Цель урока:
- Добиться понимания учащимися этапов развития письменности,
в том числе процесса формирования современного алфавита;
- Развивать устную монологическую речь при доказательстве
собственной точки зрения;
- Создать условия для формирования умения самостоятельной
работы с таблицей.
Оборудование:
- учебник «История Древнего мира»
Г.И.Годера параграфы 20-22;
- учебник «Русский язык» М.Т.Баранова и др. параграфы
56-57;
- карта «Древний Восток», «Индия и Китай в
древности»;
- ксерокопии кириллического и глаголического
алфавитов;
- выставка книг, рассказывающих об истории возникновения
письменности;
- схемы и таблицы на доске.
Ход урока
Приветствие учащихся. Урок начинает учитель истории.
Обратимся к теме сегодняшнего урока (тема записана
на доске). Назовите ключевые слова в теме урока? (письменность
и цивилизация)
Что такое цивилизация?
Каковы причины возникновения письменности?
(накопление значительного количества знаний, необходимость
подсчёта доходов, счёт рабов, развитие торговли)
Сделайте вывод о том, для чего нужна письменность?
(письменность необходима для развития торговли, управления обществом,
развития государства, цивилизации)
С особенностями письменности каких стран мы знакомы? (Египет,
Древнее Междуречье)
Покажите на карте Египет, Древнее Междуречье (работа
по карте).
Как называлась письменность Египта, Древнего Двуречья?
Для того чтобы обобщить наши знания о развитии письменности,
составим таблицу в тетради по истории «Развитие письменности» (таблица
заполняется по ходу урока).
III
тысячелетие до н.э. |
I
тысячелетие до н.э. |
I
тысячелетие н.э. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скажите, где появилась письменность 5 тысяч лет назад? (Египет,
Вавилон). Учащиеся записывают в первую колонку.
В тетради изобразите особенности письма этих цивилизаций. Один
из учеников по желанию
выходит к доске и пишет иероглифы. Учащиеся записывают
иероглифы в таблицу (на доске и в тетради).
Где появилась письменность 3 тысячи лет назад? (Финикия).
Запишите данные в таблицу, используя финикийский алфавит. Один
из учеников по желанию записывает на доске.
Чем отличается финикийский алфавит от письменности стран
Востока? В чём особенности финикийского письма?
Сегодня мы знакомимся с новыми цивилизациями Евразии.
Обратимся к
карте «Индия и Китай в древности». О каких цивилизациях пойдёт речь?
Наша задача – определить особенности письменности. Мы работаем
с
параграфами 20-22. Учащимся даётся задание по рядам: 1 ряд
работает с п.20, 2 ряд - с п.21, 3 ряд – с п.22.Читают,
выделяют
ключевые слова для раскрытия темы. (3-5 мин.)
Обобщение прочитанного: о письменности какой цивилизации
говорится в учебнике? В какую графу таблицы запишем? Почему?
(Речь идёт о Китае, запишем в первую графу, так как
письменность в Китае зародилась 5 тысяч лет назад).
С письменностью какой цивилизации схоже письмо Китая? (Египта)
Работа с учебником. Обратимся к учебнику стр.102, пункт 3.
Читаем вслух по цепочке.
Какие особенности письма можно выделить?
Но в учебнике мы не смогли найти ничего о письменности Индии.
Поэтому учащиеся внимательно слушают учителя.
Индийцы выработали письмо на основе финикийского алфавита.
Писали
они на листьях пальмы. Срезанные листья сушили и выглаживали, затем из
них вырезали прямоугольные листы размером с тетрадку. В краях листов
пробивали отверстия, протягивали через шнур и связывали листья в пачки.
Индийцы писали чернилами, изготовленными из сока сахарного тростника и
сажи.
Учащиеся записывают во 2 графу – Индия.
Физкультминутка.
После физкультминутки урок продолжает учитель русского языка.
Продолжая ваши размышления, замечу, что язык древней индийской
культуры назывался САНСКРИТОМ. Вот такие значки
использовали индийцы в своих документах: V H S I B.
Посмотрите внимательно на слово (на доске заранее записано
слово plavikas, которое обозначает «паромщик»)
и скажите, в какую бы колонку таблицы вы поместили это слово? Почему? (учащиеся
быстро догадываются о значении слова и помещают его во вторую колонку).
Вы правы, так как сейчас прикоснулись к тому открытию, которое
сделал английский путешественник Уильям Джонс в 1786 году: санскрит
похож на европейские языки: древнегреческий, латинский,
древнегерманский, которые составляют индоевропейскую группу языков.
Обратимся к схеме на доске, перечертите её в тетрадь.
Глядя на схему, скажите, почему нам, жителям 21 века, легче
прочитать записи древних индийцев, чем китайские или египетские
иероглифы? (Ученики размышляют о том, что знаки
русского
алфавита напоминают знаки санскрита, древнегреческого языка, и приходят
к выводу, что русский язык принадлежит семье индоевропейских языков.
После ответов учащихся обращаемся к схеме и вместо знака вопроса
вписываем «русский»).
У вас было опережающее задание: собрать материал о Кирилле и
Мефодии. Расскажите, что вы узнали о них?
Как вы думаете, что приобрела Русь с появлением письменности?
Процесс появления знаков не так-то прост. Перед вами 2 азбуки:
кириллическая и глаголическая.
Сравните их и сделайте вывод, какая из них возникла раньше? Почему?
(Учащиеся верно определяют, что глаголическая азбука возникла раньше,
так как знаки, изображенные в ней, напоминают иероглифы, а
кириллические знаки – современные буквы).
Запишем в нашу таблицу КИРИЛЛИЦА и
некоторые значки из этой азбуки.
Пройдёт много времени, чтобы кириллические значки превратились
в
современные буквы. Как это было? Вы можете об этом прочитать в книгах,
представленных на выставке.
Вспомним, какой раздел науки о языке изучает написание букв? (графика)
Назовите правильно все буквы современного алфавита. Если
затрудняетесь, обратитесь к учебнику с. 113.
Сколько всего букв в русском алфавите? Сколько гласных?
согласных? Какие 2 буквы не обозначают звука?
Запишите слова в алфавитном порядке: иероглифы,
клинопись, алфавит, буква, азбука, цивилизация. Проверка
написанного.
Обратимся к заполненной таблице:
III
тысячелетие до н.э. |
I
тысячелетие до н.э. |
I
тысячелетие н.э. |
Египет
(написаны иероглифы) |
Финикия
(написаны буквы алфавита) |
Россия
(написаны кириллические значки) |
Вавилон
(написаны значки клинописи) |
Индия
(написаны буквы санскрита) |
|
Китай
(написаны иероглифы) |
|
|
Какой вывод мы можем сделать, обратившись к таблице?
(Ученики предполагают, что чем древнее цивилизация, тем
сложнее
письменность; чем цивилизация моложе, тем письмо совершенней; русские
самые умные, так как взяли и обобщили уже существующее письмо
и
создали на основе имеющегося свой алфавит).
Таким образом, с совершенствованием знаний о мире и
установлением
тесных связей между цивилизациями письменность становится
более
совершенной и, следовательно, развивается сама цивилизация.
Спасибо за урок.
Д\З: параграфы 56-57, №289; параграфы 20-22
читать. |