Вторник, 07.05.2024, 11:43


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Правописание "-з" и "–с" на конце приставок ( 5 класс)
Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели урока:

  1. Обручающие: познакомить с написанием приставок на з- (с-) , научить находить слова с данными приставками, различать группы приставок.
  2. Развивающие: формировать умения по различению неизменяющихся приставок и приставок на з- и с-, различать морфемы в словах,
  3. Воспитательные: воспитывать грамотного участника дорожного движения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Этапы урока:
1.Оргмомент

2. Актуализация знаний.

"Найди лишнее": объясните принцип подбора слов в одну группу, найдите лишнее. (Слайд)
1.Улица, дорога, свет, переход
2.Загорится, перекресток, сигнал, подземный
3.Налево, справа, пропусти, впереди
4.Безопасный, размышление , исполнять, предполагать

1. Лишнее слово- переход, в его составе есть неизменяемая приставка пере- остальные слова приставки не имеют.
2. Лишнее слово- сигнал, в остальных словах есть неизменяемые приставки
3. Лишнее слово – пропусти, остальные слова-наречия
4.Лишнее слово - предполагать, мы знакомы с приставкой пред-, с другими приставками мы не знакомы)


-Какие неизменяющиеся приставки мы знаем? В чем их особенность?
(Слайд)
-Какая тематика объединяет все эти слова? (Все слова на тему ПДД)
- Вы верно отметили, что в последней строке нам встретились слова с ещё не изученными приставками. Цель нашего урока – изучить правописание приставок, которые заканчиваются на з- и с-. А изучать мы их будем на примере текстов по ПДД.

3. Изучение новой темы.

Проанализируйте данные пары примеров. Сделайте вывод

Бессонный

Исполнить
Воскликнуть

Извинить

Вознести
Безрадостный

Вывод (слайд 4): В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.


- Приставки этой группы меняются беспрерывно, капризничают: то им звонкие звуки подавай, то глухие. Они любят ставить пишущего в страшное положение. Прежде чем написать, надо определить звонкость – глухость последующего звука.


Напомним: все, какие только бывают, глухие согласные есть в предложении: Фока, хочешь поесть щец?


4.Закрепление изученного

Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з- (с-). Распределить в два столбика: без-, бес-
Ребенок без забот
Небо без звёзд
Человек без силы
Пустыня без воды
Дорога без конца
Ребенок без помощи
Жидкость без цвета
Плач без звука
Движение без шума
Шоколад без вкуса

5. Физкультминутка

(Учитель показывает сигналы регулировщика, ученики повторяют и объясняют, что означают те или иные сигналы)


6. Применение изученного материала


ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ- ВАЖНАЯ НАУКА!

СОБЛЮДАТЬ ИХ ВСЕ ДОЛЖНЫ: И БАБУШКИ, И ВНУКИ!
(Объяснить знаки препинания, нарисовать схемы предложений)


-Прочитать текст, выписать в два столбика слова с изменяющимися и неизменяющимися приставками.


Специальный транспорт

Машинам, которые относятся к специальному транспорту, разрешается ехать без остановки на светофорах и переходах. Им разрешается проезжать и по разделительной белой линии

Почему спецтранспорт все пропускают? Потому что эти машины спасают людей: скорой помощи надо отвезти поскорее заболевшего в больницу, пожарной машине- срочно потушить пожар, службе спасения- выручить попавшего в беду человека, а полицейской машине- быстрее попасть на место аварии или догнать преступника.


-Выписать слова с приставками на з- и с-

Есть с мигалками машины,
Их не так уж много.
Расступаются пред ними
Все – дают дорогу.
Это - специальный транспорт,
Помогающий в беде.
Уступай ему дорогу,
Коль увидишь ты, везде.
Доктора спешат к больному –
Нужное лекарство дать,
А полиция – скорее
Преступленье раскрывать.
Вот торопится пожарный
Потушить пожар опасный.
Потому у них машины
И мигают, и гудят,
Чтобы все, кто видел, знали:
Им мешать никак нельзя! (А.Усачев)

7. Подведение итогов, выставление оценок.


-Итак, что мы сегодня узнали на уроке? Какую новую орфограмму мы изучили?

-А что нового узнали об участниках дорожного движения?

8. Домашнее задание


-Напишите дома синквейн на тему ПДД, используя слова с приставками, орфограммы в словах выделите.

(Примеры синквейна:
Пешеход.
Занятой. Беспокойный.
Торопится. Нарушает. Не замечает.
Береги свою жизнь, пешеход!
Она у тебя одна.)
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (14.05.2012)
Просмотров: 4667 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, орфография, для учителя, письмо | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0