Цель урока: повторить признаки разрядов имён прилагательных; наблюдать за переходом прилагательных из одного разряда в другой; учить распознавать разряды имён прилагательных в разных контекстах;
Оборудование урока: учебник русского языка для 6 класса (авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А.; под научной редакцией Н. М. Шанского); презентация по теме урока - http://slovesnik.3dn.ru/load/prezentacii_po_russkomu_jazyku/morfologija/perekhod_prilagatelnykh_iz_odnogo_razrjada_v_drugoj/23-1-0-185
Ход урока. Оргмомент. Разминка. - Вспомним признаки разрядов прилагательных с помощью игры «Конструктор». У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у первого ряда получились признаки качественных прилагательных, у второго – относительных прилагательных, у третьего – притяжательных прилагательных. (Работа выполняется в парах. Проверка выполнения осуществляется с помощью презентации слайда №1).
Разряды имён прилагательных.
Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные Обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЁ? ЧЬЯ? Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями ОЧЕНЬ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, СЛИШКОМ. Обозначают материал, из которого сделан предмет: пространственные, временные признаки предмета. Имеют суффиксы –ОВ-/ -ЕВ-, -ИН-/ -ЫН-, -ИЙ-/ -Й-. Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой НЕ- Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ. Прилагательные мужского рода в Им. и Вин. падежах единственного числа имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в единственном и множественном числе имеют окончания кратких прилагательных.
Чтение и краткий анализ текста. - Сегодня мы постараемся понаблюдать, как прилагательные в контексте могут переходить из одного разряда в другой. Начнём с анализа текста. (Презентация слайда №2).
Из чего складывается у писателя образ? Из деталей и обыденных фраз, которые как бы по волшебству становятся необычными. Вот как пишет об этом в своей книге о Чехове К. И. Чуковский: « Всё в жизни было для него так любопытно, что он с охотничьим азартом выслеживал каждый, казалось бы, зауряднейший факт окружающей его обыденности: и то, что голуби над голубятней золотые от солнца; и то, что гуси на зелёном лугу тянутся длинной и белой гирляндой; и то, что севастопольская бухта глядит, как живая, множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз…» (По З. Паперному).
Словарная работа: Обыденный (устар.) – обыкновенный, заурядный. Заурядный – ничем не выделяющийся, посредственный. Бухта – небольшой морской залив, годный для стоянки судов.
Задания для анализа текста: Озаглавьте текст. Расскажите, какие образы возникли у вас при чтении текста. Сформулируйте главную мысль текста. (Ответ: А. П. Чехов – замечательный писатель, настоящий художник слова. Он по-своему, ярко воспринимал окружающий мир, видел необычное в обычном и умел передать свои впечатления, создавая неповторимые образы).
Лингвистический эксперимент. - Как возникает образ? Попытаемся проникнуть в ткань художественного текста и заглянуть в мастерскую писателя. Писатель может создать образ с помощью необычного употребления прилагательных. Обратите внимание на прилагательные золотые, бирюзовые, огненные в тексте.
Задания: В каком значении употребляются эти слова в прочитанном вами тексте? Опишем их значение с помощью синонимов: золотые – жёлтые, блестящие; бирюзовые – зеленовато-голубые; огненные – жёлто-красные, яркие. Попробуйте прочесть предложения, используя вместо чеховских прилагательных их синонимы. Сохранилось ли прежнее очарование художественной речи? Почему? ( Ответ: Подобранные нами синонимы не передают красоты увиденного. В словосочетании жёлтые голуби чувствуется вычурность, неестественность; словосочетания зеленоватые глаза, яркие глаза упрощают образ).
- Итак, прилагательные золотые, бирюзовые, огненные употреблены в переносном значении, а значение это проявляется в необычном сочетании золотые голуби, бирюзовые и огненные глаза. Гораздо привычнее для нас сочетания золотые украшения, бирюзовое колечко, огненные искры. Но в этой привычности пропадает образность. Следует обратить внимание на необычное сочетание прилагательного с существительным, потому что именно в необычном контексте происходит изменение лексического значения прилагательного и оно переходит из одного разряда в другой. Чтобы легче было разобраться в этом, обратимся к толковому словарю, помещённом в школьном учебнике.
Переход к новому материалу. Работа с учебником. Чтение словарной статьи слова бархатный (стр.227) и её анализ. Выписываем словосочетания с прилагательными в разных значениях: бархатные шторы; бархатная трава; бархатный бас.
Вопросы и задания: Как называется слово, если у него несколько лексических значений? (Многозначное слово). Каково лексическое значение слова бархатный в первом словосочетании? (сделанный из бархата). К какому разряду относится прилагательное в первом значении? (К разряду относительных прилагательных) Сохраняет ли прилагательное бархатный своё основное значение во втором и третьем словосочетаниях? (Не сохраняет: во втором и третьем словосочетаниях значения «пушистый, мягкий, приятный»). К какому разряду прилагательных вы отнесёте слово бархатный во втором и третьем значениях? (К разряду качественных прилагательных). Что свидетельствует об изменении лексического значения прилагательного? По какому признаку можно понять, что лексическое значение слова изменилось? (У прилагательного изменилась сочетаемость: новые значения проявляются в сочетаниях с иными существительными). Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? (Прилагательное развивает новые лексические значения, которые проявляются в сочетании с новыми партнёрами-существительными. Прилагательное в новом значении может переходить в другой разряд).
- Однако не всегда с развитием нового значения происходит такой переход. Давайте проанализируем словарную статью о прилагательном мягкий. Обратимся к словарю в учебнике (с. 231).
Чтение словарной статьи слова мягкий и её анализ. Выписываем словосочетания, в которых реализуются разные значения прилагательного: мягкий хлеб; мягкий голос; мягкие движения; мягкий характер; мягкий согласный.
Описываем значения в данных словосочетаниях и указываем, к какому разряду относится прилагательное в каждом значении. Увидим, что в 1-4-м значениях прилагательное остаётся качественным – и только в 5-м значении оно становится относительным.
Индивидуальное сообщение ученика о значении прилагательного мягкий в тексте стихотворения Г. Остера. Презентация слайда №3).
Если вы по коридору Мчитесь на велосипеде, А навстречу вам из ванной Вышел папа погулять, Не сворачивайте в кухню: В кухне твёрдый холодильник. Тормозите лучше в папу. Папа мягкий. Он простит. ( В тексте стихотворения мы сталкиваемся с игрой слов: папа мягкий – холодильник твёрдый, папа мягкий – он простит. Сначала мягкий понимается как антоним твёрдому, но последнее предложение Он простит неожиданно изменяет значение слова мягкий на «добрый». Слово мягкий выражает два качественных значения. Обыгрывая многозначность слова мягкий , автор создаёт юмористический эффект).
Анализ нового теоретического материала. (Презентация слайда №4). - переход имени прилагательного из одного разряда в другой возможен при изменении его лексического значения, которое выявляется в контексте; ср.: железный обруч (обруч, сделанный из железа) – относительное прилагательное; железная воля (сильная, твёрдая воля) – качественное прилагательное. Прилагательное во втором словосочетании может проявлять грамматические признаки качественности: образует краткую форму: Его воля железна; образует степени сравнения: У него самая железная воля; образует наречие на –о: Железно обещаю. - Развитие нового значения и переход прилагательного в иной разряд нередко происходят в устойчивых сочетаниях, в составных наименованиях предметов и в терминах: тяжёлая ноша (ноша, имеющая большой вес) – качественное прилагательное; тяжёлая атлетика (упражнения или соревнования в поднятии тяжестей: гири, штанги) – относительное прилагательное. Простая задача (лёгкая задача) – качественное прилагательное; простое предложение ( в грамматике: предложение с одной грамматической основой) – относительное прилагательное. Прямая дорога (ровная дорога) – качественное прилагательное; прямое дополнение (дополнение в В. п. без предлога) – относительное прилагательное.
- Между разрядами прилагательных нет непроходимых границ – при развитии нового значения прилагательное может перейти в другой разряд.
Качеств прил. ↔ Относит прил. ↑ ↑ Притяжательное прилаг.
Закрепление нового материала. Чтение образца рассуждения при определении разряда прилагательного в контексте (выясняем значение прилагательного в данном контексте, подбираем синонимы или синонимические выражения). (Презентация слайда №5)
Лисий выводок спрятался в норе. Лисий выводок ( выводок лисы) – притяжательное прилагательное, так как отвечает на вопрос ЧЕЙ? И обозначает принадлежность. Лисья шапка мне к лицу. Лисья шапка (шапка из меха лисы) – относительное прилагательное, так как отвечает на вопрос КАКАЯ? И не может проявляться в большей или меньшей степени. Определение разрядов прилагательных в словосочетаниях. (Презентация слайда №6).
Солнечный свет – солнечная улыбка; жемчужное ожерелье – жемчужные зубы; душевный человек – душевная боль.
Работа с карточками: определение разрядов прилагательных с аргументацией ответа. (Презентация слайда №7).
Серебряное кольцо, звонкий согласный, пшеничные усы, медвежья услуга, станция скорой помощи, овечий хвост, черепаший панцирь, собачья жизнь, у Пети волчий аппетит.
Игра «Четвёртый лишний». Под каждой цифрой оставьте три словосочетания с прилагательными одного разряда. (Презентация слайда №8). Снежная баба, медвежья лапа, соболья шапка, цветочная композиция. Рыбий хвост, соломоново решение, отцова шапка, Ольгин сын. Рабочий инструмент, копеечный товар, черепашья скорость, сказочный подарок.
Самостоятельная работа в группах. (Презентация слайда №9). Задание: определите разряды прилагательных в словосочетаниях из текста З. Паперного, обоснуйте свою точку зрения. С охотничьим азартом, золотые голуби, бирюзовые глаза, огненные глаза. (Прилагательные в контексте являются качественными). Подведение итогов. О каком новом явлении вы узнали на уроке? При каких условиях совершается переход прилагательного из одного разряда в другой? Какую функцию в тексте выполняют прилагательные, употреблённые в необычном (переносном) значении?
|