Четверг, 25.04.2024, 03:02


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Описание животных. Обучение сочинению по музыкальному произведению (К.Сен-Санс «Карнавал животных») 5 класс
Тип урока: интегрированный: русский, литература музыка, МХК, ИЗО.
Цели урока:

Образовательные:
формирование умения составлять высказывание типа описания на основе музыкального произведения.
Воспитательные:
пробудить у детей интерес к музыкальному искусству. Развивать интерес и любовь к животным.
Развивающие:
навыки монологической речи, описание животного на основе прослушанного произведения, развитие образного мышления, умение отбирать языковые средства, характерные для текста описания.
Оборудование:
Музыкальный центр с диском.
Фотография композитора
Раздаточный материал.
Иллюстрации и фотографии животных.
Ход урока:

Ребята, узнайте, о каком животном пишет В.Маяковский:
(читаем по строчкам и попросим ребят сразу поднять руку, как только они узнают животное. Как правило, узнают после второй строки. После этого можно прочитать стихотворение до конца)
Двух- и трехэтажный рост,
С блюдо уха оба,
Впереди на морде хвост
Под названьем «хобот».
А из пасти –
Шутки бросьте! –
два клыка
слоновой кости.
Сколько им еды, питья,
Сколько платья снашивать!
Даже ихнее дитя
Ростом с папу нашего.
- Скажите, а бывают слоны ростом с трехэтажный дом?
- Как называется такой художественный прием? (гипербола)
- А какие еще художественные средства вы здесь идите? (сравнение)
- В каком же стиле дано это описание? (художественном)
Работа с раздаточным материалом.
Текст №1

Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на хвосте. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец. Если бы слон вытянул хобот во всю длину, наверное, достал бы им до окна.
(А.Куприн)
- В каком стиле написан текст? Докажите. (сравнения, эпитеты)
- Тип речи? (Описание)
Читаем следующий текст:

Текст №2


Смешная очень.
Руки вдвое короче.
Но за это
У ней
Ноги вдвое длинней.
(В.Маяковский)
- Впишите на месте многоточия название животного.
- Как вы определили, что речь идет о кенгуру? (по описанию доминирующих признаков).
- Покажите свои рисунки и прочитайте свои стихи-подписи к ним. (Предварительное домашнее задание)
Дети читают. Учитель комментирует. Ребята высказывают свое мнение.
- А сегодня, ребята, мы увидим, а вернее, услышим еще один портрет – музыкальный. Эти портреты создал французский композитор Камиль Сен-Санс. Он написал сюиту «Карнавал животных».
Сведения о композиторе.

(На доске портрет композитора)

Камиль Сен-Санс был не только композитором, он был пианистом и писателем (он писал стихи и комедии). Сен-Санс родился в Париже в 1835 году. Музыку начал сочинять с 5 лет. Первый концерт состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось 10 лет.
Сен-Санс несколько раз бывал в России, очень любил музыку русских композиторов.
Сюита «Карнавал животных» создана в 1886 году. Сюите автор дал подзаголовок: «Большая зоологическая фантазия».
В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства. С раннего детства Сен-Санс прислушивался к звукам природы: журчанию ручейка, шелесту листвы, и все эти звуки находили воплощение в создаваемых композитором музыкальных произведениях. Маленький Камиль увлекался естественными науками – он собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, но с особой любовью относился к животным. Это и послужило впоследствии основанием для создания «Карнавала животных»
В сюите 13 пьес, некоторые из них мы сегодня будем слушать в исполнении двух фортепиано, струнного квартета, флейты, кларнета и ксилофона. Конечно, не все, я предлагаю такие:
1. «Куры и петухи»
2. «Слон»
3. «Кенгуру»
4. «Королевский марш львов»
Лексико-стилистическая и орфографическая работа:

Запись на доске:

Музыкальные инструменты:

Скрипка флейта рояль (м.р.)
Альт кларнет фортепиано (с.р.)
Виолончель
Контрабас
(Записываем в словарь и комментируем по мере необходимости лексическое значение слов)
- Объясните значение слов: карнавал, сюита, композитор, квартет ( два ученика работали со словарем ).
- У музыкального произведения свои изобразительные средства:
Темп
(быстрый, медленный)
Сила звука
(громкая, тихая)
Высота звука
(низкие, высокие звуки)
Тембр
(у каждого инструмента своя окраска)
Слушаем все пьесы в определенном порядке.
Дети прослушивают все пьесы, стараются представить того или иного животного и после этого показывают свои рисунки в порядке расположения пьес. Порядок прослушивания такой:
1. Кенгуру
2. Слон
3. Курица и петух
4. Королевский марш львов

Подводим итог и после этого начинаем работу над каждым номером отдельно.

После прослушивания пьес учитель задает вопросы:
-Какие картинки у вас возникают, когда вы слушаете эту музыку?
-Почему вы решили, что звучит именно эта пьеса?
-Какая эта музыка по характеру?
-Какой ведущий инструмент в этой пьесе?
-На каких звуках исполняется эта пьеса?
-Что это: марш, танец или песня?
На доске материал – подсказка, дети в процессе работы обращаются к записи.

Характер, настроение музыки:

Отрывистая, могучая, грозная, легкая, тяжелая, неуклюжая, назойливая, однообразная, четкая, плавная, танцевальная, маршевая, изящная, торжественная… (дописываем в результате ответов)

Слушаем пьесу «Слон»

Создание речевой ситуации

У А.Куприна есть рассказ «Слон» (кратко знакомлю с сюжетом). Представьте, что слон пришел к больной девочке. Как он еще мог ее развеселить? Конечно, станцевать. А какой танец удобнее всего танцевать слону? Вальс. Как он звучит, а почему?
Музыка звучит в ритме вальса, это танец. Но она тяжелая, неуклюжая, слону нелегко танцевать – он большой
«Королевский марш львов»

Пьеса маршевая, четкая, восточного характера, поэтому дети легко определяют, какое животное она изображает. Слышат низкие звуки, которые изображают рычание льва, узнают контрабас, т.к. это очень низкий инструмент, угадывают рояль.

"Кенгуру"

Музыка легкая, прыгающая, звуки-аккорды заканчиваются остановками, как бы изображая смену изящных движений и внезапных остановок кенгуру.

«Петухи и куры»

В быстром, назойливом повторении одного и того же звука остроумно изображается кудахтанье кур, которое прерывается пением петуха.
Тембр рояля и флейты. Отмечаем звукоизобразительный момент.
Слушаем столько произведений, сколько позволит время, в зависимости от ответов ребят.


Вывод, заключение

Литература и музыка – это виды искусства, у каждого из них свои изобразительные средства. Сегодня, ребята, мы соприкоснулись с удивительной музыкой, узнали значение и написание новых слов. Музыка рождала в нашем воображении интересные образы, и вы смогли рассказать об услышанном и поделиться своими впечатлениями.
На втором уроке дети пишут сочинение.

Работы детей

Слушая мелодию Сен-Санса «Королевский марш львов», я представляю красный ковер, который стелется по мягкой зеленой траве.
Сначала выходят маленькие животные: белки, зайцы, тушканчики. Они встают по обе стороны ковра, за ними травоядные: грациозные жирафы, милые коровы, неуклюжие слоны. Но самое почетное место занимают придворные короля –хищники: гепарды, пантеры, тигры. Они грациозно рычат, давая понять, что они высшее общество. Над животными постоянно пролетают стаи птиц.
Напряжение растет, звери расступаются с поклоном. Мелкое зверье задрожало. Музыка зазвучала по-новому: величественно и торжественно.
Звучит марш. Входит король зверей! У всех замирает сердце от великолепия и блеска. И вдруг рычание. Король просит тишины. Передает этот потрясающий рык фортепиано. Звуки бегут то вверх, то вниз – «рычат».
Мне понравилась эта пьеса, потому что она рисует льва с такой очевидностью, что самой хочется склониться в низком поклоне перед царем зверей.
Хохлова Елизавета 5Б

Мне очень понравился «Королевский марш львов» К. Сен-Санса.

Я представляю себе огромный зал, в котором много животных. По залу проносится шепот, и вот входит король-лев. Все затихают и с восхищением смотрят на него. Лев величественно и гордо ступает по залу, и все расходятся перед ним. Музыка звучит торжественно и властно. Низкие звуки контрабаса и фортепиано исполняют четкий марш. Все звери преклоняются перед львом. Он властно рычит и проходит к своему трону.
И все это мне рассказала музыка, которую я с удовольствием буду слушать еще не один раз.
Вартанова Диана 5А

Сегодня на уроке я в первый раз услышала произведения К. Сен-Санса. Мне больше всех понравилась пьеса «Куры и петухи».

Заиграла музыка, суетливая, назойливая, точно курочки вывели своих цыплят во двор, и все принялись клевать зернышки. Но тут запела флейта. Под низкую протяжную мелодию выходит важный петух. Он прохаживается и осматривает куриный двор. Что подарит нам эта гордая птица? Вдруг петух запел нам свою песню и разбудил природу. Музыка зазвучала протяжней, громче. Она уже достигла высшей точки. И тут музыка обрывается. Прошло утро. Наступил день. Кончилась песня петуха.
Вот как я представила музыкальную картинку «Куры и петухи». Мне она очень понравилась.
Антонова Александра 5Б

*

Львица – это вам не кошка,
Она не выпрыгнет в окошко.
Ах, красивая какая
Эта львица молодая!
Ковалева Дарья. 5Б
*
Шла я по улице,
Увидела огромную курицу.
А рядом с ней петушок
Настраивал свой голосок.
Драндрова Анастасия 5Б

*

Петух и курица гуляли
По зеленой травке.
Вместе пили они воду
Около канавки.

А за курицею шли

Желтые комочки,
Резво прыгали они
По зеленой кочке.

Солодилова Анастасия 5А
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (22.11.2012)
Просмотров: 8918 | Теги: методические наработки учител, новаторский урок, конспект урока русского языка, русский язык в школе, учителю русского языка, готовые конспекты уроков | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0