Цели: учить выделять те второстепенные члены, которые
несут большую смысловую нагрузку; определять значения обособленных членов;
правильно интонировать предложения с обособленными членами.
Ход урока.
1. Проверка
домашнего задания.
2. Фронтальный
опрос.
— Какие члены предложения называются обособленными?
— Как произносятся обособленные члены предложения и
почему?
— Как на письме выделяются обособленные члены предложения?
— Какие члены предложения могут быть обособленными?
— Чем
выражаются обособленные определения, приложения, обстоятельства?
— Приведите примеры предложений с обособленными членами
(можно использовать материал предыдущего урока).
3. Работа с
текстом. Продолжим разговор об А. С. Пушкине. Послушайте текст. Определите
тему и основную мысль текста. Озаглавьте его.
Словарная работа:
Экспедиция (из лат. — приводить в
готовность) - многозначное слово — I) отправка и приём грузов; 2) учреждение или отдел для отправки
и рассылки чего-нибудь; 3) поездка группы или отряда с каким-либо специальным
заданием; 4) группа участников такой поездки. (Задание: определить, в каком
значении употреблено слово экспедиция в тексте.)
Реликвия (из лат. — остатки, останки) —
вещь, свято хранимая как память о прошлом.
Когда Пушкин прибыл
в Михайловское, первыми
его встретили цветы.
Они здесь всюду
— в лесах,
полях, садах. И
всюду разные, разные
во всякое время
года. Зимой в
избах на подоконнике они ведь не
просто цветы, но
и часы, градусник, барограф, санитар, лекарь.
Весна — и
вся земля становится голубой, как небо,
белой, как платье
невесты, розовой, как
золотой солнечный луч,
- цветут подснежник, перелесок, фиалка, петуния. Лето
— розы, шиповник. Летом в Михайловском — цветочный рай.
Но вот
осень, а
с нею "цветы
последние", воспетые Пушкиным.
В поэтическом словаре
Пушкина часто встречаются роза, резеда, ландыш,
акация, анис, бальзамин, повилика, лилия, мак,
шиповник, василёк, незабудка...
Лелеял цветы прадед
Пушкина Ибрагим Ганнибал, привозивший растения из Питера и
Прибалтики, сажали
их дед и бабка
поэта, родители Пушкина,
друзья из Тригорского.
Уходя из жизни,
Пушкин просил Наталью
Николаевну не
забывать Михайловское: побывать в нём с
детьми, пожить среди цветов и трав, похоронить его на этой
земле. Жена Пушкина приезжала Сюда дважды
— в 1841 и
1842 годах. Взяла с
собой детей, знакомых. Решили собрать венок
поэту—гербарий цветов
и трав Святогорья. Обошли поля, луга,
парки Михайловского, Тригорского... "Экспедиция" работала три недели, с
15 августа по 7 сентября 1841 года. Собранные листы засушили и
на отдельных листах
альбома сделали композиции. Командовала "ботаниками" Наталья Николаевна. Ведь она, как
известно, была
художником.
Композиции напоминают гравюры. Под каждым растением поставлены день
сбора и имя
того, кто нашёл
растение, - Маша, Гриша,
Ната, Таша, Александра Гончарова, Анна
Вульф...
Гербарий сохранился до
наших дней. Он
был семейной реликвией Пушкиных.
(По
С. Гейченко)
Задания:
— запишите текст под диктовку по предложениям, подчеркивая
однородные и обособленные члены предложения, указывая, каким членом предложения
они являются и чем выражены;
—разберите по составу слова подоконник, подснежник;
— сделайте
фонетический разбор слов отдельных, сделали.
4. Чтение учителем
стихотворения А. С. Пушкина "Простите, верные дубравы...".
Простите, верные
дубравы! Прости, беспечный мир полей
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней! Прости, Тригорское, где радость Меня встречала
столько раз! На то ль узнал я вашу сладость, Чтоб навсегда покинуть вас? От вас
беру вдспоминанье, А сердце оставляю вам. Быть может (сладкое мечтанье!), Я к
вашим возвращусь полям, Приду под липовые своды, На скат тригорского холма.
Поклонник дружеской свободы, Веселья, граций и ума.
— О чём это
стихотворение?
— Какие чувства испытывал поэт к Тригорскому?
— Как называет поэт милые его сердцу места?
— Есть ли у вас дорогой душе уголок природы?
5. Домашнее задание. Используя предложения с обособленными
второстепенными членами, составьте небольшой (5-6 предложений) рассказ о милом
сердцу уголке природы. |