- обучающая: познакомить учащихся с понятием «языковая экология»;
- развивающая: продолжать формировать навыки работы с текстом (при
характеристике понятия «языковая экология»); развивать аналитические навыки
и навыки критического мышления, коммуникативные компетенции;
- воспитывающая: воспитывать бережное отношение к русскому языку, к
слову; привлечь внимание старшеклассников к актуальной проблеме современной
жизни нашего общества – языковой экологии.
Эпиграф урока:
И с каждым днём
Сильнее ценим все мы
Покой лесов и чистоту воды,
В кругу экологической проблемы,
Охраны окружающей среды
И наш язык. Он – часть большой природы!
В.Винокуров «Язык»
Технические средства обучения: использование приготовленной учащимися
презентации «Ассоциативное восприятие понятия «Русский язык».
Ход урока
I. Вступительное слово
1) Выразительное чтение наизусть высказываний о русском языке участниками
учебного процесса (чтение по цепочке).
Чтение идёт на фоне компьютерной презентации «Ассоциативное восприятие понятия
«Русский язык».
2) Учитель: Очень красивые высказывания о русском языке, певучем,
выразительном, гибком, богатом. «Надо беречь наш язык, это клад, это достояние,
переданное нам нашими предшественниками», – говорил о русском языке
И.С.Тургенев). Но в жизни можно услышать в русской речи и такие слова, которые
засоряют, обедняют, унижают русский язык. Согласитесь, вы иногда слышите такие
слова. Приведите примеры:
Чрезмерное употребление иностранных
слов |
Речевые выражения |
Жаргонные словечки, используемые
современной молодёжью |
истеблишмент
импичмент
электорат
дендропарк
депонировать
диффамация
асоциальный
модератор
акцентуации |
– а мне до лампочки!
– типа того…
– срубить бабки…
– чего понты гнёшь?
– тебя просто разводят
– прикид для тинов
– оторвись по полной
– не дай себе засохнуть!
– давайте оттянемся. |
Вещь! Отпад! Облом! Супер! Круто! Фигня!
Фуфло! По барабану! Блин! Не парься! Классно! Ништяк! Вау! Нормалёк! |
Обобщение материала с привлечением высказываний о русском языке.
II. Изучение темы занятия
Учитель: Мы продолжаем разговор о русском языке, о критериях языкового
паспорта говорящего и подробнее остановимся на понятии «языковая экология».
Прочитайте эпиграф урока, прокомментируйте слова поэта.
I этап «Вызов»
– Какие ассоциации вызывает у вас слово экология? (зачитать определение
понятия из словаря Д.Н.Ушакова);
– Какие ассоциации – языковая экология (или лингвистическая экология)?
– Какой смысл заключён в данном понятии?
Обмен мнениями.
Строим маркировочную таблицу.
Знаю |
Узнал новое |
Хочу узнать |
|
|
|
– В левой колонке записывайте всё, что знаете о языковой экологии.
После (2–3 мин.) учащиеся зачитывают по очереди свои данные из правой
колонки, остальные дополняют свои записи.
II Этап «Осмысление»
Самостоятельная работа с текстом.
Чтение с пометками и заполнение второй колонки (15 мин).
Обсуждение:
– Что нового вы узнали о понятии «языковая экология»? После обсуждения в тетрадях и на доске будут примерно такие записи:
1 – Язык народа – часть его культуры.
2 – Бережное отношение к языку.
3 – Любовь к языку – суть экологического подхода.
4 – Любовь к языку – составная часть патриотизма.
5 – Слово, язык – национальная ценность.
6 – Как сберечь наш язык от негативных действий – загрязнения и заражения
окружающей речевой среды (жаргонизмы, сленг).
7 – Красота общения людей друг с другом.
8 – Вопросы технизации речи в условиях НТР.
9 – Проблема нашествия иностранных слов.
10 – Гармония человека и языковой среды.
- Работа в группах (продолжение этапа «Осмысление»)
- Выступление учеников – ассистентов (как ответы на вопросы в колонке №3
«Хочу знать»)
- Выступление ученика – ассистента «Д.С.Лихачёв о русском языке»
О русском языке
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит,
думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и
многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь
человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то,
что мы думаем, или подталкивают мысль в каком – то отношении, но мысли наши все
формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный
облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и
по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо
более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека
как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется
языком народа.
Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется
тот или иной человек.
О русском языке как о языке народа писалось много. Это один из совершеннейших
языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в
– XIX– век лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев
говорил о русском языке: «…нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан
великому народу!»
А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». Для каждого
расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой
человек с его словами – плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.
- Учащиеся внимательно слушают и составляют план к выступлению.
Примерный план
1. Ценность русского народа – его язык.
2. Речь человека – показатель его умственного развития, морального облика,
характера.
3. Русский язык – один из совершеннейших языков мира.
4. Жаргонные слова и слова – плевки – выражение цинической сущности
человека.
5. Проблема нашествия иностранных слов.
- Выступление ученика – ассистента «Д.С.Лихачёв о русском языке».
- Учащиеся слушают и добавляют пункты в план (предыдущий).
О русском языке
«Если мы сохраним нашу культуру и всё то, что способствует её развитию, –
библиотеки, музеи, архивы, школы, периодику…, – если сохраним неиспорченным наш
богатейший язык, музыкальное образование, научные институты, то мы,
безусловно, будем занимать одно из ведущих мест на Севере Европы и Азии.
Мы должны следить за языком. Ужасно, что слово «патриот» стало у нас бранным
словом.
Если человек любит семью, то он семьянин, если любит родину – патриот…
Язык страдает и оттого, что у нас появилась мода на неприличные выражения…
Мы любим иностранные слова, но часто не знаем их значения: мы путаем слова
«факт» и «фактор», употребляем слово «эпицентр» вместо «гипоцентр» и т.д. В
первую очередь за этим надо следить работникам телевидения. Язык телевидения
становится языком нации. (Д.С.Лихачев)
- Выступление ученика – ассистента «О засорении русского языка
непереведёнными иноязычными словами» (тезисы выступления)
В современном мире, для которого, начиная с 60-х г.г. – XX–
в., характерно бурное развитие информационных технологий и средств массовой
информации (радио, телевидение, электронной и спутниковой связи), резко
изменились исторические условия жизни языков.
Так, по некоторым данным, в русский язык с конца 80-х г.г. входит без
перевода около трёхсот слов ежедневно.
Как правило, это слова англо-американского происхождения, что объясняется
совокупностью политических и экономических причин. Невиданные масштабы нашествия
«престижных» англо-американизмов поставили проблему контроля за их употреблением
и охраны родного языка во многих европейских странах с высокоразвитыми
литературными традициями во Франции, в Германии и Италии и др.
Так, комитет национального языка во Франции ограничивает наплыв заимствований
в радио, телеэфир и прессе, а недавно добился принятия закона об изъятии из
официального обращения более двух тысяч англо-американизмов. Постоянная и
независимая служба существует и в Японии: она контролирует правильность и
чистоту речи, налагая подчас немалые штрафы за ее искажение или засорение
непереведенными иноязычными словами.
Все это говорит о том, что общество вплотную подошло к проблеме
лингвистической экологии как сохранения национально-исторических традиций своих
культур и охраны этнического менталитета, воплощенного в языке.
(«Проблемы лингвоэкологии ХХ века» – Савельева Л.В. Языковая экология:
Русское слово в культурно-историческом освещении.– Петрозаводск: издательство
КГПУ, 1997)
– Что же делать?
– Как сберечь русский язык?
– Как сохранить великое русское слово?
- Обмен мнениями. Примерные советы:
– Читайте художественную литературу и понимайте её, читайте книги по истории
и любите прошлое человечества, читайте мемуары, литературу по искусству.
– Следите за своей речью и речью другого человека (тактично поправить его).
– Бережно относитесь к родному языку.
– Старайтесь до минимума свести употребление слов молодежного жаргона.
– Не злоупотребляйте словами-иностранцами и т.д.
– Помните: язык, речь – ваша визитная карточка в обществе.
Проблемный вопрос:
– Почему с «Письмами о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев
обращается именно к молодежи:
- Обращение к структурно-логической схеме.
– Какими компонентами её можно дополнить?
III этап «Рефлексия»
Незаконченные предложения:
П – позиция /Я считаю, что…/
О – Обоснование /Потому что…/
П – пример /Я могу это доказать тем, что…/
С – суждение /Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…/ – позволяют
старшеклассникам кратко и точно выразить собственную позицию по названной
проблеме.
IV. Домашнее задание
Подготовить сообщение по одной из проблем, обозначенных в
структурно-логической схеме. |