Цели урока:
узнать: деление существительных на собственные и нарицательные.
научиться: правильно писать имена
существительные собственные, обозначать орфограмму «Большая буква и
кавычки в именах собственных».
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Блиц-опрос (работа с сигнальными карточками «ДА» и «НЕТ»):
1. Имя существительное отноится к служебным частям речи.
2. Имя существительное - самостоятельная часть речи.
3. Имя существительное обозначает признак предмета.
4. Имя существительное обозначает предмет.
5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как?
6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?
7. Имя существительное в предложении обычно является подлежащим или дополнением.
8. Имя существительное изменяется по лицам и числам.
9. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду.
10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?
11. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?
III. Объяснение нового материала.
1) Перед вами слова в двух столбиках. Прочтем их и определим, к какой части речи относятся данные слова.
имя
|
Степан
|
отчество
|
Дмитриевич
|
фамилия
|
Эрьзя
|
собака
|
Мухтар
|
река
|
Мокша
|
озеро
|
Байкал
|
город
|
Таганрог
|
- Слова какого столбика обозначают названия отдельных, единичных предметов?
Это имена существительные собственные.
- Что относится к именам собственным?
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия.
-С какой буквы пишутся имена собственные?
Слова первого столбика обозначают названия однородных предметов, каких
много. Это имена существительные нарицательные. Пишутся они со строчной
буквы.
ЗАДАНИЕ:
1.Соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в тетрадь.
2.Определите, слова какой группы будут являться именами собственными, какой -нарицательными:
историческое событие
книга
басня
стихотворение
журнал
газета
картина
кинофильм
фабрика
корабль
Справка: "Стрекоза и Муравей", Бородинское сражение, "Тимур и его
команда", "Известия Мордовии", "Мурзилка", "Полосатый рейс", "Опять
двойка!", "Аврора", "Ламзурь", "Зимнее утро".
-Догадайтесь, в чем заключается задание (подобрать к именам нарицательным подходящие по смыслу имена собственные)
Задание выполняется в тетрадях.
-Сделаем вывод по этому упражнению:
а) С какой буквы пишутся названия исторических событий?
б) Какие имена существительные собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки?
3) Обобщим наши рассуждения по плану:
а) Какие существительные относятся к именам собственным?
б) Как пишутся имена собственные?
в) Какие имена собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки?
г) Как будем обозначать новую орфограмму? (форзац учебника)
4) Знакомство с материалом учебника ( стр. 195, 199 )
IV. Закрепление нового материала.
1) ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу.
Имена существительные
Нарицательные
|
Собственные
| Собственные и нарицательные |
здание | Саратов | Курган, курган |
• • • | • • • | • • • |
(К, к)вартира, (М, м)инск, (Л, л)ист, (Е, е)нисей, (Г, г)итара, (Б,
б)инокль, (Ю, ю)Питер, (В, в)ера, (О, о)рёл, (А, а)рктика, (К,
к)осмонавт, (О, О)гонек, (М, м)осквич, (Т, т)руд, (Г, г)реция, (К,
к)абинет.
2) Перед вами текст. Прочитаем его и докажем, что это действительно текст.
(Р, р)оссия - крупнейшее государство мира. Оно расположено на самом
большом материке (Е, е)вразия и занимает значительную часть территории в
двух частях света -(Е,е)вропе и (А, а)зии. (Р, р)оссия омывается водами
трех океанов. С запада - (А, атлантического, с севера -
Северно-Ледовитого, с востока - (Т, т)ихого. Никакая другая страна в
мире не имеет столь разнообразной природы, как (Р, р)оссия. Тепло (Ч,
ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф, ф)ранца (И, и)осифа,
огнедышащие вулканы полуостро¬ва (К, к)амчатка - все это наша (Р,
р)одина!
Какова основная мысль текста? ( Россия - великая и прекрасная страна )
ЗАДАНИЕ: выписать из текста слова на орфограмму "Заглавная буква в
именах собственных". Что обозначает каждое из этих имен собственных и
все они вместе? (географические названия)
3) Перед вами портрет известного мордовского художника Ф.В.Сычкова и
репродукция одной из известных его картин "Девочка с цветами".
ЗАДАНИЕ: составить и записать предложения, используя имя, отчество, фамилию художника и название его картины.
( Ф.В.Сычков -гордость республики Мордовия. Картина "Девочка с цветами" -одно из лучших его полотен )
4) ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА НА КОМПЬЮТЕРЕ.
Мы читаем журнал ... Юный техник «Юный техник»
Моя любимая песня ... «Улыбка» Улыбка
Наша школа находится на улице ... садовой Садовой
Летом я с родителями был в Москве москве
Я читал рассказ А.Куприна ... скворцы "Скворцы"
Мы писали сочинение по картине П. П. Кончаловского ..."Сирень" сирень
В нашем городе есть кинотеатр ... "Победа" Победа
На .... море часты бури и штормы. Черном "Черном"
В газете ....... была статья о современном искусстве. "Труд" Труд
Талантливый художник Перов родился в ... . Сибири сибири
Мою любимую собаку зовут .... полкан Полкан
Недалеко от Пензы есть станция ... "Луговая" Луговая
В стихотворении "Бородино" Лермонтов описал ..... Бородинское сражение "Бородинское" сражение
Наш класс совершил экскурсию на завод .... "Орбита" орбита
V. Итог урока:
1) Что нового мы узнали на уроке?
2) Названиями каких предметов являются имена собственные?
3) Какие имена собственные заключаются в кавычки?
VI. Домашнее задание.
1 группа- пар. 79, упр. 468, 472(1. 2) 2 группа - пар. 79, упр. 468, 472( 1 ) 3 группа - пар. 79, упр. 468.
|