые лингвисты считают,
что будущее за синтетическими языками. Поразмышляем об этом. Используя
Интернет, ответить на вопросы:
1. Что случилось с эсперанто?
2. Что такое глобиш?
3. Приживётся ли в общении рунглиш?
Приложения
Юрий Рождественский Хорош ли русский? (фрагмент)
Что же необходимо для того, чтобы русский язык не проиграл английскому, французскому, китайскому и любому другому?
1. Нужно перестроить языковое воспитание так, чтобы человек владел
всеми видами словесности достаточно глубоко и умел изобретать мысль и
отвечать за смысл своей речи - владеть речевой этикой. Тогда выражение
"если ты такой умный, то почему ты бедный?" будет правильно понято: "ты
не умный, ты глупый". В центре языкового воспитания должна стать
полноценная современная филологическая школа.
2. Необходимо усовершенствовать норму русского языка. Издать новый
словарь русского языка для всеобщего употребления, в который должны
войти: 1) термины общеобразовательные (чего сейчас нет); 2) достижения
новой и новейшей поэтической практики; 3) также общенаучная и
общетехническая лексика, чего тоже сейчас нет. Необходимо развить
издания учебных словарей всех типов и особенно словарей-тезаурусов.
3. Нужно издать серию полноценных учебных толково-энциклопедических
словарей, стилистических словарей, орфографических словарей. Среди этих
словарей должен занять видное место словарь-тезаурус терминов общего
образования.
4. Необходимо исследовать и разработать русскую литературу ХХ века.
Разобраться в истории стилей, определить лучших стилистов, выделить
корпус лучших произведений для нужд обоснованной школьной хрестоматии и
для обучения новых поэтов.
5. Разработать современную документную систему, отвечающую
действительным потребностям рыночной экономики и обеспечивающую связи с
общественностью.
6. Нужно создать языковый союз стран СНГ не только в ученом, но и в
конкретно юридическом смысле, обеспечив его мерами по активизации
переводческого дела, развитию образовательной литературы, созданию общих
и дифференцированных образовательных схем.
Кроме этих главных мер, полезно произвести мелкие:
а) Надо, чтобы публичные ораторы, особенно политические, использовали
нормальные слова русского языка с надлежащей дикцией, так как с них
берут пример.
б) Надо, чтобы пресса не подражала дурным образцам политических речей,
распространяя хорошие образцы политической речи. Это предложение
особенно касается деятельности телевидения.
в) Надо, чтобы в создании любого публичного текста, имеющего широкое
значение, принимал участие стилист-консультант с хорошим литературным
вкусом.
г) Надо, чтобы пропагандировались эстетически совершенные литературные
произведения, влияющие на язык, а не авторы, влиятельные во властном
смысле |