Суббота, 23.11.2024, 03:38


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Разбор слова по составу
Цель: научить выполнять разбор слова по составу.
Закрепить понятие морфемы, знать какие бывают морфемы; продолжать тренировать выделять приставку, корень, суффикс, окончания, основу слова. Формировать умение отличать формы слова от однокоренных слов с нулевым окончанием. Закрепить навыки правописания приставок 1 и 2 групп, а также некоторых суффиксов существительных и прилагательных. Формировать навык образования новых слов с помощью суффиксов и приставок. Закрепить знания о многозначности морфем и омонимии.
  Развивать творческие способности, умение анализировать, рассуждать, делать выводы, формировать чувство ответственности, коллективизма, учить добиваться результатов, быть тактичным, корректным , справедливым.
1.    Фронтальный опрос « Строительство дома».Ребята, вы знаете ,как строят дом? Вот  сейчас мы с вами выстроим дом наших знаний по теме сегодняшнего урока. У вас на листочках записаны вопросы по теме  и постройки самого дома по этому проекту. За ответ руководитель стройки ( один ученик) будет вам выдавать соответствующие блоки, которые вы прикрепите ко второму листу. Как вы будете отвечать , так будет выглядеть и построенный вами дом( кирпичные стены и пластиковые окна –«5», деревянные стены и окна –«4», каменные стены с перекошенными окнами –«3» , черные стены с окнами , забитыми досками-«2»).
Вопросы для опроса
1.    Что такое морфема? Приведите примеры слов с различным набором морфем.
2.    Какие слова не имеют окончаний? Приведите примеры.
3.    Что такое нулевое окончание? Приведите примеры с нулевым окончанием.
4.    Что такое корень слова? Приведите примеры ряда однокоренных слов.
5.    Чем отличаются однокоренные слова от форм слова.
6.    Что такое суффикс? Назовите известные вам суффиксы имен существительных.
7.    Какие уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны? Приведите примеры.
8.    Что такое приставка? Приведите примеры образования слова с помощью приставки.
9.    Какие приставки первой группы вы знаете? Как они пишутся?
10.    Какие приставки второй группы вы знаете? От чего зависит их написание?
11.    Что такое постфикс? Как он появился в глаголах?
12.    Что такое образовательный ряд? Приведите пример
13.    Что такое словообразовательное гнездо? Приведите пример.
Вывод делает руководитель строительства.
( Учитель этому ученику может поставить оценку, так как ему пришлось анализировать все ответы)
2.    Запись на доске « Соберите слова из морфем»
Задание
На доске-морфемы: рас-,-сказ-,-чик  ,лет-, -е-,-ть;матрос-, -ск-, -ий; улыб-,-а-,-ешь_,-ся;о-,- добр-,-и-,-тель-,-н-,-о.
Из них надо собрать пять слов( рассказчик, лететь, матросский, улыбаешься, одобрительно) и разобрать  их по составу. Кто соберет и правильно разберет все пять слов, получит 5.
( прокомментировать особенности написания каждого слова: двойные согласные на стыке морфем, написание приставки рас-, окончания –ешь, суффикса наречий –о и т.д.)
3.    Игра « Ромашка» ( по рядам)
Задание
Каждый ряд получит листок бумаги с изображенной на нем ромашкой, внутри которой записан глагол ( нести, давать , шить). В лепестки ромашки вам надо вписать приставки, которые могут сочетаться с данным глаголом и образовывать новые слова. Начинаем с конца ряда. Сидящие на первой парте сдают лист со всеми заполненными лепестками ( даже если кто-то, сзади сидящий, пропустил свой лепесток, они должны заполнить всю ромашку.) Побеждает тот ряд, который справился с задачей быстрее  и правильно.

5.Разминка « Перед телевизором»(устно).
Задание
Отложите ручку, тетрадку в сторону. Представьте себе, что вы сидите перед телевизором, расслабьтесь , откиньтесь на спинку стула. Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что вам надо сделать, и громко произнесите это слово. Итак, в –( включить), пере- ( переключить), вы- ( выключить). Правильно, вы угадали все слова.
Кто мне ответит : почему  же вы все делали верно?  ( приставка имеет значение.)
Правильно. А теперь еще одно упражнение  . Телевизор плохо показывает, поэтому мы будем переставлять комнатную антенну. Куда?
Как? ( Влево, вправо, спереди, сзади.) Запишем эти слова и разберем по составу. Что в них особенного?
1)    Словарные слова;
2)    Наречия;
3)    Не имеют окончаний;
4)    Образованы приставочно-суффиксальным способом.
6.Упражнение « Развиваем память» ( письменно в тетради) и работа со словарными словами.
Задание
А теперь проверим , какова ваша память. Составьте словосочетание « глагол+ наречие» из заданий « Ромашка» и « Перед телевизором». Для этого вам надо вспомнить приставочные глаголы и подобрать к ним наречия, подходящие по смыслу, например, нашить спереди, подавать сзади, перенести вправо.
7. Выборочный диктант « Загадка». ( Один ученик- у доски.)
Задание
Мы с вами достаточно поговорили о приставках, и теперь самое время перейти к суффиксам. Я прочитаю вам загадку, а вы выпишите из нее рифмующиеся слова.
Он врагов губитель,
Он верных хранитель,
Он бесов гонитель,
Без  него не бывает обитель.
1)Одинаков ли суффикс в этих словах? ( Нет, в слове обитель суффикс –ель.)
2) Запишите ряд однокоренных слов с этим корнем ( обитать, обиталище, обитаемый).
3) Догадались ли вы о чем идет речь? Это крест.
4) Постройте со словом крест словообразовательное гнездо и словообразовательную цепочку.
Гнездо: крест, крестик, крестины, крестная, крестовидный, крестовый, крестоносец, крестообразный, крещение.
Цепочка: крест-крестить-крестный-крестик

8. Игра « Пазлы» ( самостоятельная работа).
Задание
Каждый из вас получает карточку с заданием и один пазл, который он должен будет раскрасить в соответствующий цвет. Потом я соберу пазлы и соединю их в общую картинку. Что вам надо сделать? В словах на карточке к вам надо найти и обозначить суффиксы, сосчитать их общее количество, в таблице найти , какой цвет соответствует этой сумме, и закрасить пазл. Желаю вам успеха.
Карточка 1(6)
Гражд-ан-ств-енн-ость
Звер-ин-ец
Карточка2(4)
Гост-ин-иц-а
Хоккее-ист-к-а
Карточка3(2)
Белоч-к-а
Барабан-щик
Карточка4(5)
Зайч-оноч-ек
Умы-ва-льн-ик
Карточка 5(8)
Изобрет-а-тель-н-ость
Прохлад-и-тель-н-ый
Карточка6(4)
Усид-чив-ость
Изда-тель-ств-о
Количество
суффиксов    Цветовое обозначение
2    Красный
3    Синий
4    Зеленый
5    Желтый
6    Розовый
7    Коричневый

9. Упражнение на разбор слова из учебника 32 ( у доски).
Задание
Мы с вами вспомнили морфемы, а теперь потренируемся в разборе слова по составу.
10. Индивидуальные задания –игры( По количеству детей в классе)
Сейчас вы получите индивидуальные задания. Внимательно прочитайте задание, выполните его и подготовьте для класса небольшое сообщение по своему заданию с 2-3 примерами. Вы получите оценку не только за то, что справились с заданием, но и за презентацию своей работы. Учитываются доступность сообщения, правильное построение монолога, удачные примеры.
А) « Кроссворд» ( правописание приставок 2-группы на –з(-с)).
1. Кощей…
2.Отсутствие сна.
3.Отсутствие страха.
4. Суп с солеными огурцами.
5. Бунт.
6.Отсутствие силы.
Б) Моделирование.
Разберите слово подорожник по составу.
Подберите слово с таким же корнем_____________
Подберите слово с такой же приставкой_______________
Подберите слово с таким же суффиксом_________________
Подберите слово с таким же окончанием_________________
В) « Биржа труда».
Представьте себе, что вы менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых профессий, в которых был бы суффикс –чик- и – щик-.
Г)» Продавец билетов».
Вы продавец билетов автобуса, в котором имеют право «ехать»  только слова с нулевым окончанием. Подчеркните ваших «пассажиров» : кино, храм, дом, торт, свеж, хаки, беж, кофе, такси, ткач, зазеленел, взялся, край, дочь, мест, вверх, хорошо, эскимо, пальто, крыш.
Д)» Объявлен розыск».
Прочитайте стихотворение Агнии Барто « Я с ней дружу». Найдите и выпишите из него существительные с суффиксами. Обозначьте суффиксы.
Е) « Продавец мороженого».
Представьте себе, что вы – продавец мороженого. Вам надо написать ценники с указанием названия мороженого. Придумайте как можно больше таких названий, чтобы было сочетание букв  чн ( например, земляничное). Выделите в этих словах суффиксы.
Ж) « Толкователь».
Каким бывает замок: а) висящий; б)висячий; в)весящий; г)свисающий?
С остальными словами составьте словосочетания.
(Если время остается , можно обменяться заданиями с другом и решить еще одну задачу. Затем можно проверить работу друг у друга).

11. Итог занятия.
1) Что вы делали на уроке?
2) Что нового узнали?
3)Что было интересным? Неинтересным? Сложным? Легко выполнимым?
4) Проанализировав работу на уроке, подумайте: что еще вам надо повторить , подучить, над чем еще следует поработать?
12) Домашнее задание: повторить схему разбора, упр. 434( разбор по составу).
По желанию:
Вопросы для любознательных
10 Почему оба разбора слова розовый верны:
А)роз-ов-ый; б) розов-ый?
2) Почему оба разбора слова бабка верны:
А) баб-к-а; б) бабк-а7
3) Знаете ли вы , как в нашем языке появились слова окно, весна,волна?
Связано ли их появление со словами око,светить, валить (с ног)?
4)Наидите корень в слове вспоминать:
А) –мин-; б) –помин_; в) –м-.
5)Как связаны слова создать и здание со словом глина?

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (06.04.2012)
Просмотров: 16237 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, орфография, письмо | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0