Вторник, 23.04.2024, 21:36


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКИЙ ЯЗЫК

Конспект урока "Существительное. Имена собственные и нарицательные"
Цели урока:
узнать: деление существительных на собственные и нарицательные.
научиться: правильно писать имена существительные собственные, обозначать орфограмму «Большая буква и кавычки в именах собственных».

Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Блиц-опрос (работа с сигнальными карточками «ДА» и «НЕТ»):
1. Имя существительное отноится к служебным частям речи.
2. Имя существительное - самостоятельная часть речи.
3. Имя существительное обозначает признак предмета.
4. Имя существительное обозначает предмет.
5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как?
6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?
7. Имя существительное в предложении обычно является подлежащим или до­полнением.
8. Имя существительное изменяется по лицам и числам.
9. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или средне­му роду.
10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?
11. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?

III. Объяснение нового материала.
1) Перед вами слова в двух столбиках. Прочтем их и определим, к какой части речи относятся данные слова.

имя

Степан

отчество

Дмитриевич

фамилия

Эрьзя

собака

Мухтар

река

Мокша

озеро

Байкал

город

Таганрог


Слова какого столбика обозначают названия отдельных, единичных предметов? 
Это имена существительные собственные. 
- Что относится к именам собственным? 
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия. 

-С какой буквы пишутся имена собственные?
Слова первого столбика обозначают названия однородных предметов, каких много. Это имена существительные нарицательные. Пишутся они со строч­ной буквы. 

ЗАДАНИЕ:
1.Соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в тетрадь.

 2.Определите, слова какой группы будут являться именами собственными, какой -нарицательными:
историческое событие
книга
басня
стихотворение
журнал
газета
картина
кинофильм
фабрика
корабль

Справка: "Стрекоза и Муравей", Бородинское сражение, "Тимур и его команда", "Известия Мордовии", "Мурзилка", "Полосатый рейс", "Опять двойка!", "Авро­ра", "Ламзурь", "Зимнее утро".
-Догадайтесь, в чем заключается задание (подобрать к именам нарицательным подходящие по смыслу имена собственные)
Задание выполняется в тетрадях.
-Сделаем вывод по этому упражнению:

а) С какой буквы пишутся названия исторических событий?
б) Какие имена существительные собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки?

3) Обобщим наши рассуждения по плану:

а) Какие существительные относятся к именам собственным?
б) Как пишутся имена собственные?
в) Какие имена собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки?
г) Как будем обозначать новую орфограмму? (форзац учебника)

4) Знакомство с материалом учебника ( стр. 195, 199 )

  IV. Закрепление нового материала.
1) ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу.

Имена существительные 

Нарицательные

Собственные

Собственные и нарицательные
здание Саратов Курган, курган
• • • • • • • • •

(К, к)вартира, (М, м)инск, (Л, л)ист, (Е, е)нисей, (Г, г)итара, (Б, б)инокль, (Ю, ю)Питер, (В, в)ера, (О, о)рёл, (А, а)рктика, (К, к)осмонавт, (О, О)гонек, (М, м)осквич, (Т, т)руд, (Г, г)реция, (К, к)абинет.
2) Перед вами текст. Прочитаем его и докажем, что это действительно текст.
(Р, р)оссия - крупнейшее государство мира. Оно расположено на самом большом материке (Е, е)вразия и занимает значительную часть территории в двух частях света -(Е,е)вропе и (А, а)зии. (Р, р)оссия омывается водами трех океанов. С запада - (А, атлантического, с севера - Северно-Ледовитого, с востока - (Т, т)ихого. Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как (Р, р)оссия. Тепло (Ч, ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф, ф)ранца (И, и)осифа, огнедышащие вулканы полуостро¬ва (К, к)амчатка - все это наша (Р, р)одина!
Какова основная мысль текста? ( Россия - великая и прекрасная страна )
ЗАДАНИЕ: выписать из текста слова на орфограмму "Заглавная буква в именах собственных". Что обозначает каждое из этих имен собственных и все они вместе? (географические названия)
3) Перед вами портрет известного мордовского художника Ф.В.Сычкова и репродукция одной из известных его картин "Девочка с цветами".
ЗАДАНИЕ: составить и записать предложения, используя имя, отчество, фамилию художника и название его картины.
( Ф.В.Сычков -гордость республики Мордовия. Картина "Девочка с цветами" -одно из лучших его полотен )
4) ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА НА КОМПЬЮТЕРЕ.
Мы читаем журнал ... Юный техник «Юный техник»
Моя любимая песня ... «Улыбка» Улыбка
Наша школа находится на улице ... садовой Садовой
Летом я с родителями был в Москве москве
Я читал рассказ А.Куприна ... скворцы "Скворцы"
Мы писали сочинение по картине П. П. Кончаловского ..."Сирень" сирень
В нашем городе есть кинотеатр ... "Победа" Победа
На .... море часты бури и штормы. Черном "Черном"
В газете ....... была статья о современном искусстве. "Труд" Труд
Талантливый художник Перов родился в ... . Сибири сибири
Мою любимую собаку зовут .... полкан Полкан
Недалеко от Пензы есть станция ... "Луговая" Луговая
В стихотворении "Бородино" Лермонтов описал ..... Бородинское сражение "Бородинское" сражение
Наш класс совершил экскурсию на завод .... "Орбита" орбита
V. Итог урока:
1) Что нового мы узнали на уроке?
2) Названиями каких предметов являются имена собственные?
3) Какие имена собственные заключаются в кавычки?
VI. Домашнее задание.
1 группа- пар. 79, упр. 468, 472(1. 2) 2 группа - пар. 79, упр. 468, 472( 1 ) 3 группа - пар. 79, упр. 468.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: admin (18.02.2013)
Просмотров: 4517 | Теги: методические наработки учител, новаторский урок, конспект урока русского языка, учителю русского языка, русский язык в школе, готовые конспекты уроков | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0