Четверг, 08.12.2016, 07:03

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок русского языка в 7 классе на тему: «–Н–НН– в прилагательных и страдательных причастиях»
Цели и задачи:
1) Систематизация языковых знаний по разделу «Правописание прилагательных и страдательных причастий»
2) Формирование навыка правописания –Н–НН– в прилагательных и страдательных причастиях
3) Воспитание бережного и уважительного отношения к слову
Ход урока
1. Языковая разминка.
Чтение стихотворения С.Смирнова «Раненье словом».
Раненье словом
Раненье словом, как ни странно,
Бессрочней каторги иной:
Незаживающая рана
На год, на пять, на жизнь длиной.
Она сокрыта сплошь да рядом,
Но и скрываемая есть.
Она сочится желчью, ядом,
А желчь и яд – питают месть.
И можно стать белоголовым,
Былые распри сжечь дотла,
Но жжет и жжет раненье словом,
Как раскаленная игла.
a) Объяснить смысл названия
Слово может возвысить, слово может обидеть, ранить. Будьте бережны, осторожны в обращении со словом!
b) Выпишите из текста причастия. Объясните, как они образованы.
Незаживающая – действ.,наст.вр.
Сокрыта – страд.,пр.вр.,кр.ф.
Скрываемая – страд.,наст.вр.
Раскаленная – страд.,пр.вр.
Какими членами предложения являются эти причастия!
2. Раскале … ая?
Проблема урока: сколько Н пишется в этом слове? Строим высказывание на лингвистическую тему.
Тезис
Доказательства, аргументация
Вывод
3. Актуализация полученных знаний.
Серебряный Кошеные травы
Кожаный Скошенные луга
Деревянный Некошеный участок
Мужественный Кошенная косой поляна
Ураганный Хлеба скошены
Ветреный Брошенный мяч
Безветренный Организованный матч
a) На какую орфограмму подбор слов на доске? По какому принципу разделены слова на 2 колонки? Вспомните правило выбора правописания –н-нн?
В первой колонке – прилагательные, образованные от существительных, во второй – отглагольные слова.
Во 2 колонке слова образованы от глагола. Ваши предположения, к каким частям речи принадлежат эти слова.
Итак, сегодня на уроке мы должны систематизировать знания об отглагольных прилагательных и страдательных причастиях
b) Я хочу предложить вашему вниманию грамматическую сказку «Как причастия с прилагательными подружились»
Как причастия с прилагательными подружились
Давно это было... Стояла в лесу избушка. И жили в ней прилагательные. А по соседству с ними бродили в лесу причастия. И не было у них ни хлеба, ни крова.
Вот собрались как-то причастия на совет решать, как дальше жить? Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к прилагательным. Пошли они к избушке, где прилагательные жили, постучали. А в ответ услышали:
— Кто там?
— Это мы, причастия.
— Что вам нужно?
— Пустите нас к себе в избушку, мы хотим вместе с вами жить. Будем помогать, чем сможем.
— Идите лучше к глаголам, — отвечают прилагательные, — ведь вы глагольного происхождения.
— Но ведь мы родня вам, — просят причастия. — И относимся мы всегда, как и вы, к существительным, и по родам по-вашему из¬меняемся, и по числам, и по падежам. Куда уж ближе! Недаром не¬которые ученики нас с вами даже путают.
— Подождите, мы посоветуемся. Посоветовались и ответили такими словами:
— Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно -Н- из суффикса.
Причастия согласились, хотя и не без колебания. Зато с тех пор стали жить прилагательные и причастия в боль¬шой дружбе, вместе ходят на работу.
c) Ребята, давайте сделаем вывод, как разграничить прилагательные и причастия?
Отбросить приставку (кроме НЕ) и одно –Н– из суффикса
Сгруппируйте слова в 2 столбика:
Отглагольные слова


прилагательные причастия
кошеные травы скошенные луга
некошеный участок кошенная косой поляна
хлеба скошены
брошенный мяч
организованный матч
d) «Найди лишнее». Можно ли найти лишнее слово во 2 колонке?
Скошены – краткое причастие, остальные – полные причастия.
Итак, мы разделили эти слова по критерию полной и краткой формы

Страдательные причастия


полная форма краткая форма
скошенные луга хлеба скошены
кошенная косой поляна
брошенный мяч
организованный матч
4. –Н–НН– в кратких причастиях и кратких отглагольных прилагательных. Комментированное письмо
Комната грязна и запущенна. Ракета запущена в космос.
Девочка воспитанна и умна. Она воспитана в гимназии.
В школе организовано спортивное общество. Спортсмены организованны.
Шерсть была запутана котенком. Эта история очень туманна и запутанна.
5. Составление алгоритма определения Н, НН в кратких прилагательных и причастиях. Работа в группах по 4 человека

6. Продолжение грамматической сказки
a) «Страдательное причастие»
Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное — бедное, бедное Страдательное Причастие! Теперь оно — Причастие прошедшего времени, и всё у него в прошлом. А ведь было время...
— Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще ничего не говорит. — Одни страдания!
— Не говорите, не говорите! — развивает оно свою мысль. — Самое дорогое, что у меня есть, — это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это — жизнь, скажите? Нет, нет, не говорите, не говорите...
— И главное, никакого просвета, никаких надежд... Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить — без будущего?
b) Напишите небольшое сочинение, в котором попробуйте «утешить»
Страдательное Причастия. Работа в парах
Во-первых, страдательное причастие имеет не только прошедшее, но и ......................... время, а .......................... значит ............................... .
Например: ................................. .
Во-вторых, страдательные причастия могут играть одну из ведущих ролей в предложении, если они стоят в ............................. форме.
Например: .......................................... .
В-третьих, страдательные причастия прошедшего времени не только «страдают» .Эти причастия могут быть не только «обиженными и униженными», но и ........................................ .
7. Контроль знаний. Индивидуальная работа по карточкам с взаимопроверкой
Проверим результаты работы
Вставьте одно или два Н.
Художественный конопляный гост…ый карма…ый
искусстве...ый песча…ый голуби…ый урага…ый
восторже…ый деревя…ый(!) воробьи…ый каме…ый
авиацио…ый стекля…ый(!) ути…ый пусты…ый
экскурсио…ый багря…ый стари…ый
ветре…ый(!) румя…ый ю…ый были…ый
безветре…ый оловя…ый(!) пря…ый дикови…ый
ветря…ой (двигатель) кожа…ый сви…ой карти…ый
кова…ый закова…ый кова…ый медью взволнова…ый
беле…ый побеле…ый беле…ый давно заколдова…ый
чище…ый расчище…ый чище…ый вчера зашифрова…ый
Купле…ый, лише…ый, 6роше…ый, реше…ый, обеща…ый, рождё…ый, пойма…ый, плене…ый, да…ый, нежда…ый.

Рефлексия
Смогли бы вы объяснить своему однокласснику, как делать выбор правописания –Н–НН–?
Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: galatrofimg (13.10.2014) | Автор: Трофимова Галина Валентиновна E
Просмотров: 1704 | Теги: методические наработки учител, новаторский урок, конспект урока русского языка, учителю русского языка, русский язык в школе, готовые конспекты уроков | Рейтинг: 5.0/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0