Понедельник, 29.04.2024, 10:43


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

ПЕРЕХОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ИЗ ОДНОГО РАЗРЯДА В ДРУГОЙ
Цель урока:
повторить признаки разрядов имён прилагательных; наблюдать за переходом прилагательных из одного разряда в другой; учить распознавать разряды имён прилагательных в разных контекстах;

Оборудование урока: учебник русского языка для 6 класса (авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А.; под научной редакцией Н. М. Шанского);
презентация по теме урока - http://slovesnik.3dn.ru/load/prezentacii_po_russkomu_jazyku/morfologija/perekhod_prilagatelnykh_iz_odnogo_razrjada_v_drugoj/23-1-0-185


                                       Ход урока.
Оргмомент.
Разминка.
- Вспомним признаки разрядов прилагательных с помощью игры «Конструктор». У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у первого ряда получились признаки качественных прилагательных, у второго – относительных прилагательных, у третьего – притяжательных прилагательных.
(Работа выполняется в парах. Проверка выполнения осуществляется с помощью презентации слайда №1).

Разряды имён прилагательных.

Качественные прилагательные    Относительные прилагательные    Притяжательные прилагательные
   Обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.
   Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?       Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени.
   Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?       Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?
   Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями ОЧЕНЬ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, СЛИШКОМ.       Обозначают материал, из которого сделан предмет: пространственные, временные признаки предмета.       Имеют суффиксы –ОВ-/ -ЕВ-, -ИН-/ -ЫН-, -ИЙ-/ -Й-.
   Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой НЕ-       Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ.       Прилагательные мужского рода в Им. и Вин. падежах единственного числа имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в единственном и множественном числе имеют окончания кратких прилагательных.

Чтение и краткий анализ текста.
- Сегодня мы постараемся понаблюдать, как прилагательные в контексте могут переходить из одного разряда в другой. Начнём с анализа текста.
(Презентация  слайда №2).

   Из чего складывается у писателя образ? Из деталей и обыденных фраз, которые как бы по волшебству становятся необычными.
   Вот как пишет об этом в своей книге о Чехове К. И. Чуковский: « Всё в жизни было для него так любопытно, что он с охотничьим азартом выслеживал каждый, казалось бы, зауряднейший факт окружающей его обыденности:
   и то, что голуби над голубятней золотые от солнца;
   и то, что гуси на зелёном лугу тянутся длинной и белой гирляндой; и то, что севастопольская бухта глядит, как живая, множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз…» (По З. Паперному).

   Словарная работа:
Обыденный (устар.) – обыкновенный, заурядный.
Заурядный – ничем не выделяющийся, посредственный.
Бухта – небольшой морской залив, годный для стоянки судов.

Задания для анализа текста:
Озаглавьте текст.
Расскажите, какие образы возникли у вас при чтении текста.
Сформулируйте главную мысль текста.
(Ответ: А. П. Чехов – замечательный писатель, настоящий художник слова. Он по-своему, ярко воспринимал окружающий мир, видел необычное в обычном и умел передать свои впечатления, создавая неповторимые образы).

Лингвистический эксперимент.
- Как возникает образ? Попытаемся проникнуть в ткань художественного текста и заглянуть в мастерскую писателя. Писатель может создать образ с помощью необычного употребления прилагательных. Обратите внимание на прилагательные золотые, бирюзовые, огненные в тексте.

Задания:
В каком значении употребляются эти слова в прочитанном вами тексте? Опишем их значение с помощью синонимов:
золотые – жёлтые, блестящие;
бирюзовые – зеленовато-голубые;
огненные – жёлто-красные, яркие.
Попробуйте прочесть предложения, используя вместо чеховских прилагательных их синонимы. Сохранилось ли прежнее очарование художественной речи? Почему?
( Ответ: Подобранные нами синонимы не передают красоты увиденного. В словосочетании жёлтые голуби чувствуется вычурность, неестественность; словосочетания зеленоватые глаза, яркие глаза упрощают образ).

- Итак, прилагательные золотые, бирюзовые, огненные употреблены в переносном значении, а значение это проявляется в необычном сочетании золотые голуби, бирюзовые и огненные глаза. Гораздо привычнее для нас сочетания золотые украшения, бирюзовое колечко, огненные искры. Но в этой привычности пропадает образность. Следует обратить внимание на необычное сочетание прилагательного с существительным, потому что именно в необычном контексте происходит изменение лексического значения прилагательного и оно переходит из одного разряда в другой. Чтобы легче было разобраться в этом, обратимся к толковому словарю, помещённом в школьном учебнике.

Переход к новому материалу. Работа с учебником.
Чтение словарной статьи слова бархатный (стр.227) и её анализ. Выписываем словосочетания с прилагательными в разных значениях:
бархатные шторы;
бархатная трава;
бархатный бас.

Вопросы и задания:
Как называется слово, если у него несколько лексических значений? (Многозначное слово).
Каково лексическое значение слова бархатный в первом словосочетании? (сделанный из бархата).
К какому разряду относится прилагательное в первом значении? (К разряду относительных прилагательных)
Сохраняет ли прилагательное бархатный своё основное значение во втором и третьем словосочетаниях? (Не сохраняет: во втором и третьем словосочетаниях значения «пушистый, мягкий, приятный»).
К какому разряду прилагательных вы отнесёте слово бархатный во втором и третьем значениях? (К разряду качественных прилагательных).
Что свидетельствует об изменении лексического значения прилагательного? По какому признаку можно понять, что лексическое значение слова изменилось? (У прилагательного изменилась сочетаемость: новые значения проявляются в сочетаниях с иными существительными).
Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? (Прилагательное развивает новые лексические значения, которые проявляются в сочетании с новыми партнёрами-существительными. Прилагательное в новом значении может переходить в другой разряд).

- Однако не всегда с развитием нового значения происходит такой переход. Давайте проанализируем словарную статью о прилагательном мягкий. Обратимся к словарю в учебнике (с. 231).

Чтение словарной статьи слова мягкий и её анализ.
Выписываем словосочетания, в которых реализуются разные значения прилагательного:
мягкий хлеб;
мягкий голос;
мягкие движения;
мягкий характер;
мягкий согласный.

   Описываем значения в данных словосочетаниях и указываем, к какому разряду относится прилагательное в каждом значении.
   Увидим, что в 1-4-м значениях прилагательное остаётся качественным – и только в 5-м значении оно становится относительным.

Индивидуальное сообщение ученика о значении прилагательного мягкий в тексте стихотворения Г. Остера.
Презентация слайда №3).

Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А навстречу вам из ванной
Вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню:
В кухне твёрдый холодильник.
Тормозите лучше в папу.
Папа мягкий. Он простит.
( В тексте стихотворения мы сталкиваемся с игрой слов: папа мягкий – холодильник твёрдый, папа мягкий – он простит. Сначала мягкий понимается как антоним твёрдому, но последнее предложение Он простит неожиданно изменяет значение слова мягкий на «добрый». Слово мягкий выражает два качественных значения. Обыгрывая многозначность слова мягкий , автор создаёт юмористический эффект).

Анализ нового теоретического материала.
(Презентация слайда №4).
- переход имени прилагательного из одного разряда в другой возможен при изменении его лексического значения, которое выявляется в контексте; ср.:
железный обруч (обруч, сделанный из железа) – относительное прилагательное;
     железная воля (сильная, твёрдая воля) – качественное прилагательное.
   Прилагательное во втором словосочетании может проявлять грамматические признаки качественности:
   образует краткую форму: Его воля железна;
   образует степени сравнения: У него самая железная воля;
   образует наречие на –о: Железно обещаю.
- Развитие нового значения и переход прилагательного в иной разряд нередко происходят в устойчивых сочетаниях, в составных наименованиях предметов и в терминах:
   тяжёлая ноша (ноша, имеющая большой вес) – качественное прилагательное;
   тяжёлая атлетика (упражнения или соревнования в поднятии тяжестей: гири, штанги) – относительное прилагательное.
   Простая задача (лёгкая задача) – качественное прилагательное;
   простое предложение ( в грамматике: предложение с одной грамматической основой) – относительное прилагательное.
   Прямая дорога (ровная дорога) – качественное прилагательное;
   прямое дополнение (дополнение в В. п. без предлога) – относительное прилагательное.

- Между разрядами прилагательных нет непроходимых границ – при развитии нового значения прилагательное может перейти в другой разряд.

   Качеств прил. ↔ Относит прил.
          ↑                              ↑
        Притяжательное прилаг.

Закрепление нового материала.
Чтение образца рассуждения при определении разряда прилагательного в контексте (выясняем значение прилагательного в данном контексте, подбираем синонимы или синонимические выражения).
(Презентация слайда №5)

Лисий выводок спрятался в норе.
Лисий выводок ( выводок лисы) – притяжательное прилагательное, так как отвечает на вопрос ЧЕЙ? И обозначает принадлежность.
Лисья шапка мне к лицу.
Лисья шапка (шапка из меха лисы) – относительное прилагательное, так как отвечает на вопрос КАКАЯ? И не может проявляться в большей или меньшей степени.
   
Определение разрядов прилагательных в словосочетаниях.
(Презентация слайда №6).

Солнечный свет – солнечная улыбка;
жемчужное ожерелье – жемчужные зубы;
душевный  человек – душевная боль.

Работа с карточками: определение разрядов прилагательных с аргументацией ответа.
(Презентация слайда №7).

Серебряное кольцо, звонкий согласный, пшеничные усы, медвежья услуга, станция скорой помощи, овечий хвост, черепаший панцирь, собачья жизнь, у Пети волчий аппетит.

Игра «Четвёртый лишний».
Под каждой цифрой оставьте три словосочетания с прилагательными одного разряда.
   (Презентация слайда №8).
Снежная баба, медвежья лапа, соболья шапка, цветочная композиция.
Рыбий хвост, соломоново решение, отцова шапка, Ольгин сын.
Рабочий инструмент, копеечный товар, черепашья скорость, сказочный подарок.

Самостоятельная работа в группах.
(Презентация слайда №9).
Задание: определите разряды прилагательных в словосочетаниях из текста З. Паперного, обоснуйте свою точку зрения.
   С охотничьим азартом, золотые голуби, бирюзовые глаза, огненные глаза.
(Прилагательные в контексте являются качественными).
Подведение итогов.
О каком новом явлении вы узнали на уроке?
При каких условиях совершается переход прилагательного из одного разряда в другой?
Какую функцию в тексте выполняют прилагательные, употреблённые в необычном (переносном) значении?

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (29.02.2012)
Просмотров: 7100 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, урок русского языка в школе, конспект урока, скачать бесплатно, русский язык, для учителя, орфография, письмо | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0