ТИП УРОКА:
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных
вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков
правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов,
относящихся к публицистическому стилю.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку,
воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои
мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать,
доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время
слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения
применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять
главное, сравнивать, обобщать.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
1. Систематичностьи последовательность обучения.
Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса
русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в
структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа
систематизации изученного по морфемике; морфологический разбор слов разных
частей речи как основа систематизации изученного по морфологии; синтаксический
разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе
синтаксиса простого и сложного предложения).
2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).
3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов
восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных
характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического
материала к заданиям).
4. Научностиь(опора на основные виды орфографической
памяти).
5. Связь теории с практикой (организация процесса
формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания,
предложения).
ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ:
1. Структурно-семантический (задания на выяснение
классификационных признаков разных частей речи).
2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств
принадлежности текста к публицистическому стилю).
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА
(СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):
1. Таблицы орфограмм и пунктограмм (на вспомогательной
доске).
2. Листы с заданиями к тексту из "Сборника текстов для
проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9
класс /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова”.
3. На рабочем столе учащихся: "Русский язык: Сборник
текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной
школы, 9 класс /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова”, тетради, ручки и
карандаши.
СТРУКТУРА УРОКА:
Организационный этап.
Этап проверки домашнего задания.
Этап всесторонней проверки знаний.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж
по его выполнению.
Подведение итогов урока.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
Устный и письменный.
Фронтальный, групповой, индивидуальный.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
ЭТАП.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Визуальный контроль готовности к уроку.
Работа с журналом.
II. ЭТАП ПРОВЕРКИ
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
На уроке проводится комплексный анализ текста № 58 ("О
колокольном звоне”) из "Сборника текстов для проведения письменного экзамена по
русскому языку за курс основной школы, 9 класс” /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова,
В.Л.Склярова.- с.128-130:
(1-ый абзац). Любила
Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно,
много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде.
Новгородская летопись в 1342 году отметила: "…архиепископ Василий велел слить
колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного,
по имени Борис. Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы
и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив
мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола,
звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для
всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали "во дни торжеств и
бед народных”. Многие века колокольный звон сопутствовал народный жизни:
оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во
время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и
торжественность.
(2-ой абзац). Радостным
мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под
колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие
интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на
котором решались судьбы Отечества.
(3-ий абзац).
Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили
преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) –
отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом.
Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою
хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный
сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности.
Отсюда и выражение "серебряный звон”.
(4-ый абзац). С
колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к
литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать
что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от
города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее
будет гудеть колокол.
(5-ый абзац). Было
дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит
ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом
центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался
всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был
вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев,
перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить
москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему
показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь
утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за
тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский "бунтовщик” и
не прижился в Москве.
(6-ой абзац). О
колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч,
пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских
жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была
поговорка: первый звон – пропадай мой сон, другой сон – земной поклон, третий
звон – из дому вон.
(7-ой абзац). О
колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до
полу, голос до небу.
(8-ой абзац). Трудное
дело – отливка колоколов. Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. У
каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – свое назначение.
(Е.Осетров)
Как вы озаглавили текст? "Колокольный звон”, "Колокола
России”, "История российских колоколов”.
Какова тема данного текста? (Колокольный звон. История
колоколов в России).
Назовите главную мысль данного текста. (Необходимость
сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в
несчастьях и вместе радоваться победам).
III. ЭТАП
ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.
Словарный диктант: Новгородская летопись, архиепископ,
эпический оркестр, грандиозный инструмент, изгнавшие интервентов, дурная
примета, набатный колокол, совет бояр, числилась крамола, повествовали
метафорично, за тридевять земель, лесистая Карелия.
Установите соответствие между словами и их лексическим
значением:
1. интервент
2. летописец
3. набат
4. крамола
5. ратник
6. вече
|
А). В
старину человек, который воевал, сражался с врагами.
Б). участник
преимущественно вооруженного вмешательства одного или нескольких государств
во внутренние дела какой-нибудь страны.
В). Составитель
в XI-XVII вв. погодной записи исторических событий
Г). устар.
Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-нибудь противозаконном, запрещенном.
Д). На Руси
в 10-15 веке: собрание горожан для решения общественных дел, а также место
такого собрания.
Е). Удары в
колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.
|
4. Как вы
понимаете смысл слов "набатный” и "вечевой”? В словаре Ожегова:
Набат – удары в
колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. В переносном
значении: о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства
во что-нибудь. (Этот звон объединял людей перед лицом опасности, наполнял их
силой и уверенностью в том, что всем миром с опасностью можно справиться)
Вече – На Руси
в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место
такого собрания. (Вечевой колокол собирал людей для мирных целей. Вечевой
колокол был своеобразным голосом демократии, обещал открытое обсуждение важных
для общества вопросов).
Что является общим
у слов "набатный” и "вечевой”? (Общим у этих слов является значение
объединения, сбора людей).
5. Диктант. 2-ой
абзац текста. (Перед записью каждого предложения напишите его номер). 1. Радостным мелодичным звоном
встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. 2. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и
Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. 3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором
решались судьбы Отечества.
Вопросы и задания
к диктанту:
1. Напишите номер сложного предложения. (3).
2. Укажите вид придаточного в сложноподчиненном
предложении. (Определительное)
3. Обозначьте все причастные обороты. (Возвратившихся с
Куликова поля; изгнавшие интервентов из столицы). Сколько их?
4. Выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие.
(вече).
5. Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими
признаками: возвратное действительное причастие прошедшего времени,
совершенного вида, множественного числа. (Возвратившихся).
6. Задания по
группам (уровням) .
Индивидуальные
задания.
4-й абзац:
Разберите по составу слово расходилась.
Объясните расстановку знаков препинания в предложении:
Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали
ложный слух.
Назовите все орфограммы в слове распространится (слух).
8-й абзац:
Каким членом предложения является слово "инструмент” в
втором предложении? Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. (Составное именное сказуемое).
Выпишите слово с орфограммой "Непроизносимая согласная в
корне слова” (Гигантский).
Какой вид связи использован в словосочетании отливка колоколов? (Управление).
1-я группа
(уровень).
Восстановите
последовательность пунктов плана текста.
Поверья, связанные с
колоколами.
Благозвучный "серебряный звон”.
Первые упоминания о литье колоколов.
Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы
и назначение.
Звучание колоколов "во дни торжеств и бед народных”.
Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках,
шутках, поговорках.
|
Ответ:
Первые упоминания о литье колоколов.
Звучание колоколов "во дни торжеств и бед народных”.
Благозвучный "серебряный звон”.
Поверья, связанные с колоколами.
Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках,
поговорках.
Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и
назначение.
2-я группа
(уровень).
В каком ряду во
всех словах пропущена одна и та же буква;
А).
арх..епископ, почт…ный, ж..знь, возв..щавший;
Б). пр..жился,
ж..тели, пр..мета, бл..жайший;
В). п..тух,
с..ребро, з..мля, пр..ветствовать.
Г). с..зывать,
гр..ндиозный, ст..лица,
Какие слова
являются грамматической основой в предложении: С колоколами были связаны
самые различные поверья.
А). были
связаны;
Б). поверья
были связаны;
В). поверья
были;
Г). поверья
связаны.
Укажите верную
характеристику предложения: Когда, например, приступали к литью крупного
колокола, то нарочито распускали ложный слух.
А). простое;
Б). сложносочиненное;
В). сложное
бессоюзное;
Г). сложноподчиненное.
В каком варианте
ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А). летоп..сь,
пр..дположения, осво..в, сво..образное;
Б). праздн..к,
сч..талось, хрон..ка, л..тейный.
В). в..селье,
торжеств..нность, м..лодичность, пуш..чный.
Г). пр..мета,
вел..чайшая, числ..лась, м..тафора.
Укажите правильную
морфологическую характеристику выделенного слова: Надо было выдумать
что-нибудь совершенно маловероятное,
чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу.
А). существительное;
Б). наречие; В).краткое прилагательное;
Г). краткое причастие.
Дополнительное
задание.
1. Найдите орфографическую ошибку в предложении: О
колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных
притчь, пословиц, поговорок, загадок и шуток.
2. В каком
варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е? Пуш(1)чных
дел маст(2)ра лили пр(3)имущественно крупные колокола, а колокольн(4)ки (была и
такая спец(5)ьность) – отл(6)вали мелкие звоны и била.
А). 1, 3, 5 6;
Б). 2, 4, 6; В). 1,2,3,4,5. Г). 1,2,3.
3. Какое из
предложений соответствует данной характеристике: "Предложение простое,
повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное.
Осложнено причастным оборотом”?
А). Этот же
Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.
Б). Когда
отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не
забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.
В). Было
дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе.
Г). Радостным
мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.
7. Вопрос всему
классу. Как вы думаете, что означает слово "всполошный” (колокол)? См. 5-ый абзац. (Всполошить – от слова полошить – волновать, вызывать общую
внезапную тревогу. Значит, всполошный – вызывающий внезапную общую тревогу,
волнение).
8. Докажите
принадлежность данного текста к публицистическому стилю. (Проверка
домашнего задания). (Вариант ответа взят
из методических материалов (Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому
языку: 9 класс: универсальное пособие.- М.: ВАКО, 2006.- с.196). Данный
текст принадлежит к публицистическому стилю. Во-первых, текст в сжатом виде рассказывает об истории колоколов в
России и их значении для общества, то есть ставит важную для народа цель.
Во-вторых, эта
цель служит выражению главной мысли текста: необходимости объединения,
сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в
несчастьях и вместе радоваться победам. В-третьих,
в тексте приводятся конкретные исторические даты, факты, цитаты из
летописей, из стихотворений, которые иллюстрируют главную мысль, делают ее
более точной, образной, яркой. Далее, в тексте совмещаются слова возвышенного
стиля ("победоносные”, "созывал”, "торжественность” и другие) и просторечные
("всполошный”, "за тридевять земель”, "из дому вон”). Так происходит потому, что
автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьезных и значительных и
о бытовых, обычных. Это тоже характерно для публицистического стиля.
Весь текст пронизывает пафос гордости за свою страну, за
славных мастеров, которые занимались таким важным для народа ремеслом.
Сфера употребления публицистического стиля:
общественно-экономические, политические, культурные отношения, используется в
газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой
информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его
в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к
определенным поступкам, действиям.
Стилевые черты: Логичность, образность, эмоциональность,
оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
Языковые средства: 1. общественно-политическая лексика;
2. эпитеты, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в
переносном значении; 3. побудительные и вопросительные предложения; 4.
риторические вопросы; 5. распространенные обращения; 6. вводные слова,
причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.
ЭТАП ИНФОРМАЦИИ
УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.
Домашнее задание.
Обязательное. Выпишите из текста все сложноподчиненные предложения с
указанием вида придаточного. Сделайте синтаксический разбор 2-х
сложноподчиненных предложений.
Дополнительное. Найти
пословицы или поговорки о колокольном звоне.
ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ
ИТОГОВ УРОКА.
Подведение итогов
работы в классе. На сегодняшнем занятии мы работали с текстом из сборника
текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку (изложение),
выполнили задания к тексту, предложенные авторами-составителями сборника. Мы
доказали принадлежность данного текста к публицистическому стилю, выполнили
тестовые задания, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к
ЕГЭ. |