Цель урока: изучить предложения с прямой речью. Образовательная - дать
представление о прямой речи, научить расставлять знаки препинания в
предложениях с прямой речью, вспомнить расстановку знаков препинания при
обращении, повторить типы предложений по цели высказывания; Воспитательная - воспитать чувство ответственности, заботы о родителях; Развивающая - развить логику, навыки самостоятельной работы, развитие речи.
Тип урока: урок постановки учебной задачи
Вид урока: развивающий с применением ИКТ
Методы урока: частично поисковый, исследовательский.
Формы работы: коллективная под руководством учителя, самостоятельная индивидуальная.
Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, проектор.
Ход урока
Время
|
Основные этапы урока, их содержание
|
Деятельность учащихся
|
I. Оргмомент
|
2-4 минуты
|
.
2.
Поскольку учащиеся 5 класса имеют определенный уровень знаний по
данной теме, можно построить подготовку к усвоению нового материала
следующим образом: попросить одного из детей выйти из класса и вбежать в
него, произнеся какое-либо сообщение. Учитель при этом комментирует
действия ребенка: "Ваня вбежал в класс и радостно сообщил…."
|
|
3. Подготовка к усвоению нового материала, постановка учебной задачи учащимися
|
3-5 минут
|
Далее
определяем, что является прямой речью, а что словами автора, т.е.
вводим определение понятий "прямая речь" и «слова автора».
|
Запись в тетрадях "Прямая речь – это"
|
|
|
II. Операционно-содержательный этапУсвоение новых знаний (через наблюдение и фронтальную беседу).
|
7-12 минут
|
Работа со схемами предложений с прямой речью (слайд )
– Чем отличаются схемы предложений в первом столбике от схем во втором столбике?
– Чем похожи схемы предложений в одном ряду?
Данная схема дает возможность еще раз вспомнить структуру
предложения с прямой речью и от строения, от предложенных схем перейти к
изучению знаков препинания.
– Далее анализируются знаки препинания, Где слова автора, а
"П"-прямая речь. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, какие знаки
препинания могут стоять при прямой речи.
Выявляются
общие признаки: прямая речь всегда берется в кавычки и пишется с
большой буквы, слова автора отделяются от прямой речи двоеточием или
тире – в зависимости от того, где находятся: до или после прямой речи и
т.д.
Физминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Руки согнули,кисти встряхнули;
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И берись смелей за дело.
|
Ребята должны увидеть разное положение слов автора и прямой речи в каждом из них
Прямая речь представляет один тип предложения: повествовательное, восклицательное или вопросительное.
Затем схемы предложений рисуются в тетради
Ученики: запятая, двоеточие, тире, точка, восклицательный и вопросительный знак.
|
Прочитайте текст (слайд ), определите тему текста.
Как вы думаете, какую из дочерей можно назвать самой заботливой? И почему?
С помощью каких глаголов вводится прямая речь?
|
В тексте рассказывается об отношениях мамы и дочерях.
Самая заботливая дочь -
|
Правильно, при помощи самых разных глаголов можно ввести прямую речь. Найдите предложения с прямой речью, начертите их схемы.
Проверка задания.
|
самая младшая, потому что она не говорит, а делом доказывает свою любовь.
Прямая речь вводится с помощью глаголов: сказала, проговорила, щебетала, промолвила, прошептала.
|
Первичная проверка понимания.
|
15-17 минут
|
Составьте предложения с прямой речью. Подчеркните глаголы, связывающие слова автора с прямой речью. Начертите схемы. (слайд )
Проверим (слайд ).
|
|
Придумайте
прямую речь и вставьте ее на месте пропуска. Запишите получившиеся
предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания.
Учитывая
смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на
месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью.
(Слайд)
|
|
.
|
Посмотрите на доску (слайд ). Перед вами картина Решетникова «Опять двойка». Как вы думаете, что произошло?
Посмотрите, пожалуйста, на людей, изображенных на картине. Какие эмоции они испытывают?
Пофантазируйте и скажите, что могли проговорить герои?
|
Наверное, мальчик получил двойку в школе.
На
картине изображена мама мальчика, она устала, наверное, готовила ужин,
на ней фартук, сестра, она в школьной форме, только вернулась из школы и
села делать уроки. И мама, и сестра недовольны, кажется, что они уже
знают про двойку мальчика. Радуется младший брат, катающийся на
велосипеде, и собачка. Мальчик расстроен, у него в руках перевязанный
веревкой портфель, в нем коньки.
Ученики предлагают свои ответы.
|
III. Рефлексивно-оценочный этап
|
4 мин.
|
1. Спишите, расставляя знаки препинания.
Начертите схемы получившихся предложений.
1. Ребята, вам понравился урок?
2. О чем мы говорили сегодня?
3. Расскажите о знаках препинания в предложениях с прямой речью, начертите на доске их схемы.
4. Объяснение домашнего задания
5. Выставление оценок
|
Взаимопроверка. | |