Цели:
1. Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Комплексный анализ текста»:
в определении стиля, типа речи;
в определении проблемы, авторского отношения к ней, идеи текста;
в написании сжатого изложения.
2. Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, личности и её способностей.
3. Воспитывать толерантность, любовь к природе, интерес к творчеству В.М.Пескова.
Методические приёмы: развивающее обучение (вовлечение учащихся в
различные виды деятельности), использование ИКТ (развитие
познавательного интереса к обучению, жизни окружающих людей),
дидактического материала (ориентация текста на воспитание у учащихся
экологической культуры), самостоятельная работа учащихся.
План занятия.
1. Организация начала учебного занятия.
2. Целеполагание.
3. Проверка опорных знаний по теме «Комплексный анализ текста» (методика мгновенной проверки знаний «Магический квадрат»).
4. Работа с текстом.
5. Проверка сформированности пунктуационных навыков.
6. Домашнее задание.
Ход занятия.
1. Организация начала учебного занятия.
Чтение эпиграфа:
К природе я отношусь не только как зоолог и биолог.
Природа для меня – это познание жизни, её законов.
Рассказ о природе – не только просвещение человека,
Но и формирование его мировоззрения, основанного на знаниях.
В. Песков.
2. Целеполагание.
Одной из форм государственной (итоговой) аттестации в 12 классе
является изложение. Что необходимо знать, какими навыками обладать для
того, чтобы написать изложение?
Сегодня мы продолжаем готовиться к написанию итогового изложения на
основании прочитанного текста, будем отрабатывать навыки написания
сжатого изложения, повторим методы компрессии (сжатия) текста.
3.Проверка опорных знаний по теме «Комплексный анализ текста (методика мгновенной проверки знаний «Магический квадрат»).
Когда вы начинаете работать с текстом, вам нужно будет ответить на ряд вопросов:
- Определяя тему текста, какой вопрос вы задаете?
(О чем говорится в тексте?)
- Формулируя основную мысль…?
(Что автор хотел сказать?)
- Определяя речевую ситуацию?
(Где? Кто? Зачем?)
- Зачем нужно определять речевую ситуацию?
(для определения стиля текста).
4.Работа с текстом.
4.1. Сообщение учащегося о В.М.Пескове.
4.2. Повторение памятки «Как писать сжатое изложение»:
1). Определите тему текста.
2). Сформулируйте основную мысль.
3). Определите стиль речи.
4). Определите типы речи.
5). Выделите микротемы.
6). Определите способ сокращения текста.
7). Передайте содержание каждой микротемы и всего текста в целом.
4.3. Чтение текста.
4.4. Беседа по вопросам:
Какова тема текста?
(О внутренней пустоте сегодняшней молодёжи, её равнодушии и слепоте к той красоте, которая окружает каждого из нас).
Основная мысль?
(Автор призывает любить и беречь родную природу, любить все прекрасное и живое).
Определите стиль и типы речи.
( Стиль речи – публицистический. Все три типа речи в тексте выражены:
описание (природа, тишина);
повествование (сначала работа дятла, затем его внезапная смерть, встреча автора с парнем, виновником смерти птицы);
рассуждение (о воспитании молодёжи).
Определите количество абзацев и микротем:
Тишина леса, радость от «музыки дятла».
Внезапный выстрел.
Встреча с виновником.
Призыв к молодому поколению любить и беречь всё живое.
Какие речевые средства выразительности использует В.М.Песков в этом тексте?
· Лексика, характерная для публицистического стиля (должен любить, беречь).
· Речевые фигуры и тропы:
перифраза (дятел – "музыкант", его произведение на древесной коре –
"узор", вместо привычного "стука дятла" - "костяной молоточек");
инверсия (лет семнадцати парень);
олицетворение (лес молчит);
сравнение (дятел – музыкант);
эпитет (безмолвный лес).
4.5. Компрессия 1 абзаца текста. Повторение приемов компрессии текста.
Содержательные:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение второстепенной и несущественной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения.
Языковые:
1) замена
- однородных членов обобщённым наименованием;
- фрагмента текста синонимичным выражением;
- предложения или его части указательным местоимением;
- сложного предложения простым;
- предложения или его части определительным или отрицательным местоимением;
2) исключение
- повторов;
- фрагмента предложения;
- одного или нескольких синонимов;
3) слияние нескольких предложений в одно.
4.6. Компрессия I абзаца (коллективная работа в группе под руководством учителя):
1-2 предложения оставляем без изменения;
3 СПП предложение преобразуем в простое предложение;
4-5 предложения сливаем в одно;
6-7 предложения исключаем.
Музыкальная пауза.
4.7. Самостоятельная работа (работа в парах и индивидуальная).
Компрессия 2-4 абзацев.
4.8. Подведение итогов работы в парах. Чтение текстов после компрессии.
1) Из предложений 1-7 выпишите номер сложноподчинённого предложения.
2) Укажите количество грамматических основ в предложении 15?
3) Из сложноподчиненного предложения 11 выпишите грамматическую основу придаточного предложения.
4) Из третьего абзаца выпишите номер предложения с обособленным определением.
5) Из предложений 23-26 выпишите номера предложений с однородными членами.
6) Из предложений 23-26 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.
Ключ к заданиям:
1) 3
2) три
3) дятел доставал
4) 17
5) 23, 24, 25, 26
6) прилёту
6. Домашнее задание - написать сочинение, в котором выразить свое отношение к проблеме, поднятой В. М. Песковым.