Пятница, 26.04.2024, 09:22


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Речевое оформление текста. ЕГЭ: подготовка к части С

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно находить речевые ошибки в тексте, выработать умение исправлять их, не допускать в своей работе.

Задачи:

  • Обучающая: актуализировать, упорядочить и расширить знания учащихся по выполнению анализа текста на лингвистическую тему.
  • Развивающая: развивать критическое мышление, обобщать полученный материал, делать выводы, развивать устную и письменную речь.
  • Воспитательная: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

1. На предыдущем уроке мы писали сочинение по тексту А. Куприна " Чудесный доктор”. Сегодня на уроке мы сделаем анализ ваших работ, ещё раз вспомним структуру и компоненты сочинения-рассуждения, выполним работу над речевыми ошибками.

Итак, самое главное в работе над сочинением-рассуждением – определение проблемы. Это первое, что вы должны сделать, в первый раз читая текст. Проблема текста – это предмет рассуждения автора. Но проблему необходимо не только выявить, но и правильно сформулировать. Проблему надо прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения. Помним, что писать сочинение – рассуждение лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым его будут проверять:

1) Вступление.

2) Проблема, над которой размышляет автор.

3) Комментарий проблемы.

4) Авторская позиция.

5) Ваше мнение (согласие/ несогласие с позицией автора)

6) Первый аргумент.

7) Второй аргумент.

8) Вывод (заключение).

Радует, что вы пользуетесь этим планом, практически все правильно определили проблему, прокомментировали её, сформулировали позицию автора, аргументировали собственное мнение по проблеме. У кого по критериям К1,К2,К3,К4 есть замечания , нужно подойти после уроков для индивидуальной беседы.

2. Проверка ваших работ показала, что теряются баллы по критериям К5, К9, К10, К12 т.е. вы допускаете речевые ошибки. Рассмотрим типичные ошибки, которые встречаются в сочинениях.

Типы ошибок: 1) Фактические. 2) Грамматические. 3) Речевые. 4) Логические. 

3. Что проверяет эксперт?

Оценивая речевое оформление сочинения, эксперт выявляет нарушения орфографических, синтаксических, грамматических и речевых норм. Отдельный критерий (К12) предполагает выявление фактических ошибок. Очень важно не допускать в работе эти ошибки, так как шкала оценивания грамотности строгая. 

4. Вспоминаем, читаем текст А. Куприна "Чудесный доктор”, затем находим и исправляем фактические, логические, грамматические и речевые ошибки, допущенные в сочинениях. – Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросенок-то... Смеется... Да-а. А во рту-то

Определяем вид ошибки. 

Грамматические ошибки:

1) По моему мнению, мальчишки не хотели возвращаться в свой дом, хотя и привыкли к их подземелью.

2) Речь идет про маленьких братьев, которые очень бедно живут в каком-то ветхом доме.

3) Автор рассказывает историю о двух братьях и их семье, живущих в тяжёлых условиях.

4) Идя уже назад, мы проходили мимо деревеньки.

5) Ведь дети – это тот светлый лучик в нашей жизни, они излучают искреннюю радость и доброту.

6) А что было бы с нами, оказавшись на месте тех беззащитных детей.

7) Словом, всё то, что нет во взрослом человеке, повидавшего многое на своем жизненном пути.

8) Проблему, которую ставит писатель А.И. Куприн, о нищих детях.

9) Александр Иванович Куприн в своем тексте показывает, как два мальчугана, живущие в подвале покосившегося ветхого дома, у ихнего дома закоптелые и сырые стены, живут в страдании от нищеты.

10) Ведь в современном мире большое количество людей не имеют достойную жизнь

Фактические ошибки:

1) В произведении "Преступление и наказание”, автор которого Гончаров, тоже встречаемся с этой ошибкой.

2) Похожая ситуация описывается в пьесе Островского " На дне”.

3) В знаменитом произведении Короленко "Дети подземелья” автор описывает, как девочке– беспризорнице нужна была помощь и ей смогли помочь, нашли врача, который смог её вылечить.

4) В произведении Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание” можно увидеть картину нищеты главного героя Раскольникова. Да, он жил небогато, снимал комнату у старухи. Но он хотел убить её и забрать деньги. Он считал, что она уже старая и ей деньги не нужны. Ночью он её убил.

5) Подробно эту проблему рассмотрел Достоевский в романе "Отцы и дети”.

6) В пьесе "Война и мир” была девочка Наташа и её мать. Фамилии одинаковые, а внутренне они совершенно разные.

7) В пример теме можно привести повесть Чехова "Вишнёвый сад”

8) " Старуха из Юрги” – одна из лучших повестей Горького.

9) Сто лет назад радио принесло нам печальную весть: от руки наемного убийцы погиб Пушкин.

Речевые ошибки:

1) Во время чтения этого текста мне в голову сразу пришло произведение Платонова "Юшка”.

2) Они жили в бедном покосившемся доме, у них не было денег, чтобы купить еду, они не ходили в школу, поэтому шатались допоздна на улице.

3) Александр Иванович Куприн в своем тексте показывает, как два мальчугана, живущие в подвале покосившегося ветхого дома, у ихнего дома были закоптелые и сырые стены, живут в страдании от нищеты.

4) В жизни мне встречалось много подобных ситуаций, так как моя семья почувствовала вкус горя.

5) Автор наталкивает нас на то, чтобы мы помогали нищим людям.

6) К вышесказанному можно сказать, что такое детство их озлобит.

7) Как в наше время бедные дети в бедных странах умирают с такой чудовищной скоростью.

8) Есть знакомая семья, живущая дальше по улице, они редко празднуют разные праздники, так как не хватает денег.

9) В данном тексте автор задевает проблему нищеты.

10) Писатель завоевал мировую признательность.

Логические ошибки:

1) В данном тексте поставлена острая проблема социального устройства. Литературным примером, я считаю, может послужить произведение Ф. М. Достоевского.

2) Этот фильм вызвал много эмоций, не сказать что отрицательных ,скорее, положительных, но со знаком минус.

3) Округ славиться своими студиями, хотя кое-где они работают ещё плохо.

4) В этом тексте говориться о проблемах нравственности (начало текста).

5) Размышляя о проблеме, сказанной автором текста, Александром Ивановичем Куприным, что неважно, где ты живешь и какая еда в магазине, ты всегда будешь в кругу внимания.

III. Самостоятельная работа. Тренинг по квалификации ошибок.

  1. Речевые ошибки: лексические, фразеологические, стилистические.
  2. Грамматические ошибки: морфологические, синтаксические.
  3. Логические ошибки.

Предложения для анализа Тип ошибки
1 Необходимо замерить хронометраж времени.

2 Депутаты демонстрационно покинули зал.

3 В потусторонний отдел чеки не выбиваем.

4 Благодаря болезни он отстал от своих друзей.

5 Люди надеялись и верили в возможность улучшения жизни.

6 И вот Чацкий вернулся из командировки.

7 Успехи этого ученика желают лучшего.

8 Они получали хорошие образования.

9 Эта работа выеденного гроша не стоит.

10 Вовка гладил Шарика по шерсти, виляя хвостом.

11 Большие и красивые на окраине города здания быстро вырастали.

12 Вросло целое поколение, для которых война – история.

13 Онегин приударивал за светскими дамочками.

14 В столовую нужны блюдоноски, блюдомойки и женщина на вешалку.

15 Одинцова некоторое время мурыжила Базарова, но в конце концов отвергла его.

16 Этот плащ тебя не лимитирует ?

17 Я спросил родителей, что знаете ли вы стихи Есенина.

18 Через год он закончил факультет и возвращается на должность начальника штаба.

19 Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, литературе, музыке.

20 Я очень конспективно говорю.

21 Нам предстоит решить большую программу.

22 Я закругляю свою речь.

23 Увеличение рождаемости в последние годы резко сократилось.

24 Она принимает всё на веру только после тщательной проверки и оценки.

25 По идее, лекция состоится где-то в районе пяти часов.

IV.Домашняя работа: Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста и позицию автора. Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Виктора Астафьева. Найдите и исправьте все виды ошибок.

КОСТЁР ВОЗЛЕ РЕЧКИ.

Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает. Нет, не на родине встретил, не в Сибири. В Подмосковье встретил.

Ехал из аэропорта Домодедово и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.

Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя, время от времени наклонялись и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки, раскисшие куски хлеба, старые обутки, лоскутьё – всё, чем сорит вокруг себя человек.

– Видал чокнутых? – почему-то со злобой воскликнул шофёр-таксист, вёзший меня в Москву. Я поглядел на него вопросительно. – Академик с бабой своей. Дача у них тут недалеко. Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят, чё где закопают. Цветки рвать не дают, прямо за грудки берут, и-иы-ди-и-о-оты-ы. Да разве за нами, за поганцами, всё приберешь? И-и-ы-ы-ди-и-о-о-оты-ы-ы!..

Он резко крутанул руль. Двое пожилых людей исчезли за поворотом.

...Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле.

(По В.Астафьеву)

ФРАГМЕНТЫ СОЧИНЕНИЙ.

1) В произведении "Костёр возле речки” писатель Валентин Астафьев поднимает проблему чистоты окружающей среды и что каждый человек может сделать для этого.

Автор раскрывает проблему на примере пожелого академика и его супруги, которые: "Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату”. Люди относятся к ним с непониманием, считают чокнутыми, а Астафьев "красной нитью” проводит через весь текст вопрос: "Почему бы всем людям не вносить посильную лепту в дело сохранения природы?”

В своём произведение Виктор Астафьев поднемает вопрос о непонимании окружающего мира тех людей, которые делают добровольную работу, помогающую сделать мир вокруг хоть немного лучше. Ведь сейчас, в нашем мире, так тяжело найти таких терпеливых и трудолюбивых людей, но жизнь такова, что другие люди понимая, что сами губят этот мир, призирают таких "ценных” людей, всегда готовых внести свой вклад в становление более лучшего и чистого места своего существования.

В центре внимания автора супружеская пара олицетворяющая людей, которые заботятся о чистоте вокруг себя. Им противопоставлен таксист, который показывает нам мировозрение большенства людей: беспочвенная злость по отношению к благородным поступкам. Это и не нравится автору. Посредством монолога водителя с акцентированием на грубых словах он показует отношение окружающих к даной проблеме.

Астафьев приходит к следующему выводу, что нельзя быть равнодушным к загрязнению природы, нужно вносить свою хотя бы. небольшую лепту в востановление разрушаемого во круг нас зелёного мира.

Представим на минуту, что таких людей просто не будет. Все начнут мусорить, а убирать некому. Во что привратится наша планета с её непостижимой красотой? И что мы оставим своим детям? Помойку, в которой куда не наступи везде мусор. Врятли это кому-нибудь понравится.

Мы часто можем встретить людей, которые кидают мусор на землю, даже когда рядом находится урна. Эти люди думают, что от одной бумажки, выкинутой на дорогу, ничего страшного не произойдёт. Но это не так. Если каждый будет поступать также, в скором времени возникнуть проблемы глобального масштаба.

7 )Древняя поговорка "Не плюй в колодец, может, из него пить придётся” гласит о том, что не следует сорить там, где сам не живёшь. Так как это может приносить вред другим, а возможно, и нам в будущем.

8) Вспомним рассказ А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц”. Он говорил, что: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету”. Если бы все жили поэтому принципу, то на нашей планете не осталось бы не одной соринки.

9) Через это произведение Астафьев показывает нам, что надо ценить и дорожить природой, и призывает к действиям направленным на улучшение её состояния.

10) Итак мы приходим к выводу: пусть не все люди понимают это, но прийдёт час и они поймут, а пока нужно делать посильную добровольную работу, для спасения природы.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (17.09.2013)
Просмотров: 7064 | Теги: методические наработки учител, новаторский урок, конспект урока русского языка, учителю русского языка, русский язык в школе, готовые конспекты уроков | Рейтинг: 3.3/3
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0