Вторник, 07.05.2024, 12:29


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА "НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ" НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Нашествие Батыя
(1236–1240)

После битвы на реке Калке не было на Руси слуху о татарах. Но через 13 лет они снова появились из среднеазиатских степей, на этот раз уже в числе 300 тысяч. Хан Октай, наследник Чингисхана, основателя татарского могущества, царствовавший в глуби азиатских степей, послал своего племянника Батыя покорить земли по Волге и за Волгой. Одно уже появление татар повсюду наводило ужас: лица у них были зверские, скулы широкие, глаза узкие, носы приплюснутые. Татары были вооружены копьями, мечами, луками, стрелами, топорами и веревками. С ними ехало множество телег, нагруженных всякими запасами, лестницами, стенобитными машинами и войлочными кибитками. Маленькие речки татары переходили вброд, большие переплывали на кожаных мешках, привязанных к лошадиным хвостам. Впереди шли легкие отряды и, убивая каждого встречного, зажигая села и деревни, старались навести ужас на жителей, которые обыкновенно уходили в леса. Сзади двигалась главная сила, не давая ничему пощады. Встречаясь с неприятелем, татары пускали тучи стрел, а стреляли они метко, и потом уже, перебив как можно больше людей, вступали в рукопашный бой. Укрепленные города окружали со всех сторон; строили тын, чтобы скрываться за ним от неприятельских стрел, и понемногу подвигали его к городу; отводили реку от города или затопляли ею город, как было им удобнее, а городские стены разбивали тяжелыми бревнами, висящими на цепях; один отряд сменял другой, не давая осажденным покою. Обыкновенно сначала татары предлагали жителям осажденного города сдаться добровольно, но если те соглашались, то годных для работы брали в плен, а остальных убивали. Взявши же город приступом, они не щадили никого: ни женщин, ни стариков, ни грудных детей, предавая все мечу и огню. Покоряя какой-нибудь народ, татары брали себе десятую часть людей и имущества, а остальных переписывали и облагали данью.
На Волге татары встретили богатое торговое царство волжских болгар; разорили его дотла и потом вступили в область князей рязанских.

I. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Определение лексического значения слов.

Учитель. Скажите, что мы называем этими словами: Русь, татары, Волга, копье, телега, Москва, золото, дружина, собор, семья, верста, ржание, лошадь, хан, страх? (Ответы детей (они должны быть полными): страна, народ, река, оружие, средство передвижения, город, драгоценный металл, войско, здание, родственники, старинная мера длины; звуки, издаваемые лошадью; животное, правитель, чувство.)

2. Поиск синонимов.

– Замените выделенные слова из этого текста словами, близкими по смыслу, то есть найдите синонимы: сеча, нашли убежище, пощадить детей, обложили город, плен, насилу узнали, истребив детей. (Битва, укрытие, помиловать, окружили, неволя, еле-еле (с трудом), уничтожив.)

3. Поиск антонимов.

– Замените следующие слова словами, противоположными по смыслу, – антонимами: разорять города, биться поодиночке, плен, жестокость. (Ответы детей: восстанавливать, сообща (вместе), свобода, доброта.)
– Попробуйте заменить слово жестокая в сочетании жестокая женщина антонимом. (Добрая.)
– Можно ли к слову добрая привести антоним жестокая в сочетании жестокая битва? (Нет. Можно сказать некровопролитная битва.)

4. Различение прямого и переносного значения слов.

– Сравните выражения ставить князя и ставить стул. Что ставится «по-настоящему? (Стул.)
– А что значит ставить князя? (Назначать, выбирать.)

II. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Вычленение грамматических основ.

Предлагается 5–7 простых предложений с различными типами грамматических основ (самые характерные представлены в «Уроке 1», см. «Русский язык» № 32/2001). Кроме того, используются конструкции с однородными членами. Пока предлагаются однородные члены, входящие в грамматическую основу предложения.
Найденные основы хором повторяются.
– В следующих предложениях найдите основы, самые главные слова: предмет речи и сказанное о нем, то есть отыщите «ствол» в каждом предложении. (Сравнения можно продолжать: «ножки», на которых «стоит» предложение...)

1) Жизнь в астраханских степях для кочевников привольная.
2) С ними ехало множество телег, нагруженных запасами.
3) Старались окружить укрепленные города и выстроить тын.
4) Хан Октай – наследник Чингисхана, основателя татарского могущества.
5) После битвы на Калке не было на Руси слуху о татарах.
6) На Волге татары встретили богатое царство волжских болгар и разорили его.

(Ответы детей:
1) Жизнь привольная.
2) Множество телег ехало.
3) Старались окружить и выстроить. – Есть только сказуемое; подлежащее они, татары, осталось в предыдущем предложении.
4) Хан Октай – наследник.
5) Подлежащее нельзя додумать, не было – сказуемое, подлежащего нет и не может быть.
6) Татары встретили и разорили.)

– Слова встретили и разорили в предложении являются однородными членами. У них есть как бы один «родитель», слово, к которому они относятся. (Слово «родитель» оживляет восприятие этого «засушенного» термина и позволяет осознать принадлежность однородных членов одному слову.) Что это за слово? (Татары.)
Если при обнаружении однородных членов возникают трудности, необходимо задать наводящие вопросы.
Суздаль и Чернигов были сожжены татарами
. (Суздаль – предмет речи.)
– Что сказано о Суздале? (Были сожжены.)
Не забудьте, что грамматические формы слов из рассмотренного предложения не должны изменяться.
– А разве говорят Суздаль были сожжены? Речь идет не только об этом городе. (Суздаль и Чернигов были сожжены.)

Или:
Татары покоряли народы и брали с них дань. (Татары покоряли.)

– А кто же брал дань? (Тоже татары.)
– Произнесите основу в этом предложении. (Татары покоряли и брали.)
Нужно учиться не путать однородные члены с составным глагольным сказуемым с одним членом предложения, выраженным двумя и более словами.
Татары старались окружить города. Что сказано о татарах? (Старались окружить.)
– Сколько действий выполнили татары? (Одно.)
– Сколькими словами об этом сказано? (Двумя.)
– Сколько здесь сказуемых? (Одно.)
– Что сказано о татарах в другом предложении: Татары окружали и разоряли города? (Окружали и разоряли.)
– Сколько действий выполняли татары? (Два.)
– Сколькими словами сказано об этом? (Двумя.)
– Сколько здесь сказуемых? (Два.)

В дальнейшем при выделении основ однородные члены подчеркиваются каждый отдельно, а один член, выраженный несколькими словами, подчеркивается сплошной, непрерывной линией.

2. Формирование видения смысловых связей слов в предложении.

Работа с предложением, написанным на бумажной ленте, выданной каждому учащемуся.

1) Перестановка слов в данном предложении.

– Прочитайте хором, что написано на бумажной ленте.
Вскоре Батый напал на половцев и прогнал их из степи
.
– Что вы прочитали? (Предложение.)
– Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)
– Разорвите это предложение на слова и пересчитайте их. Сколько в нем слов? (10.)
– Разложите слова в другом порядке. (Батый вскоре на половцев напал и прогнал их из степи.)

2) Нахождение грамматической основы.

– Найдите основу этого предложения. Что такое основа предложения? (Основа предложения – это его главные слова: подлежащее (предмет речи) и сказуемое (сказанное о предмете речи).)
– Найдите предмет речи. (Батый.)
– Приклейте это слово в тетрадь.
– Сколькими чертами мы подчеркиваем предмет речи? (Одной.)
– Подчеркните предмет речи. Что сказано о предмете речи, о Батые? (Напал и прогнал.)
– Приклейте сказанное о предмете речи справа и подчеркните двумя чертами. Заключите эти слова, основу предложения, в «ствол», так как это главные слова.

3) Определение связей второстепенных членов.

– Сколько осталось слов? (7.)
– Как они называются? (Второстепенные члены.)
– Давайте определим, от каких слов зависят они, откуда «отрастают», словно «веточки». Докажите эти связи вопросами, изобразив крючки-«веточки» и приклеив под них необходимые слова. (Напал (когда?) вскоре. Напал (на кого?) на половцев. Прогнал (откуда? из чего? ) из степи. Прогнал (кого?) их.)
– Для чего служит слово и, ведь к нему нельзя задать вопрос? (Оно связывает слова напал и прогнал.)

4) Распространение предложения.

– Добавьте в это предложение слова, ответив на поставленные вопросы: Батый (какой?). (Коварный.)
Прогнал (кого?). (Половцев.)
– А хорошо ли будет звучать: Батый напал на половцев и прогнал половцев? Замените слово половцев. (Их.)
– Нарисуйте крючки-«веточки» и припишите придуманные слова. Повторите предложение с добавленными словами. (Вскоре коварный Батый напал на половцев и прогнал их из степи.)
Это задание позволит глубже осознать, что в русском языке достаточно свободный порядок слов и часто логически последовательная расстановка слов даже уродует облик предложения, а порой и вносит бессмыслицу.
– Слова в предложении связаны, «сочленены». Чем они являются? (Членами предложения.)
– Какие члены предложения вы знаете? (Первостепенные: подлежащее, сказуемое; второстепенные члены.)
– Надпишите сокращенно над нашей схемой заголовок «Члены предложения». (рис. 1).


Рис. 1

– Изобразите «бессловесную древовидную» схему. Вы видите, что все слова в предложении, как и все веточки на дереве, сочленены, связаны (рис. 2).


Рис. 2

3. Нахождение словосочетаний внутри предложений, формирование видения главных и зависимых слов.

Доводы, касающиеся важности видения смысловых связей внутри предложения, приводились в комментариях к «Уроку 1» (см. «Русский язык» № 32/2001.)
Предыдущее задание позволяло детям иметь перед глазами предложение и давало возможность, манипулируя отрезками со словами, установить их взаимосвязи.
Следующий вид работы учит детей производить мыслительные операции, не имея зрительных «подпорок», что позволит обострить внимание учащихся к предложению, развить способность мысленно связывать слова и таким образом постепенно познакомиться с понятием словосочетание.
Читается короткое предложение, которое дети могут целиком удержать в памяти: Большие реки татары переплывали на кожаных мешках.
На доске рисуется схема (рис. 3).

Рис. 3.

1) Поиск зависимых слов.

Учитель вписывает в прямоугольник любое слово из предложения, имеющее при себе зависимое слово или слова (см. рис. 4).

Рис. 4.

– Подумайте, какое слово или какие слова относятся к слову переплывали. (Переплывали реки. Переплывали татары. Переплывали на мешках.)
– Докажите связь вопросом. (Переплывали (что?) реки. Переплывали (кто?) татары. Переплывали (на чем? как?) на мешках.)
Можно каждый раз на схеме под вопросом подписывать найденное слово, чтобы помочь детям зрительно удержать в голове искомое сочетание и задать вопрос.
В прямоугольнике меняется слово: татары. (Татары переплывали. Татары (что делали?) переплывали.)
Вписывается слово реки. (Реки большие. Реки (какие?) большие.)
Вписываются слова на мешках. (На мешках кожаных. На мешках (каких?) кожаных.)

2) Поиск главных слов.

Это более сложное задание На доске та же схема.
Читается предложение В Москве татары захватили в плен сына Юрьева. На схеме под крючком-вопросом подписывается слово сына (рис. 5).

Рис. 5.

– Найдите, к какому слову относится слово сына.
Метод подстановки и принцип «так говорят?» позволит найти главное слово.
(В плен сына.)

– Не ясно, что: послали...? (Юрьева сына.)
Юрьева (кого?) сына. Так не задают вопрос. (Захватили сына. Захватили (кого?) сына.)
Можно в прямоугольник вписать найденное слово.
Меняется слово: татары.
(Захватили татары. Захватили (кто?) татары.)

Подписываются слова в Москве.
(Захватили в Москве. Захватили (где?) в Москве.)

Подписываются слова в плен.
(Захватили в плен. Захватили (куда?) в плен.)

Подписывается слово Юрьева.
(Сына Юрьева. Сына (чьего?) Юрьева.)

Подписывается слово захватили.
(Татары захватили. Татары (что сделали?) захватили.)

III. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа с предложением, использовавшимся для синтаксического анализа и вторично написанным на бумажной ленте.
– Прочитайте предложение, написанное на ленте. (Коварный Батый вскоре напал на половцев и прогнал их из степи.)
– То же это предложение, с которым мы работали? (То же.)
– Разорвите снова это предложение на слова и пересчитайте их. (11.)
– Сначала в нем было 10. (Добавилось слово коварный.)
– В предыдущем задании мы смотрели, как слова в предложении сочленены, связаны, а сейчас мы посмотрим, что они называют, и разложим их в шкафу по ящичкам. Сколько ящичков в нашем шкафу? (Семь.)

1. Нахождение имен существительных.

– Что такое имена существительные? (Это слова, называющие предметы и отвечающие на вопросы кто? что?)
– Придумайте слова – названия предметов, то есть имена существительные. (Дверь, подушка, смелость.)
– Найдите среди слов этого предложения названия предметов, им. сущ., и приклейте их в первый ящичек. (Половцев, степи, Батый.)
Если дети включат местоимение их, то нужно подчеркнуть его указательную, а не назывную функцию.
– Ясно ли, кого их: слонов, коней? (Половцев.)
– Значит, слово их точно не называет предметы, а лишь указывает на них.

2. Нахождение имен прилагательных.

– Что такое имена прилагательные? (Это слова, называющие признаки предметов и отвечающие на вопрос какой?)
– Подумайте, какими могут быть предметы. Придумайте любые прилагательные, слова – названия признаков предметов. (Важный, мелкая, папин.)
– Найдите в нашем предложении признаки слов половцев, степи, Батыя. (Коварный.)
– Признаком чего является слово коварный? (Признаком слова Батыя.)
– Приклейте найденное слово во второй ящик, в котором находятся слова – названия признаков предметов.

3. Нахождение имен числительных.

– Что такое имена числительные? (Это слова, называющие числа, порядок предметов при счете и отвечающие на вопросы сколько? который по счету?)
– Придумайте слова – названия чисел. (Пять, сто первый.)
– Найдите среди слов нашего предложения названия чисел. (Их нет.)
– Значит, третий ящик будет пустым.

4. Нахождение местоимений.

– Что такое местоимения? (Это слова, употребляющиеся вместо имен существительных, прилагательных, числительных; местоимения – это слова, не называющие предметы, признаки предметов, числа, а указывающие на предметы, признаки предметов или числа.)
– Что я подразумеваю, говоря слово она? (Ручка, голова, чистота.)
– Я не назвала ни один из этих предметов, а лишь указала на них.
Следующие слова замените словами, указывающими на предмет, признак предмета или число: рукав, стена, окно, в рукаве, за стеной, на окно, синий, главного, пять, двадцати. (Ответы детей: Он, она. оно, в нем, за ней, на него, такой, этого, столько, скольких.)
Такая работа ближе познакомит детей с местоимениями, сделает узнаваемыми их грамматические формы.
– Найдите в нашем предложении местоимения, слова, заменяющие имена предметов, признаки предметов или числа, но указывающие на них. Приклейте эти слова в четвертый ящик. (Их.)
– Какое слово заменено словом их? (Половцев.)

5. Нахождение глаголов.

– Что такое глаголы? (Это слова, называющие действия предметов и отвечающие на вопросы что делать? что сделать?)
– Придумайте глаголы, слова – названия действий. (Прыгают, думал, сидеть.)
– Найдите в предложении названия действий и приклейте их в пятый ящик. (Напал, прогнал.)
– Чьи это действия? (Батыя.)

6. Нахождение наречий.

– Что такое наречия? (Это слова, называющие признаки действий и отвечающие на вопросы как? куда? где?)
– Придумайте наречия, слова, которые говорят о том, как можно что-нибудь делать. (Давно, старательно, смело.)
– Какие названия действий есть в нашем предложении? (Напал, прогнал.)
– Сказано ли, как Батый это сделал? (Вскоре.)
– Приклейте это слово в шестой ящик.

7. Нахождение служебных слов.

– Какие слова остались лежать на парте? (Из, на, и.)
– Подумайте, какие из них стоят перед каким-то одним словом, а какие между словами? (Между словами напал, прогнал стоит слово и. Перед словом половцев стоит слово на, перед словом степи стоит слово из.)
– Значит, слово и служит двум словам, связывает их узами (это слово позволит осмысленно воспринять термин «союз», имеющий аналогичный исторический корень), союз. А слова на, из стоят перед отдельными словами, они предлоги. Приклейте слова и, на, из в отделения седьмого ящика (рис. 6).


Рис. 6

IV. МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

1. Различение формообразования и словоизменения.

– Я буду произносить пары слов, а вы должны определить, что в них разное: смысл или форма. Город – городок; городок – городки; городской – городские; городок – городище; город – пригород. (Ответы детей: смысл, форма, форма, смысл, смысл.)
– А теперь я буду говорить слова, а вы должны сами менять смысл или форму: князь – измените форму, стрела – форму, степь – смысл, покорил – форму, воин – смысл. (Ответы детей: князья, стрелы, степной, покорили, воинский.)

2. Нахождение окончаний в каждом слове предложения, взятого для синтаксического анализа: Коварный Батый вскоре напал на половцев и прогнал их из степи (рис.7).

– Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова.)
– Найдите окончания в каждом слове предложения. (Половцев – половцы: -ев, степи – степь: .)
Иногда мягкий знак ошибочно называют окончанием. Он является лишь показателем мягкости. В слове степь он указывает на мягкость звука [п’], входящего в основу, т.е. ь входит в основу.

Батый – Батыя: нулевое.

Здесь опять подспорьем должен стать фонетический слух, позволяющий расслышать в слове Батыя звуки [j + а] и при сравнении с исходной формой Батый отнести этот звук [j] к основе.

Коварный – коварная: -ый.
Напал – напали:
нулевое.
Прогнал – прогнали
: нулевое.
Вскоре, из, на, и
окончаний не имеют.


Рис. 7.

3. Морфемный анализ слова.

– Напишите слово наследник большими печатными буквами. Найдите окончание. (Наследник – наследники: нулевое.)
– Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания.)
– Прочитайте хором основу и выделите ее. (Наследник-.)
– Сейчас мы попытаемся разделить на части и основу. Какие части слова входят в основу? (Корень, приставка, суффикс.)
– Что такое корень, приставка, суффикс? (Корень – это смысловое «ядро» слова. Приставка – это часть слова, входящая в основу и стоящая перед корнем. Суффикс – это часть слова, входящая в основу и стоящая после корня.)
(Слово значимая при определении морфем можно опустить до тех пор, пока их значимость, смысловая нагрузка не будут осознаны детьми.)
– Представьте себе кочан капусты. Внутри него есть кочерыжка. Как можно добраться до нее? (Нужно по очереди отрывать листья.)
– То же самое попробуем сделать со словом. Отогните указательный палец правой руки и закройте им первую букву в основе. Прочитайте хором, что осталось. (-аследник-.)
– Есть ли смысл в этом отрезке? (Нет.)
– Закройте и вторую букву, прочитайте. (-следник-.) Так не говорят, но какой-то смысл есть.
– Может быть, попробовать закрывать буквы с конца основы? (Наследни-, наследн-, наслед-.) Так тоже не говорят, но какой-то смысл есть.
– Вы почувствовали, что мы близки к «кочерыжке» слова? Давайте попробуем одновременно закрыть первые две и последние три буквы в основе. Прочитайте хором, что осталось. (-след-.)
– -След- – это «кочерыжка» слова. В буквальном смысле кто такой наследник? (Тот, кто идет следом, по следам кого-то.)
– Мы добрались до «кочерыжки» слова, до его смыслового ядра, до корня. Давайте пронумеруем части слова в той последовательности, в которой мы их находили. (Окончание – 1, основа – 2, приставка и суффикс (нашли одновременно) – 3, корень – 4.)
Это задание необходимо для того, чтобы дети усвоили порядок деления слов: первым находится окончание или устанавливается отсутствие его, вторым находится основа, то есть слово делится на формальную и смысловую части; затем отсекаются «прибавки» (приставки и суффикс) и последним обнаруживается корень (рис. 8). Если из основы «выдергивать» корень, то могут быть неверно найдены приставки и суффиксы, так как опора на смысл теряется (дум-ал-а, овч-инн-ый), чего не происходит при продвижении по словообразовательной цепочке (дум-а-л-а, овч-ин-н-ый).

Рис. 8.

4. Подбор одноморфемных слов.

Это задание помогает осознать, что морфема – значимая часть слова. По традиционной программе такое задание дается в усеченном виде – подбор однокоренных слов, в результате чего у детей складывается представление, что значимы только корни и что слова имеют родство лишь по «корневой» линии, а все остальные части слов смысловой нагрузки не имеют. Более широкий подход позволит детям понять, что в языке есть определенный набор «кирпичиков», вносящих в слово новый смысл и создающих в разных сочетаниях разные слова. Такая точка зрения на морфемный состав языка – неоценимое подспорье в орфографии.
– Придумайте слова с приставкой на-, то есть одноприставочные. (Находка, написал, накрученный, наповал.)
– Придумайте слова с корнем -след-, то есть однокоренные. (Следить, последний, следовательно, следователь, расследование.)
– Придумайте слова с суффиксом -ник, то есть односуффиксные. Эти слова будут называть предметы. (Помощник, курятник, рушник, ученик.)
– Придумайте слова с одним и тем же окончанием, то есть одноокончанные (этот термин – окказионализм, но в будущем при изучении орфографии он просто незаменим). Эти слова будут называть один предмет. (Дом, пирожок, братец.)
Если дети затрудняются сами придумать слова, то учитель может предлагать им исходные, от которых дети придумают одноморфемные. (Рост – нарост, помощь – помощник.)
Кроме того, необходимо приучать детей вникать в смысл слов, чтобы при подборе одноморфемных слов они не придумывали просто созвучные, но не соотносящиеся по смыслу слова (дело – дети, рушник – Николай, большой – курочкой...).

V. ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Хоровое вычленение звуков в словах.

– Вслушайтесь в произношение следующих слов и разделите их на звуки: Русь, Рязань, князь, семья, сердце, неделя. (Ответы детей: [рус’] [р’изан’] [кн’ас’] [с’им’jа] [с’эрцэ/а] [н’ид’эл’а].

2. Индивидуальное деление слов на звуки.

3. Звуковой разбор слова.

– Произнесите слово князья. Вслушайтесь в произносимые звуки. Разделите слово на слоги. ([кн’и – з’jа].)
– Разделите слово на отдельные звуки. ([кн’из’jа].)
– Изобразите звуковую схему и охарактеризуйте каждый звук.

([к] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой к («ка»);
[н’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой н («эн»);
[и] – гласный, безударный, обозначен буквой я («jа»);
[з’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквами з («зэ») и ь (мягкий знак);
[j] – согласный, звонкий, мягкий;
[а] – гласный, ударный, обозначен буквой я («jа»).)

– Сколько в слове звуков и букв? Одинаково ли их количество? Почему? (6 звуков и 6 букв. Одинаково. Один звук [з’] обозначен двумя буквами, два звука [j + а] обозначены одной буквой.)
– Есть ли в слове буквы, не соответствующие звукам? (Есть: звук [и], а буква я.)
– Подчеркните ее. Попробуйте объяснить это различие, почему говорится так, а пишется по-другому. (Сомнение в корне, можно проверить однокоренным словом князь.)

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (13.05.2012)
Просмотров: 1524 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, орфография, для учителя, письмо | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0