Среда, 04.12.2024, 03:51


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА МОРЕ" НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Море

Кто в первый раз увидит перед собой безбрежное море, тот, без сомнения, будет поражен этим величественнейшим явлением земного шара. Хорошо оно, когда, отражая в себе небо, солнце и облака, тянется к горизонту гладкой, блестящей, как зеркало, поверхностью. Оно кажется тогда беспредельным и сходится вдали с небом, так что глаз не различает, где оканчивается вода и начинается небо. Хорошо и тогда море, когда ветер колышет его поверхность; хорошо, хотя и страшно немного. Высокие волны с пенистыми гребнями бегут одна за другой бесконечными рядами, набегают с шумом на скалистый берег, как будто хотят вскочить на него; но, отпрянув назад от твердого камня, с жалобным стоном и плеском рушатся снова в море, уступая свое место другим. Весело смотреть, когда разыграется, расходится море; весело слушать его грозный говор, но только весело тогда, когда стоишь на высокой и твердой скале и знаешь, что, бушуй оно сколько хочет, до тебя не дохватит. Но должно очень свыкнуться с морем, чтобы наслаждаться этой неумолкающей игрой волн, стоя на палубе корабля, когда его кидает то вверх, то вниз, словно легкую щепку.
Но и без ветра два раза в день высоко подымается море, заливая далеко отлогие берега, и два раза в день опускается снова, открывая далеко отлогое, мелкое дно и оставляя на берегу песок, небольшие камни, раковины, множество морских животных и растений. Это постоянное движение моря называется приливом и отливом. В небольших морях, далеко вдавшихся в середину суши, приливы и отливы бывают малы, а часто и вовсе незаметны, но в открытом океане они очень сильны.
Бури
– когда сильный ветер страшно волнует поверхность моря – самые опасные враги мореходцев. Если корабль находится в открытом море, вдали от берегов, то искусный капитан легко может его спасти и в самую сильную бурю; но когда корабль застигнут бурей вблизи от берега, да еще такого берега, возле которого есть мели и подводные камни, тогда он легко может разбиться об эти камни или сесть на мель. Когда начинается буря, то все отверстия на корабле, люки, плотно запирают, чтобы волны не могли пробраться в середину корабля. Матросы лезут по веревочным лестницам и проворно убирают паруса: и без парусов ветер слишком сильно упирает в корабль и бросает его во все стороны. Матросу не в диковинку, если соленая вода окатит его с головы до ног; корабль кидает, как мячик, а матрос бегает по палубе, как по неподвижному полу, и с быстротой и цепкостью белки карабкается по веревкам. Если ветер уже слишком силен, то иногда приходится даже рубить мачты, чтобы дать ветру как можно меньше упору. Без мачт и парусов корабль, впрочем, как птица без крыльев: несется по морю, куда угодно ветру, и может легко нестись на скалу или на мель.

I. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Определение лексического значения слов.

Учитель. Скажите, что мы называем этими словами: море, вода, корабль, палуба, соль, водоросли, течение, матрос, жемчуг, лот, акула? (Ответы детей (они должны быть полными): водоем, жидкость, судно, часть судна, минерал, растения, движение воды, звание, драгоценный камень, прибор для измерения глубины, рыба.)

2. Поиск синонимов.

– Замените следующие слова словами-синонимами: море, расходится, безбрежное море, проворно лезут, лавируя, дельфины забавляют, невинные забавы.
(Ответы детей: волнуется, бескрайнее, шустро (быстро), изгибаясь, веселят, безобидные.)
– Подберите синоним вода портится. (Тухнет.)
Можно ли это слово использовать в выражении характер портится, погода портится? (Да. Но значение его будет немного другое – «ухудшается».)

3. Поиск антонимов.

– Замените следующие слова антонимами: сомнение; гладкая поверхность, гладкий ответ; волны набегают, стон моря, жалобные звуки, прилив. (Ответы детей: уверенность; шершавая, безошибочный; приливают, рев, грозные, отлив.)
Задание, формирующее представление, что не все слова могут иметь антонимы.
А можно ли подобрать слово с противоположным значением к слову море? (Нет.)

4. Различение прямого и переносного значений слов.

– Сравните выражения стон волн и стон больного. В каком из них говорится о настоящем стоне? (Стон больного.)
– А почему шум волн назван стоном? (Он похож на звуки, которые издает больной.)
– Слово стон употреблено в переносном значении.

II. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Вычленение грамматических основ.

Предлагается 5–7 простых и сложных предложений с разными типами основ (самые характерные типы представлены в «Уроке 1», см. «Русский язык» № 32/2001). Ставится задача научить детей различать простые и сложные предложения, не путать простые предложения, имеющие однородные члены в основе, со сложными. Найденные основы хором повторяются.

Учитель. В следующих предложениях найдите самые главные слова: предмет речи и сказанное о нем, выделите «ствол» (или грамматическую основу предложения.)

1) Морские течения и потоки очень полезны для мореплавания.
2) Они проворно лезут по веревочным лестницам и убирают паруса.
3) Во время бури все люки на корабле плотно запирают.
4) Слушать грозный говор разыгравшегося моря весело.
5) Представьте себе огромную разрушительную силу этой бури.

(Ответы детей:
1) Течения и потоки полезны.
2) Они лезут и убирают.
3) Запирают. –
Есть только сказуемое; подлежащие они, матросы, мореплаватели остались в предыдущих предложениях.
4) Слушать весело.
5) Представьте себе.
– Есть только сказуемое; подлежащее вы подразумевается.)

– Найдите основу или основы в предложении Постройка и вооружение такого судна стоят очень недешево. (Постройка и вооружение стоят.)
– Найдите основу или основы в другом предложении. Постройка такого судна длится долго, а вооружение стоит очень дорого. (Возможный ответ детей: Постройка длится.)
– А больше ни о ком или ни о чем не сказано? (О вооружении.)
– А что говорится о вооружении? (Вооружение стоит.)
– Повторите хором главные слова в этом предложении. (Постройка длится, вооружение стоит.)
Если будут ответы типа Постройка и вооружение стоят, Постройка длится и стоит, Постройка и вооружение стоят, необходимо повторить данное предложение и указать, что слов стоят, длятся в нем нет.
– Скажите, сколько мыслей выражено в первом предложении Постройка и вооружение такого огромного судна стоят очень недешево? Во втором Постройка такого судна длится долго, а вооружение стоит очень дорого? (Одна. Две.)
– Предложение, в котором выражена одна мысль, называется простым, а предложение, в котором выражены две и более мыслей, называется сложным. Какое предложение называется простым? Сложным? (Простое предложение – это то, в котором одна мысль. Сложное – то, в котором две и более мыслей.)

2. Формирование видения смысловых связей слов в предложении.

Работа с предложением, написанным на бумажной ленте, выданной каждому учащемуся.

1) Перестановка слов в данном предложении.

– Прочитайте хором предложение, написанное на бумажной ленте. (Эти жители часто могут нырять на морское дно за жемчугом.)
– Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)
– Разорвите его на слова и посчитайте их. (10.)
– Разложите слова в другом порядке. (Издавна привыкли эти жители нырять за жемчугом на морское дно.)

2) Нахождение грамматической основы.

– Найдите предмет речи. (Жители.)
– Приклейте это слово в тетрадь и подчеркните предмет речи. Что сказано о предмете речи, о жителях? (Могут нырять.)
– Приклейте слова, сказанные о предмете речи, и подчеркните их. Сколько здесь выражено мыслей, сколько основ? (Одна.)
– Простое это предложение или сложное? (Простое.)
– Сколько будет «стволов» изображено на схеме? (Один.)
– Изобразите «ствол», заключив в него основу жители могут нырять.

3) Определение смысловых связей между второстепенными членами.

– Сколько осталось слов? (7.)
– Что это за слова? (Второстепенные члены.)
Давайте определим, к каким словам относятся они, откуда «отрастают» – от «ствола» или от «веточек». Докажите связи вопросами. Изобразите крючки-«веточки» и приклейте необходимые слова.

(Жители (какие?) эти.
Могут нырять (как?) часто.
Могут нырять (куда?) на дно.
На дно (какое?) морское.
Могут нырять (за чем?) за жемчугом.)

Необходимо предупредить ошибочную связь имен прилагательных – названий признаков предметов – с глаголами – названиями действий (могут нырять на морское), объяснив, что не ясно, что значит морское. Можно предложить ученикам найти промежуточное слово – название предмета, способное согласоваться с именем прилагательным.
Важно учить детей находить слова, употребляющиеся с предлогами, но в предложении удаленные от них, разделенные словами (здесь на морское дно – слово на относится к слову дно).
И, кроме того, необходимо предостеречь детей от употребления предлогов с именами прилагательными (На дно (на какое?) на морское).
– К какому слову относится слово на, какое слово не может обойтись без этого служебного слова? (Имя существительное дно.)
– Исправьте фразу На дно на морское. Задайте вопрос к слову морское. (На дно (какое?) морское.)

4) Распространение предложения.

– Давайте расширим это предложение, добавив в него слово, ответив на поставленный вопрос: За жемчугом (каким?). (Дорогим, ценным...)
– Повторите предложение с добавленным словом. (Эти жители могут часто нырять на морское дно за ценным, дорогим жемчугом.)
Ценным и дорогим – это признаки одного предмета или разных? (Одного: жемчуга.)
– Эти слова относятся к одному слову, и «веточки» будут «расти» из одной точки, от слова жемчуг, которое как бы «порождает» эти слова, является для них «родителем». Нарисуйте крючок-«веточку» от слова взлетел. Если эти слова имеют одного «родителя», как они называются? (Однородные члены.)
– Чем являются слова в предложении? (Членами предложения.)
– Сделайте надпись «Члены предложения» (рис. 1).


Рис. 1

– Изобразите «древовидную» схему (рис. 2), на которой видны сочленение слов, их взаимосвязь.


Рис. 2

Вспомните, сколько раз мы меняли порядок слов в предложении. Изменилось ли при этом положение «веточек» в нашем «дереве»? (Нет.)
– Положение, порядок, место слов в предложении может меняться, но «деревце» у каждого предложения будет одно и то же.
Есть исключения, но знакомить с отдельными случаями детей не нужно.

3. Нахождение словосочетаний внутри предложений, формирование видения главных и зависимых слов.

1) Поиск зависимых слов.

На доске схема (см. рис. 3).

Рис. 3

Учитель читает не очень длинное предложение, которое дети могут легко запомнить.
Дельфины забавляют мореходцев своими играми.

Затем учитель произносит слово, имеющее при себе одно зависимое или зависимые слова. Это слово не вписывается в прямоугольник, как раньше, а удерживается в памяти и обозначается точкой, чтобы дети видели, что вопрос нужно задать от этого слова.
– В прямоугольнике слово забавляют, но я его писать не буду, вы должны запомнить его, держать в голове. Вместо него в прямоугольнике точка. Догадайтесь, какое слово или какие слова относятся к слову забавляют. Докажите связь вопросом.
Придется не раз поправлять детей, так как они могут не сразу осознать, что слово забавляют главное и оно должно произноситься первым, а зависимое – вторым, то есть скажут дельфины забавляют, а не забавляют дельфины и т.д. (Забавляют (кто?) дельфины. Забавляют (кого?) мореходцев. Забавляют (чем?) играми.)
– В прямоугольнике слово дельфины. Найдите зависимое от него слово, свяжите вопросом. (Дельфины (что делают?) забавляют.)
– В прямоугольнике слово играми. (Играми (чьими?) своими.)

2) Поиск главных слов.

На доске схема (рис. 4).

Рис. 4

Работа аналогична предыдущей. Дети запоминают предложение.
Приливы оставляют на берегу всевозможные раковины
.
– Возьмем слово оставляют. Какие слова от него зависят? (Оставляют (где? на чем?) на берегу.)
Опять большое внимание нужно уделить порядку слов: главное произносится первым, зависимое – вторым.
Затем учитель, указывая на точку, просит назвать другие зависимые от него слова, стараясь не отвлекать детей лишними комментариями и не мешать им удерживать в памяти предложение.
Оставляют. (Оставляют (что?) раковины.)
Раковины. (Раковины (какие?) всевозможные.)

III. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа с предложением, использовавшимся для синтаксического анализа и вторично написанным на бумажной ленте (см. рис. 5).
– Прочитайте хором предложение, написанное на ленте. (Эти жители могут часто нырять на морское дно за ценным, дорогим жемчугом.)
– Это предложение вам знакомо, мы с ним уже работали. (Да.)
– Разорвите его на слова и пересчитайте их. (12.)
– А в предыдущем было 10. (Добавились слова ценным, дорогим.)

1) Нахождение имен существительных.

– Что такое имена существительные? (Имена существительные – это слова, называющие предметы и отвечающие на вопросы кто? что?)
– Найдите среди этих слов имена существительные и приклейте в первый «ящик». (Жители, дно, жемчугом.)
– Придумайте свои имена существительные.

2) Нахождение имен прилагательных.

– Что такое имена прилагательные? (Имена прилагательные – это слова, называющие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой?...)
– Найдите среди слов этого предложения имена прилагательные и приклейте во второй «ящик». (Морское, ценным, дорогим.)
– Придумайте свои имена прилагательные.

3) Нахождение имен числительных.

– Что такое имена числительные? (Имена числительные – это слова, называющие число, порядок предметов при счете и отвечающие на вопросы сколько? который по счету?)
– Найдите имена числительные. (Их нет.)
– Оставим третий «ящик» пустым. Придумайте имена числительные.

4) Нахождение местоимений.

– Что такое местоимения? (Местоимения – это слова, употребляющиеся вместо имен существительных, прилагательных, числительных; это слова, не называющие предметы, а указывающие на предметы, признаки предметов или числа.)
– Найдите среди этих слов местоимения и приклейте в четвертый «ящик». (Эти.)
– Вместо какого слова употреблено слово эти? (Цейлонские.)
– Что заменяет местоимение эти? (Имя прилагательное.)
– Приклейте местоимение эти во второе отделение четвертого «ящика».
– Замените следующие слова словами-указателями: телега, на телеге, в доме, под скамейкой, давние, с сильным, пятерых. (Ответы детей: она, на ней, в нем, под ней, такие, с этим, стольких.)
– Подумайте, что заменено следующими словами: названия предмета, названия признака предмета или название числа – такого, ей, стольким, себя? (Ответы детей: название признака предмета, название предмета, название числа, название предмета.)
Это задание позволит детям научиться различать местоимения, заменяющие имена существительные, прилагательные, числительные.
– Измените форму следующих местоимений так, чтобы они стояли в им. падеже, то есть отвечали на вопросы кто? что?: с ней, для вас, у тебя, о нас, у меня. (Она, вы, ты, мы, я.)
Это задание поможет детям научиться определять начальную форму личных местоимений и лучше узнать их.

5) Нахождение глаголов.

– Что такое глаголы? (Глаголы – это слова, называющие действие предмета.)
– Найдите глаголы и приклейте их в пятый «ящик». (Могут, нырять.)
– Придумайте свои глаголы.

6) Нахождение наречий.

– Что такое наречия? (Наречия – это слова, называющие признаки действия.)
– Найдите наречия и приклейте их в шестой «ящик». (Часто.)
– Придумайте свои наречия.

7) Нахождение служебных слов.

– Какие слова остались лежать на парте? (Служебные: на, за.)
– На какие вопросы они отвечают? (Ни на какие.)
– Слова из верхних шести ящиков отвечают на вопросы. Отличие служебных слов от всех остальных – в том, что к ним невозможно поставить вопросы. Что делает слово на: стоит перед одним словом или между двумя? (Стоит перед словом дно.)
– А слово за? (Стоит перед словом жемчугом.)
– Приклейте эти слова в первое отделение седьмого «ящика». Попробуйте вспомнить какие-нибудь служебные слова (В, да, для, и, а...) (рис. 5).


Рис. 5

IV. МОРФЕМНЫЙ АНАЛИЗ

1. Различение формообразования (или формоизменения) и словоизменения.

– Я буду произносить пары слов, а вы должны определить, что в словах изменилось – смысл или форма: море – моря; море – морюшко; море – морские; морские – морской; море – приморье. (Ответы детей: форма, смысл, смысл, форма, смысл.)
– Измените форму слов буря, штормовой, дует; измените смысл слов: матрос, прилив. (Ответы детей: бури, штормовые, дуют; матросский, приливает.)

2. Нахождение окончаний в каждом слове предложения, взятого для синтаксического анализа:

Эти жители могут часто нырять на морское дно за ценным, дорогим жемчугом.
– Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова.)
– Найдите окончания в каждом слове предложения (рис. 6).

Жители – житель: -и.
Дно – дна: -о.
Жемчугом – жемчуг: -ом.
Морское – морские: -ое.
Ценным – ценная: -ым.
Дорогим – дорогая: -им.
Эти – эта: -и.
Могут – может: -ут.
Нырять: окончание неопределенной формы -ть.

В старшей школе оно считается формообразующим суффиксом, и найти его можно, сопоставив с формой прошедшего времени: нырять – нырял.

Часто, на, за окончаний не имеют.


Рис. 6

3. Морфемный анализ данного слова.

– Напишите слово жемчужные большими печатными буквами. Найдите окончание. (Жемчужные – жемчужная: -ые.)
– Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания.)
– Прочитайте хором основу и выделите ее. (Жемчужн-.)
– Какие части слова входят в основу? (Корень, приставка, суффикс.)
– Что такое корень, приставка, суффикс? (Корень – это смысловое ядро слова. Приставка – это часть слова, входящая в основу и стоящая перед корнем. Суффикс – это часть слова, входящая в основу и стоящая после корня.)
– Откуда будем отсекать буквы в основе? (С конца: жемчуж-.)
Есть ли смысл в этом отрезке? (Есть, только мы говорим жемчуг.)
– Нужно ли еще отсекать буквы? (Нет.)
– Мы добрались до «кочерыжки» слова, до его смыслового ядра, до корня. Давайте пронумеруем, в каком порядке шел поиск (окончание – 1, основа – 2, суффикс – 3, корень – 4) (рис. 7).

Рис. 7

– В словах жемчужный и жемчуг корень встречается в двух видах – жемчуж- и жемчуг-. Здесь г чередуется с ж. Такое поочередное употребление звуков называется чередованием.
Явление чередования звуков – следствие развития нашего языка, следствие изменений в фонетической системе. Чередование звуков – типичное явление. Нужно почаще напоминать детям о чередовании, учить их видеть чередование при разборе слова:
при делении слова на фонемы:
(цвет-очн-ый
, а не цвет-оч-н-ый, где ч//к;
заж-жет
, а не за-жж-ет, где ж//г);
при подборе проверочных слов. Знание типичных случаев чередования поможет увидеть родство несхожих слов:
(кольчуга – кольца, где ч//ц;
перчатки – перст
, где ч//ст).

4. Подбор одноморфемных слов.

– Придумайте однокоренные слова к слову жемчужные. (Жемчужина, жемчужница, жемчуг.)
– Придумайте односуффиксные слова. Слова с суффиксом -н-, образованные от существительных, являются прилагательными и указывают на признаки предметов. (Радостный, грустная, славный.)
– Можно ли сказать, что приставки и суффиксы имеют значение? (Да.)
– Теперь при формулировании определений этих частей слова мы будем употреблять слово значимые. Назовите слова, имеющие то же окончание, что и слово жемчужные. (Зеленые, грязные, безопасные.)

V. ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. Хоровое вычленение звуков в словах.

– Вслушайтесь в произношение следующих слов и разделите их на звуки: берег, корабли, отлив, червяк, ветер, жемчуг. (Ответы детей:
[б’эр’ик][карабл’и] [атл’иф] [чирв’ак] [в’эт’ир] [жэмчук].)

2. Индивидуальное деление слов на звуки.

3. Выполнение звукового разбора слова.

– Произнесите слово житель. Вслушайтесь в произносимые звуки. Разделите слово на слоги. ([жы-т’ил’].)
– Разделите слово на отдельные звуки. ([жыт’ил’].)
– Изобразите звуковую схему и охарактеризуйте каждый звук.

([ж] – согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой ж (жэ);
[ы] – гласный, ударный, обозначен буквой и (и);
[т’] – согласный, глухой, мягкий, обозначен буквой т (тэ);
[и] – гласный, безударный, обозначен буквой е (jэ);
[л’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквами л (эль) и ь (мягкий знак).)

– Посчитайте количество звуков и букв. Одинаково ли оно? Почему? (5 звуков и 6 букв. Нет. Звук [л’] обозначен двумя буквами.)
– Есть ли в слове буквы, не соответствующие звукам? (Есть: звук [ы], а буква и; звук [и], а буква е.)
– Подчеркните их. Попробуйте объяснить это различие: почему говорится так, а пишется по-другому? (Сочетание жи, ши пишется с буквой и; букву е в суффиксе нужно запомнить.)
– Раньше звуки [ж], [ш] были мягкими: [ж’], [ш’]. И после них слышался звук [и]. Это написание осталось до сих пор.
В словах житель, учитель, строитель пишется суффикс -тель-. Его написание нужно запомнить.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (13.05.2012)
Просмотров: 4364 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, орфография, для учителя, письмо | Рейтинг: 3.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0