Главные цели / Ключевые вопросы:
Что мы знаем об имени существительном? Какие знаем правила правописания
безударных падежных окончаний имен существительных и как ими
пользоваться?
Материалы / Ресурсы / Использование технологии:
Учебник; таблицы "Правописание безударных падежных окончаний
имен существительных»; корзина; листы с индивидуальной самостоятельной
работой; цветные карандаши; тетради; чек-листы".
Использовались элементы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Умения по подходам к учению: умение характеризовать имя
существительное, называя его постоянные и непостоянные признаки; умение
безошибочно писать безударные падежные окончания существительных,
объясняя правописание этой орфограммы.
Краткий план урока.
Начало урока: оргмомент, проверка готовности к уроку.
Урок
Упражнения на развитие мышления и внимания.
Сообщение темы и цели урока.
Словарная работа.( задания для трёх групп дифференцируется по уровням Сложности.)
Обобщение и повторение пройденного. ( Составление кластера по теме "Имя существительное".)
Повторение правил правописания безударных падежных окончаний имен существительных.
Физминутка.
Задание охарактеризовать имя существительное. (задание по группам дифференцируется по уровням сложности)
Самостоятельная работа с дифференциацией по уровням сложности и по желанию.
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
Конспект урока.
Упражнения на развитие мышления и внимания.
Учитель показывает набор слов. Нужно выделить лишнее и объяснить, почему выделено именно это слово.
Муравейник, берлога, гнездо, скворечник. (Построено руками человека)
Липа, сосна, клён, тополь. (Хвойное дерево)
Стол, стул, семья, трио. (В слове не присутствует числительное)
Сообщение темы и цели урока.
Сегодняшний урок – последний по теме "Имя существительное". Поэтому
перед завтрашней контрольной работой мы должны вспомнить все, что знаем
об имени существительном и правописании безударных падежных окончаний
имён существительных.
Словарная работа.
Знакомимся со словом корзина, его лексическим значением и правописанием.
- кто знает, что обозначает слово "корзина"? ( Это плетёное изделие из
прутьев, камыша и т.д., служащее для упаковки, хранения и переноски
чего-либо.)
Записываем слово "корзина" вертикально. Задание детям, разбитым на группы по уровню знаний:
1 группа (низкий уровень): рядом с каждой буквой слова «корзина»
записать существительное, начинающееся с этой буквы, обозначающее
предмет, который можно положить в средних размеров корзину.
2 группа (средний уровень): рядом с каждой буквой слова «корзина»
записать существительное 2-го склонения, начинающееся с этой буквы,
обозначающее предмет, который можно положить в средних размеров корзину.
3 группа (высокий уровень) задание то же, что и второй группе, но
существительные должны быть 1-го склонения и обозначать съедобные
предметы, помещающиеся в корзинкe.
При проверке слова от каждой группы читает ассистент-менеджер, дети остальных двух групп становятся экспертами.
Обобщение и повторение пройденного.
Составляем кластер по теме "Имя существительное", в котором записываем все что успели узнать по этой теме:
- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
- Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
- Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.
- Имена существительные бывают 1, 2, 3 – го склонения.
- Имена существительные изменяются по падежам, числам.
- В предложении имена существительные бывают подлежащими и второстепенными членами.
Объединяем все признаки имени существительного в группы постоянных и непостоянных признаков.
Вспоминаем правила правописания безударных окончаний существительных.
Опора на таблицу:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. и (ы) и
Д.п. е и
П.п. е е и
2) Правило проверки безударных падежных окончаний с помощью опорных слов каждого склонения с ударными окончаниями.
1 скл. – вода, земля.
2 скл. – стол, окно.
3 скл. – степь.
Физминутка "Вежливые ребята". (Проводит ассистент)
Ассистент, получивший накануне задание подобрать 8 существительных в
косвенных падежах с безударными окончаниями, читает их по одномсу,
делает паузу, и через минуту звонит в звонок. По этому сигналу девочки
делают реверанс гостям, если пишется безударное окончание –е, мальчики
наклоняют голову, если пишется окончание –и.
6. Задание по характеристике имён существительных
С опорой на кластер группам даются дифференцированные задания:
Расскажите все, что возможно о выделенных существительных в следующих предложениях:
1 группа: В густом ельнике птицы укрываются от стужи.
2 группа: Я услышал по радио сказку.
3 группа: На уроке мы работали ножницами.
7. Самостоятельная работа с дифференциацией по уровню сложности и по желанию.
Сегодня каждый из вас попробует себя в роли кладоискателя. На листке с
вашей самостоятельной работой нарисован сундук для драгоценностей, а
ниже – монеты. Монеты могут быть золотыми (самые ценные), серебряными
(менее ценные) и медные (ещё менее ценные). Чтобы положить в свой сундук
золотые монеты, выбирайте самые сложные задания, если считаете, что
справитесь с ними. Если вы сомневаетесь в своих силах и боитесь не
заработать золото, можете выбирать задания полегче и получать серебряные
монеты. Медные монеты вы получите за самые лёгкие задания. Удачи вам!
Задания ограничиваются по времени. После выполнения 1-го задания – самопроверка по эталону и рефлексия.
- На монеты какого достоинства претендовал? Получилось ли задуманное?
Какую стратегию изберёте для выполнения следующих заданий?
После выполнения 2-го задания _ самопроверка по эталону (1 и 2 группы) и взаимопроверка (3 группа).
После выполнения 3-го задания – самопроверка по эталону.
Бонусное задание.
На доске написано предложение с пропущенными словами.
До ……. я шёл по ……. . Охотники прошли по …….. около ……. и скрылись в …… .
Нужно вставить подходящие по смыслу существительные с безударными окончаниями.
Итог урока. Рефлексия.
- Кто сколько монет набрал? Какого они достоинства?
- Кто доволен своей работой и набранными сокровищами?
- Кто не очень? Чего тебе не хватило, чтобы набрать ещё больше?
В результате работы над этой темой вы получители не только виртуальные
монеты, но и вполне реальные знания. А знания – это ваплюта на все
времена, которая не подвластна ни кризису, ни инфляции.
Отметим в чек-листе, что мы знаем и умеем хорошо, а что ещё недостаточно.
Домашнее задание.
Возьмите карточку с домашним заданием по той теме, в знаниях по которой
у вас в чек-листе стоит минус или плюс-минус. Если плюсы стоят везде,
выбирайте задание на разноцветных карточках , дифференцированных по
уровням сложности.
Задание 1.
Вставить букву:
1-й уровень: в почерк.., от площадк.., от площад.., к тайн.., к
столиц.., на вокзал.., у болтушк.., на артист.., о юбк.., к водоросл..,
от вишн.., около модел.., на баранк.., на кист.., без задач…
2-й уровень: без корыст.., в ладон.., у боярын.., к горниц.., о шал.., о
нелепост.., на исповед.., к латын.., без верф.., к жимолост.., на
афиш.., для картеч.., к брош.., на брошк..., к осен…
3-й уровень: от берёзк.. к берёзк.., от ел.. к ел.., от ветк.. к
ветк.., к сирен.. и к яблон.., на фасол.. и на капуст.., с площад.. к
площадк.., ни в радост.. ни в печал.., в клетк.. без крыш…
Задание 2.
Прочитай слова и выполни следующие задания:
Картина, месть, дворняжка, абзац, мазь, почка, крышка, театр, море,
модель, тоннель, шампунь, капель, город, место, карета, медаль, тигр,
суп, мышонок.
1-й уровень. Запиши в тетрадь 8 – 10 слов, поставив их в предложный падеж.
2-й уровень. Выпиши существительные второго склонения, поставив их в предложный падеж.
3-й уровень. Образуй и запиши с любыми из этих слов 8 словосочетаний глагол + сущ. в предложном падеже.
Задание 3.
Прочитай словосочетания и выполни следующие задания:
Прошли по тропинк.. ( ), находились около речк..( ), висело на ветк...(
) вишн.. .( ), идти по улиц….( ), привыкли к роскош…( ),шли от дяд…( ) к
тёт…( ).
1-й уровень. Вставьте верное окончание, укажите в скобках склонение существительных.
2-й уровень. Вставьте верное окончание, укажите в скобках склонение
существительных, разберите имена существительные по составу.
3-й уровень. Вставьте верное окончание, укажите в скобках склонение и падеж имён существительных.
Самоанализ урока.
Для урока класс был разбит на три группы по уровню знаний. В первую
вошли сильные ученики, во вторую – со средним уровнем подготовки, в
третью – дети со слабой подготовкой.
Открытый урок был уроком – обобщением и повторением полученных знаний. В
первую половину урока планировалось обобщение по теме «Имя
существительное», повторение правил правописания безударных падежных
окончаний имён существительных. Работа прошла успешно, группы
справлялись с дифференцированными, подобранными по их силам заданиями.
Дети работали активно, группы действовали слаженно. Во вторую половину
урока была запланирована самостоятельная работа с дифференциацией по
уровню сложности и по желанию. В зависимости от уверенности в своих
знаниях дети могли выбирать более сложное или более лёгкое задание.
Игровая форма оформления материала способствовала тому, что дети
претендовали на высокий уровень предлагаемых заданий и добивались своей
цели..
Не все на уроке получилось так, как было задумано. Заданий для
самостоятельной работы оказалось много, и не все задания дети успели
сделать. Из-за нехватки времени не успели подвести полноценный итог
урока с использованием чек-листов. Отсюда я сделала вывод, что нужно
было сжать или убрать растянутый этап словарной работы и увеличить время
на самостоятельную работу и подведение итогов. Работа показала, что
навык правописания безударных падежных окончаний существительных ещё не
автоматизирован, так что к этой теме придётся постоянно возвращаться,
иногда проговаривая алгоритм рассуждения при написании безударных
окончаний. Заданий для самостоятельной работы не должно быть много,
чтобы дети успели полноценно выполнить их все. Также недостатками урока
были: несформированность ключевого вопроса урока, не было плана работы
на доске и целей урока. При подведении итога урока не вернулись к
ключевому вопросу урока, не были записаны домашние задания.
И все-таки, урок обладает многими достоинствами.
Успели повторить весь теоретический материал, и было видно, что
теоретический материал усвоен. Дети были мотивированы на работу и
работали с большим интересом. Даже слабые дети успешно выполняли задания
высокого уровня сложности, все больше веря в свои силы. Урок своей цели
достиг.
|