Суббота, 23.11.2024, 03:29


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Обобщение знаний об имени существительном
Цели урока:
  1. образовательные: обобщить знания об имени существительном, тренироваться в определении частей речи, упражняться в разборе предложения по членам предложения и нахождению словосочетаний, тренироваться находить и проверять безударные гласные в корне слова;
  2. развивающие: развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания, развивать речь детей, расширять словарный запас учеников, развитие мышления, внимания и речи учащихся;
  3. воспитывающие: воспитывать внимание к слову, любовь к русскому языку, воспитывать у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

Оборудование:
Паровозик, 6 вагончиков, магниты, предметные картинки, карточки с заданиями, музыкальный фон, бумажная лестница, изображения солнца.

Тип урока: обобщение изученного материала.

Формы работы: фронтальная,
 индивидуальная, групповая

Методы обучения:
  • словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический),
  • самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:
  1. рассказ учителя,
  2. проблемные вопросы,
  3. работа над новыми понятиями,
  4. творческие задания,
  5. практические упражнения

Педагогические технологии:

  • элементы технологии проблемного обучения,
  • элементы игровой технологии,
  • здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Ход урока

1.Организационный момент

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня у нас ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.

2. Минутка чистописания.

Учитель: Сегодня на уроке мы встретимся с волшебницей. А кто она, догадайтесь сами.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет.

Дети: Весна!

– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв В  и в)

– Прочитайте слова на доске. (Весна, веснушки, веснянка.)
– Как называются такие слова? (Однокоренные, родственные.)
– Какие слова вам знакомы? (Весна, веснушки.)
– Закончи мои высказывания:

Первого марта наступила … (весна). Солнечный зайчик коснулся лиц ребят. На носу и на щеках появились… (веснушки).

– Какое слово осталось? (Веснянка)

Веснянка – это народная песня с просьбой о приходе весны. Деревенские дети влезали на крыши изб, сараев и звали весну: ( выступление детей)

Прилетите, скворушки к нам!
Принесите из-за моря нам весну ясную, весну красную.
Зима нам надоела, ручки-ножки поморозила.

3. Постановка темы урока

Попробуйте догадаться, о какой части речи сегодня пойдет разговор на уроке:

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

(cуществительное)


На доске вывешивается паровозик с названием "Имя существительное".

"Путешествие в прошлое" (Выступают дети)

Во многих грамматиках – французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской – имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского "субстантивум", которое было в прямом родстве с существительным [субстаниа], которое значило "сущность", "существо". Языковеды древнего мира полагали,  и не без основания, что слова, называющие предметы, вещи и главные существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира.

Слово оказалось удобным и было заимствовано всеми теми языками, которые принадлежали народам, связанным с древнеримской культурой. Многие народы Европы сочли более подходящим для себя перевести слово [субстантивум] на свой язык. У русских получилось существительное – родственное, как и у римлян, словам, обозначающим "сущность" и "существо".

4. Обобщение изученного об имени существительном.

1) Постоянные признаки имён существительных

- Какие постоянные признаки имён существительных вы знаете? (на доске появляется изображение котёнка и клубка)

- Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными; собственными и нарицательными (ответы детей).

- Как их различить?

К нашему паровозику прицепим вагоны:

"Кто?- одушевлённое / Что? - неодушевлённое"

"Собственное / Нарицательное"

а) работа по вариантам:

На доске записаны слова:

сне…, (И,и)ванов, р…бята, п…года, (М,м)урка, за..ц, (К,к)оля, сн…жинка, л…сица, с…бака, (Е,е)нисей

1 вариант выписывает в 2 столбика одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, 2 вариант выписывает в 2 столбика собственные и нарицательные имена существительные, по 1 представителю работают у доски.

А какие ещё постоянные признаки имени существительного вы знаете?

( Имена существительные могут быть м.р., ж.р., ср.р.,)

- Как их различить?

К нашему паровозику прикрепляются ещё вагон: "Есть род: м.р., ж.р., ср.р."

б) индивидуальная работа

А теперь проверим, насколько хорошо и быстро вы можете определить род имени существительного.

Каждый ребёнок получает зашифрованную картинку, определяет род каждого слова и раскрашивает в соответствии с шифром (работа сопровождается пением птиц)

1.молоток, 6.поле, 11.трость,
2. доктор, 7.мозоль, 12.тюлень (м.р. – жёлтым цветом)
3.перо, 8.ладонь, 13.край  (ж.р.- оранжевым цветом)
4.кольцо, 9.озеро, 14.повидло (ср.р.- синим цветом)
5. туфля, 10.документ, 15. деревня

-Какие ещё постоянные признаки существительного вы знаете? (3 склонения).
- Как их различить? (ответы детей)

К паровозику добавляется вагон: "Бывает 1, 2, 3 склонения".

в) работа по рядам

Учитель читает слова, дети по рядам записывают нужные слова, 1 ряд записывает существительные 1 склонения, 2 ряд – 2-го склонения, 3 ряд- 3-го склонения

Дом, тётя, дорога, билет, автомобиль, рожь, победа, смелость, ночь, площадка, площадь, словарь

Физкультминутка


Проводится под песню "Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?"

2) Непостоянные признаки имён существительных

г) групповая работа
- Мы хорошо  отдохнули, а теперь мальчики запишут, из чего сделаны девочки, а девочки запишут, из чего сделаны мальчики.

Что объединяет все слова? (записаны во множественном числе)

Какой непостоянный признак имени существительного вы можете назвать? (изменение по числам)

К паровозику добавляется вагон: "Изменяется по числам: ед.ч., мн.ч."

д) групповая работа

Класс разбивается на группы. Каждая группа получает письмо иностранца, исправляет ошибки, определяет падеж слова Москва.

Москва – красивый город. Я не могу забыть Москва. Я помню, как мы гуляли вечером по Москва. Мой родной город меньше Москва. Москва можно гордиться. Я часто думаю о Москва.

- Что об имени существительном не знал гость нашей столицы? (О том, что имена существительные изменяются по падежам)

- Сколько вы знаете падежей? (6)

-Какой падеж не употребляется с предлогами? (И.п)

-Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенными)

К паровозику добавляется вагон: "Изменяется по падежам".

е) работа с учебником – с. 78 упр.1

ж) Тест по теме: "Имя существительное.”

Выписав правильные ответы, дети должны получить слово ВЕСНА

1. Имя существительное обозначает:
а) признак предмета;
б) действие;
в) предмет

2. Имя существительное отвечает на вопрос:
а) Что делает?
б) Какой? Какое?
е) Кто? Что?

3. Имена существительные бывают:
а) м.р., ж.р.;
б) ж.р., с.р.;
с) м.р., ж.р., с.р.

4. Имена существительные изменяются:
а) по родам;
н) по числам и падежам.

5. Имя существительное в предложении:
а) подлежащее и второстепенный член;
б) сказуемое.

3. Итог урока

У нас получился паровозик с прицепами:
Бывает 1скл. 2скл. 3скл.

Изменяется  по падежам

Используя этот поезд, расскажите всё, что мы  узнали об имени существительном.

4. Домашнее задание : Выполнить упражнение 1 на стр. 21 в тетради с печатной основой.

5. Рефлексия. На доске – бумажная лестница: Дети должны оценить свои знания по теме "Имя существительное" и прикрепить своё солнышко на определённую ступеньку.
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (08.06.2012)
Просмотров: 2812 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, орфография, для учителя, письмо | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0