Суббота, 27.04.2024, 07:43


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Проблемный урок русского язіка в 11 классе "Язык Интернета – за или против?
Тип урока: урок-проект.

Цели урока:

  • Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся о структуре языка, о стилях языка, отработать навыки фонетического, лексического, морфологического, синтаксического анализа, подготовить учащихся к публичным выступлениям.
  • Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.
  • Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку, интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.

Структура урока

  1. Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящем исследовании.
  2. Актуализация опорных знаний. Обсуждение вопроса с целью перехода к использованию проектно-исследовательского метода.
  3. Актуализация предстоящего исследования. Формулирование с помощью педагога учебной цели исследования.
  4. Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи.
  5. Выдвижение гипотез, предположений. Групповая проблемная работа по обсуждению проблемы, поиск способов решения учебной исследовательской задачи. Обсуждение способов действий.
  6. Проверка гипотез. Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы.
  7. Формулирование выводов. Обобщение на основе выслушанных гипотез.
  8. Закрепление. Применение нового знания.
  9. Подведение итогов урока. Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками. Определение содержания домашней работы. Домашнее задание как продолжение работы над учебным исследовательским проектом.

Методы и приёмы: презентация информационно-исследовательского проекта, работа с языковыми единицами: словом, словосочетанием, предложением, осуществление мини-проектов.

Оборудование урока: презентация учителя, раздаточный материал с заданиями для работы в группах, магнитная доска, на которой будут фиксироваться результаты исследования.

Ход урока

1. Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящем исследовании.

Мы живем в интересный период, в век, когда то, без чего мы вполне могли обходиться еще вчера, сегодня становится необходимым не только для удовлетворения личных потребностей, но и для развития общества в целом.

Интернет сейчас превратился во всемирную сеть обмена информацией. Это всемирная паутина, объединяющая более 1.5 миллиардов человек: именно столько людей постоянно используют Интернет. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете.

2. Актуализация опорных знаний. Обсуждение вопроса с целью перехода к использованию проектно-исследовательского метода.

Секреты общения в социальных сетях.

  • Почему общение между людьми из реального постепенно превращается в виртуальное?
  • Чем общение online отличается от настоящего?
  • Как объяснить популярность социальных сетей: «Одноклассники», «В Контакте» и подобных?

3. Актуализация предстоящего исследования. Формулирование с помощью педагога учебной цели исследования.

Интернет как особая коммуникативная среда и как ранее не существовавшая сфера реализации языка принесла с собой новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка. В последнее время функционирование русского языка в глобальной сети исследуется многими лингвистами. Ученые отмечают, что в Интернете практикуется некий "ломаный" язык, на котором общаются молодые люди, так называемый "олбанский" язык. Мнения ученых-лингвистов разделились. "Это ужас, это - гибельно!" – говорят одни. Другие же, например, президент Института русского языка и литературы им. А.С.Пушкина Виталий Костомаров, не видят ничего плохого в "олбанском" языке.

«Под "олбанским" мы имеем в виду не язык албанцев, а наш родной, русский, но - своеобразный", - говорит академик Костомаров о новом веянии в молодежной речи. Костомаров связывает это явление с поиском новых возможностей русского языка. Он полагает, что действующий свод правил орфографии и пунктуации, утвержденный в 1956 году, уже не удовлетворяет сегодняшнюю молодежь.

Тема нашего урока-исследования «Язык Интернета – за или против?»

4. Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи.

Как вы думаете, можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Буду ли убедительно звучать Ваши аргументы «за» или «против»?

Поэтому я и предлагаю Вам провести исследования в группах, определив особенности функционирования Интернет-языка на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.

Работая в группах, Вам предстоит ответить на вопросы: Как Интернет влияет на язык? В чем особенность «олбанского языка»? Как эти особенности проявляются на разных уровнях лингвистики и как они соотносятся с языковой нормой?

5. Выдвижение гипотез, предположений. Групповая проблемная работа по обсуждению проблемы, поиск способов решения учебной исследовательской задачи. Обсуждение способов действий.

Задания для работы в группах.

  1. Фонетический уровень.
     Проанализируйте примеры из языка Интернет-сообщений. Можно ли сделать вывод, что фонетические процессы, идущие в устной литературной речи, в Интернет-языке закреплены в письменности? Свой ответ подтвердите примерами.
    Можно ли утверждать, что наблюдается тенденция к сокращению слов? Как вы можете это объяснить?
  2. Уровень лексики.
    Проанализируйте примеры из словаря сокращений, используемых в языке Интернет-сообщений.
    Можно ли утверждать, что наблюдается тенденция к сокращению слов? Как вы можете это объяснить? Свой ответ подтвердите примерами.
    Что вы знаете о смайликах? Для чего они используются?
  3. Морфологический уровень.
    Проанализируйте примеры из языка Интернет-сообщений. Сохраняются ли традиционное деление на самостоятельные, служебные части речи и междометия? Свой ответ подтвердите примерами.
    Можно ли утверждать, что наблюдается тенденция к сокращению слов? Как вы можете это объяснить?
  4. Синтаксический уровень.
    Проанализируйте примеры из языка Интернет-сообщений. Можно ли утверждать, что в большинстве случаев предложения и даже целые фразы сводятся до границ одного слова? Свой ответ подтвердите примерами.
    Можно ли утверждать, что наблюдается тенденция к сокращению объема высказываний? Как вы можете это объяснить?
    Как вы думаете, не приводит ли это к обеднению речи?
  5. Работа с текстом.
    Задание по тексту А. Ивановой.
    Полезен или вреден Интернет?
    Какова позиция автора предложенного Вам текста?
    Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 

6. Проверка гипотез. Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы.

1 группа.

Можно сделать вывод, что фонетические процессы, идущие в устной литературной речи, в Интернет-языке закреплены в письменности. Наблюдается тенденция к сокращению слов.

2 группа.

Темп современной жизни настолько высок, что люди передают друг другу большое количество информации и, чтобы делать это быстрее, используют сокращения, но при этом стараются не утратить смысл своего высказывания. Такие сокращения сможет понять не каждый: они понятны только пользователям социальных сетей.

Пользователи Интернета лишены возможности выражать свои эмоции и чувства с помощью тембра голоса, интонации, жестов и мимики. Это они компенсируют, вводя в текст своих сообщений смайлики (от английского "smile" - "улыбка" :-). Значок похож на изображение улыбки или грусти на лице человека, и передает настроение пишущего. Например: радость - :-) ;-) :) :)), грусть - :-( ;-( :( :((. Наиболее распространенными вариантами смайликов являются сочетания двоеточия, точки с запятой со скобками, открывающимися или закрывающимися.

3 группа.

В «олбанском» языке сохраняется единство морфологических признаков и выделяются те же части речи, что и в литературном языке: знаменательные, служебные и междометия. Но в отличие от кодифицированного языка, увеличивается количество междометий, которые выражают недостающие на письме эмоции. Видно, что у знаменательных частей речи те же морфологические признаки (существительные: род, число, падеж; прилагательные: род, число, падеж; глагол: вид, переходность, число). Предлоги и частицы по-прежнему существуют, но нарушая орфографические законы: предлоги сливаются на письме с существительными и местоимениями, частицы – с наречиями и глаголами. Наблюдается тенденция к сокращению слов.

4 группа.

Если литературные предложения осложнены, развернуты, эмоционально окрашены, в них используются инверсии, то предложения из языка Интернета часто сводятся до границ одного слова, звучат примитивно и грубо, хотя и очень эмоционально. Таким образом, обеднение синтаксиса приводит к обеднению речи, а речь связана с мышлением, значит, и мышление человека становится неразвитым.

5 группа.

Позиция автора текста: Интернет предоставляет людям большие возможности, и умение их использовать сегодня является условием достижения успеха.

7. Формулирование выводов. Обобщение на основе выслушанных гипотез.

Вы все отмечали тенденцию к сокращению слов, которая проявляется в языке Интернет-сообщений абсолютно на всех языковых уровнях.

Как вы можете это объяснить?

Темп современной жизни настолько высок, что люди, пытаясь как можно быстрее передать друг другу большее количество информации, изобретают все новые и новые способы ее сжатия и сокращения. В этом можно убедиться, исследуя язык социальных сетей, например, сайта «В Контакте», предназначенного для неофициального общения людей.

Пользователи сайта для передачи информации используют не традиционные единицы языка: слово – словосочетание – предложение – текст, а очень короткие предложения, отдельные слова, сокращения слова, смайлики.

Русский язык существует в социальных сетях только в письменном варианте. Это письменная разговорная речь, в которой много сокращений, неправильных написаний, передающих особенности произношения слов, при этом она еще и очень эмоциональная.

Язык Интернета – самое эффективное и удобное современное средство общения.

8. Закрепление. Применение нового знания.

Итак, мы с вами пришли к выводу: язык Интернета - это сути новая форма языкового взаимодействия, а именно, - письменная разговорная речь.

Главная причина его возникновения – это требования к ускорению коммуникации.

Язык Интернета – самое эффективное и удобное средство общения, поэтому в нем преобладают междометия, способные передать всю гамму чувств человека, отправляющего сообщение. Кроме того, это очень быстрый и экономный способ передачи информации, поэтому в нем много слов для обозначения новых форм, средств общения. Стремление к сжатому, точному обмену информацией становится причиной слияния, сокращения слов. Предложения языка Интернета часто сводятся до границ одного слова, фразы. Таким образом, язык Интернета позволяет людям экономить время, что очень важно: одной из главных проблем современного человека является проблема нехватки времени.

Но давайте задумается над вопросом: язык Интернета обогащает или обедняет нашу жизнь и нашу речь?

9. Подведение итогов урока. Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками. Определение содержания домашней работы. Домашнее задание как продолжение работы над учебным исследовательским проектом.

Подводя итоги нашего урока-исследования, я предлагаю вам, используя всего один аргумент, выразить свое отношение к проблеме: «Язык Интернета – за или против?»

Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение на тему «Как можно усовершенствовать язык Интернета?»


ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Задания для работы в группах.

1.Фонетический уровень.

Задание. Проанализируйте примеры из языка Интернет-сообщений. Можно ли сделать вывод, что фонетические процессы, идущие в устной литературной речи, в Интернет-языке закреплены в письменности? Свой ответ подтвердите примерами.

Можно ли утверждать, что наблюдается тенденция к сокращению слов? Как вы можете это объяснить?

 

Storm: АРИЕЦ, да уж, сёня тут весело.... я ещё зайду попозжя!

alenka: Forest, да завтра день ваще жесть просто!!! че делать не знаю!!!!

outlaws: Sun, а  у тя када др?

 

KanabizZz: Wallewida, я же не ревную када ты с кем то говориш..

Kontur: Ежик, а чо ет так??

alenka: klepossik, неа, у меня тогда чег токо не было…

Kontur: tori, Пасиба)

Charlotte: BloodyMary, Понятно, глупый и неумесный вопрос как учишься?

 

outlaws: Norton, ч0 там в гараже ща творицца?

ПЕРЕГАР: Лолита, Тебя я кажеца припоминаю.

Надюша: DeeD, Хватит ругатся

modesti: Ерох, а чо не пишеш?

 

KanabizZz: Дашустик, да вот мимо проходил.../Ща уйду уже..

KanabizZz: Wallewida, у мня тож. Ну лан я пшел!!!!!

Княгиня: Bad_Wolf, эт из рекламы

 

В языке Интернет-сообщений наблюдается растягивание ударных гласных.

1)     Средство выражения удивления:

Кенни_=)_(она):  никтооо Пашку_Кактуса не знаает?????

2)     Средство иронии для выражения противоположного смысла:

Варварюха: Pavel_19, я уже поняла какой ты крутооой ;)

3)     Средство оценки тех или иных качеств:

Тень..: мой парень сааамый красииивый!!!!!

4)     В эмоциональных реакциях при перечислении:

Вася: как мне надоел институуут…экзааамены… сееесия…блин!

5)     В ответных репликах как выражение досады, неудовольствия, упрека:

EVANA: Надюша, Ну так ты будешь на мои вопросы отвечать?аааа?

6)     Как выражения ласки, похвалы:

KanabizZz: Wallewida, нууууууууууу ненана расстраиваться.....!!!!

7)     При повторных ответах, являющихся реакцией на переспрос: 

Ман: Волчица, ну ДААААААА!!!!!

 Наблюдается также включение в русский текст фрагмента на иностранном языке:

Нервы успокаивает, как ни крути, иногда менее вредней и подымить для организма, не все так однозначно "вредно и только", иначе бы никто не курил where we're from, the birds sing a pretty song and there's always music in the air

Что-то с памятью случилось в последнее время, никак не могу вспомнить название одной очень известной песни Синатры... Там есть слова Star shines brightly...... и еще whisper I love you.... Что это за песня??

2.Уровень лексики.

Задание. Проанализируйте примеры из словаря сокращений, используемых в языке Интернет-сообщений.

Можно ли утверждать, что наблюдается тенденция к сокращению слов? Как вы можете это объяснить? Свой ответ подтвердите примерами.

Что вы знаете о смайликах? Для чего они используются?

Словарь сокращений.

ВК – «В Контакте»: взяты первые буквы.

Личка – личные сообщения. «Личка» – имя существительное. Это личное место, куда присылают личные сообщения.

ЛС – личные сообщения. Также ЛС имеет следующие значения: локальная сеть, личный состав.

Лю – люблю.

Мя, мну – меня: взяты первая и последняя буквы.

Об – обиделся (обиделась)

ОК – от английского «о*кей», переводится как «хорошо»

Пжл, плиз – «плиз» происходит от английского «please», что переводится как  «пожалуйста», а пжл – это набор согласных букв из слова «пожалуйста».

Поч – почему. Взята первая часть слова.

СП – семейное положение (женат, замужем).

Раньше аббревиатура СП имела другое значения, нежели теперь. Совместное предприятие, СП  — предприятие любой формы собственности, созданное на основе объединения имущества учредителей (юридических и физических лиц, в том числе иностранных).

Сейчас же СП –  это аббревиатура, созданная для пользователей сети «В Контакте». Означает семейное положения какого-либо пользователя. Например : встречается с…, или замужем за…

Многие пользователи не используют эту аббревиатуру по причине нежелания всемирного восприятия имени своей второй половинки. СП нужно обязательно согласовывать со своим возлюбленным или возлюбленной, т.к. если у вас обоих будет стоять разное СП, то на ваших страницах имя второй половинки высвечиваться не будет.

СПС – спасибо.

Тя  - тебя: взяты первая и последняя буквы.

Фоты, фотки – фотографии.ХД – аббревиатура пользователей социальных сетей, обозначает и заменяет смешливую реплику или слово. Часто вставляется в тех местах сообщения, где пользователю становится смешно.

Чо, чё, што – что. Как слышим, так и пишем.

3.Морфологический уровень.

Задание.

Проанализируйте примеры из языка Интернет-сообщений. Сохраняются ли традиционное деление на самостоятельные, служебные части речи и междометия? Свой ответ подтвердите примерами.

Можно ли утверждать, что наблюдается тенденция к сокращению слов? Как вы можете это объяснить?


 4.Синтаксический уровень.

Задание.  Проанализируйте примеры из языка Интернет-сообщений. Можно ли утверждать, что в большинстве случаев предложения и даже целые фразы сводятся до границ одного слова? Свой ответ подтвердите примерами.

Можно ли утверждать, что наблюдается тенденция к сокращению объема высказываний? Как вы можете это объяснить?

Как вы думаете, не приводит ли это к обеднению речи?

 Задание.

Полезен или вреден Интернет?

Какова позиция автора предложенного Вам  текста?

Сформулируйте    позицию    автора.    Напишите,    согласны    или    не согласны  вы  с  его  точкой  зрения.   Объясните  почему.  Свой  ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (08.06.2013)
Просмотров: 2534 | Теги: методические наработки учител, новаторский урок, конспект урока русского языка, русский язык в школе, учителю русского языка, готовые конспекты уроков | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0