Воскресенье, 08.12.2024, 15:02


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

1-й ВАРИАНТ

Задание 1. Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подберите и запишите заголовок, отражающий тему или идею этого текста.

Ясная морозная ночь. Земля воздух мес_ц скованы морозом. Крупные звезды син_ми ф_нарями в_сят в лесу между ветвями. Мелкие звезды усе_ли все небо. (По Б.Пастернаку)

• Произведите морфологический разбор существительного (между) ветвями.

• Выпишите из текста словосочетания, в которых имя существительное выступает в роли главного и зависимого слова.

• Графически укажите синтаксическую роль всех имен существительных.

• Объясните, какую роль играет в тексте первое предложение. Произведите его синтаксический разбор.

Задание 2. Составьте предложения с приведенными ниже омонимами, графически укажите их синтаксическую роль. Проведите их морфологический анализ (определите, чем различаются формы этих слов).

Лук – растение. Лук – спортивный снаряд.

Задание 3. Определите существительные по их толкованию.

1) Изречение, предпосланное произведению и сосредоточивающее внимание на его идее.

2) Руководитель факультета в высшем учебном заведении.

3) Творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной или телевизионной постановки, зрелищных программ.

Задание 4. Вспомните способы образования имен существительных. Приведите примеры существительных, образованных названными способами. Докажите правильность своего решения.

Задание 5. Культура речи. Правильное употребление имен существительных.

A. Орфоэпические нормы.

а) Спишите, поставьте в словах ударение: дефис, квартал, обеспечение, дремота, аргумент.

б) Мягкий или твердый согласный обозначают выделенные в словах буквы? Запишите их транскрипцию: декорация, интеграция, майонез, кашне.

Б. Лексические нормы.

а) Составьте словосочетания, выбирая нужное существительное: стыдно быть (невежей, невеждой); закадычный (друг, сосед).

б) Исправьте ошибки в употреблении существительных и запишите правильный вариант предложений.

На потолке висит люстра с тремя фужерами. Настенный светильник называется канделябром.

B. Грамматические нормы.

а) От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.

Яблоки, цыгане, туфли, танки, бананы.

б) С существительными составьте словосочетания прил. + сущ. Обозначьте род существительного.

Кофе, мозоль, повидло, тополь, вуаль, грязнуля.

в) Составьте словосочетания сущ. + сущ.: презрение (к кому? к чему?); цена (кого? чего?).

2-й ВАРИАНТ

Задание 1. Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подберите и запишите заголовок, отражающий тему или идею этого текста.

Утро. С гор ласк_во теч_т зап_х цветов. На листьях деревьев на стеблях трав блестит роса. Дорога кажет(?)ся мя_кой как барх_ т и хочет(?)ся погладить ее рукой. (По М.Горькому)

• Произведите морфологический разбор существительного (на) листьях.

• Выпишите из текста словосочетания, в которых имя существительное выступает в роли главного и зависимого слова.

• Графически укажите синтаксическую роль всех имен существительных.

• Объясните, какую роль играет в тексте первое предложение. Произведите его синтаксический разбор.

Задание 2. Составьте предложения с приведенными ниже омонимами, графически укажите их синтаксическую роль.

Гусеница – личинка бабочки. Гусеница – движитель трактора.

Задание 3. Определите существительные по их толкованию.

1) Мера длины, равная 1000 метров.

2) Узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.

3) Принадлежность для письма, рисования – держатель с пористым стержнем, пропитанным красителем.

Задание 4. Вспомните способы образования имен существительных. Приведите примеры существительных, образованных названными способами. Докажите правильность своего решения.

Задание 5. Культура речи. Правильное употребление имен существительных.

A. Орфоэпические нормы.

а) Спишите, поставьте в словах ударение: обнаружение, партер, щавель, жалюзи, добыча.

б) Мягкий или твердый согласный обозначают выделенные в словах буквы? Запишите их транскрипцию: коктейль, модель, контейнер, терапевт.

Б. Лексические нормы.

а) Составьте словосочетания, выбирая нужное существительное: не уступает место (невежа, невежда); щекотливые (вопросы, положения, мысли).

б) Исправьте ошибки в употреблении существительных и запишите правильный вариант предложения.

После урока Люся обратилась к учителю с ходатайством, чтобы ее отпустили домой.

B. Грамматические нормы.

а) От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.

Сапоги, носки, чулки, полотенца, туфли.

б) С существительными составьте словосочетания прил. + сущ. Обозначьте род существительного.

Такси, фамилия, кашне, пламя, тюль, плакса.

в) Составьте словосочетания сущ. + сущ.: уверенность (в ком? в чем?); вера (в кого? во что?).

3-й ВАРИАНТ

Задание 1. Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Подберите и напишите заголовок, отражающий тему или идею этого текста.

Дождь. Одинокая капля дождя отвес(?)но упала в воду. Потом сразу (во)круг нас заш_велилась заш_талась трава. Ш_л тихий летний дождь. Сильнее запахли травы хлеба и земля. (По К.Паустовскому)

• Произведите морфологический разбор существительного (в) воду.

• Выпишите из текста по одному словосочетанию, в которых имя существительное выступает в роли главного и зависимого слова.

• Графически укажите синтаксическую роль всех имен существительных.

• Объясните, какую роль играет первое предложение. Произведите его синтаксический разбор.

Задание 2. Составьте предложения с приведенными ниже омонимами, графически укажите их синтаксическую роль.

Коса – волосы. Коса – сельскохозяйственное орудие труда.

Задание 3. Определите существительные по их толкованию.

1) Часть города, ограниченная пересекающимися улицами.

2) Отколовшийся от ледника дрейфующий ледяной массив с глубоко погруженной подводной частью.

3) Красная строка, отступ в начале строки.

Задание 4. Вспомните способы образования имен существительных. Приведите примеры существительных, образованных названными способами. Докажите правильность своего решения.

Задание 5. Культура речи. Правильное употребление имен существительных.

A. Орфоэпические нормы.

а) Спишите, поставьте в словах ударение: хозяева, колледж, тефтели, документ, звонишь.

б) Мягкий или твердый согласный обозначают выделенные в словах буквы? Запишите их транскрипцию: тенор, интерьер, термометр, терапевтический.

Проверьте себя по орфографическому словарю.

Б. Лексические нормы.

а) Составьте словосочетания, выбирая нужное существительное: скоропостижный (смерть, победа, встреча); неминуемый (успех, гибель, жизнь).

б) Исправьте ошибки в употреблении существительных и запишите правильный вариант предложения.

У собаки встал дыбом мех.

B. Грамматические нормы. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.

а) От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите окончание.

Очки, рельсы, макароны, места, солдаты.

б) С существительными составьте словосочетания прил. + сущ. Обозначьте род существительного.

Шинель, день рождения, жалюзи.

в) Составьте словосочетания сущ. + сущ.: отзыв (о чем?); рецензия (на что?).

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (05.06.2012)
Просмотров: 2876 | Теги: открытый урок, грамматика, грамотность, конспект урока, урок русского языка в школе, скачать бесплатно, русский язык, орфография, для учителя, письмо | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0