Прохождение педагогической практики
по русскому языку позволило осветить вопрос
интегрированного подхода к урокам русского
языка в целом, и аспекты изучения темы «Глагол» с
опорой на межпредметные связи, в частности.
Студентка Института филологического
образования Марина Михайловна Трегубова, чей
урок предлагается в данной статье, наметила
способы реализации межпредметных связей.
Обсуждение же данного урока позволило методисту
Ю.А. Улановой отметить «белые пятна», проблемы
интеграции учебных дисциплин и перспективы
дальнейшего исследования, тема которого
заявлена в статье.
Прежде всего, представим материалы к
уроку, проведённому М.М.Трегубовой.
Нами предпринята попытка обобщить
опыт проведения первых школьных уроков и
представить вашему вниманию систему заданий,
апробированную на практике по теме «Виды
глагола», изучаемой по учебнику Михаила
Трофимовича Баранова в 5 классе.
В теме «Глагол» параграф «Виды
глагола» выбран нами неслучайно, т.к. информация
о видовой паре является новой для пятиклассника,
а предлагаемая система упражнений позволит
заинтересовать школьника.
Любая тема, касающаяся «самой живой
части речи русского языка», по словам одного из
современных поэтов, для учителя является темой, в
которой нужно уделить внимание следующим
трудностям:
- соблюдению норм при образовании
видовой пары (стилистических и орфоэпических);
- построению словосочетаний с учётом
сочетательных свойств слова.
Предлагаемые задания составлены,
исходя из трудностей, и направлены на их
преодоление.
Уважаемые коллеги, обратитесь к
предлагаемому материалу.
Посмотрите на 1 задание. Мы назвали его
словами из стихотворения Блока. Данное задание
проводится на уроке объяснения нового материала
на этапе закрепления. Упражнение осуществляет
связь с такими предметами, как литература,
развитие речи, литературоведение,
лингвистический анализ текста.
2 задание СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ
НАМЁК также выполняется на уроке объяснения
нового материала на этапе закрепления. Здесь
реализуется межпредметная связь с литературой,
развитием речи, риторикой.
Оба этих задания позволяют развить
речевые навыки учащихся.
Давайте обратимся к 11 заданию, которое
мы назвали ВСЯК МОЛОДЕЦ НА СВОЙ ОБРАЗЕЦ.
Оно проводится на уроке обобщения, повторения
изученного материала на этапе обобщения. В
данном примере подразумевается связь с
лексикографией, словообразованием (это
внутрипредметная интеграция).
12 задание - грамматическая сказка
«Жили-были» выполняется на уроке обобщения,
повторения изученного материала на этапе
обобщения. Это творческое задание, которое
показывает интеграцию и с культурой речи, и с
лингвистическим анализом текста, и с развитием
речи.
Представив задания в таблице и
подобрав дидактический материал к каждому типу
задания, мы вместе с учениками проследили этапы
формирования следующих умений:
- аналитических (анализ текста,
выполнение видов разбора),
- речевых (письменная речь),
- коммуникативных (устная речь).
Данные умения, формирующиеся с учётом
межпредметных связей, позволили нам сделать
следующие выводы:
во-первых, средства искусства через
художественные образы помогут активизировать
личный опыт каждого ребёнка, соединив
интеллектуально-волевую и эмоциональную сферы
человека;
во-вторых, Интегративный подход к
изучению темы помогает школьнику увидеть,
осознать значимость учебного материала и его
место в языковой системе и целостной картине
мира;
в-третьих, система упражнений
позволит создать твёрдый зрительный образ слова,
формировать лингвистическое мышление учащихся,
то есть сознательно осмыслить законы языка и
речи.
Тема «Вид глагола»
ТИП ЗАДАНИЙ |
ТИП УРОКА |
ЭТАП УРОКА |
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ |
1. «Стремительное движение»
А.Блок |
объяснение нового материала |
закрепление |
литература, развитие речи,
литературоведение, лингвистический анализ
текста |
2. Сказка – ложь, да в ней
намёк |
объяснение нового материала |
закрепление |
литература, развитие речи,
риторика |
3. Глагола творческая сила |
объяснение нового материала |
закрепление |
литература, развитие речи,
лингвистический анализ текста |
4. Не учась, и лаптя не
сплетёшь |
объяснение нового материала |
закрепление |
развитие речи |
5. Одним словом |
объяснение нового материала |
закрепление |
развитие речи |
6. Рассуждай вслух! |
обобщение, повторение
изученного материала |
повторение |
литература, развитие речи |
7. Золотые строки русской
поэзии |
обобщение, повторение
изученного материала |
повторение |
литература, развитие речи |
8. Сказано – сделано |
объяснение нового материала |
закрепление |
внутрипредметная связь со
словообразованием |
9. Кто быстрее! |
объяснение нового материала |
закрепление |
внутрипредметная связь со
словообразованием |
10. За чем пойдёшь, то и
найдёшь! |
обобщение, повторение
изученного материала |
обобщение |
внутрипредметная связь со
словообразованием |
11. Всяк молодец на свой
образец |
обобщение, повторение
изученного материала |
обобщение |
лексикография,
внутрипредметная связь со словообразованием, |
12. Жили-были (грамматическая
сказка) |
обобщение, повторение
изученного материала |
обобщение |
развитие речи, культура речи |
Используя материал пейзажных
стихотворений А.Блока, докажите справедливость
наблюдений учёного, о которых говорится в данном
тексте. Обратите внимание на то, с помощью каких
морфологических средств передаётся в
произведении ощущение стремительного движения.
1. «Стремительное движение» А.Блок
А.Блок внёс в русскую поэзию ощущение
небывалых просторов, расходящихся далей,
смутного пути, теряющегося во мгле («Осенняя
воля», 1905; «Россия» 1908 и др.). Пространство
пронизано стремительным, вихревым движением,
означенным такими излюбленными глаголами Блока,
как «лететь», «мчаться», «стремиться», «виться»,
«кружиться»: «летим в миллионы бездн», «летит,
летит степная кобылица», «миры летят»,
«торопливый полёт комет». Мир природы весь в
лёгких, летящих очертаниях, словно «бы продутый
насквозь ветром».
Ветер - главная стихия творчества… Он
несёт с собой клубы снега или пыли, ослепляет,
валит с ног, срывает окна с петель. Часто у Блока
переплетаются мотивы ветра и снега, оттуда
рождается образ вьюги, метели («Русь», 1906; «Под
шум и звон своеобразный…», 1909; цикл «Снежная
маска», 1907; «Двенадцать», 1918). Воздух блоковского
пейзажа чаще всего замутнённый, неясный,
мглистый. Никто из поэтов с такой силой не
передал стихийность русской природы, порывистой,
необузданной, дерзновенной («Осенняя воля»,
«Русь», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам
маяться?..», 1910; «Новая Америка», 1913).
М.Эпштейн.
2. Сказка – ложь, да в ней намёк
Прослушайте замечательную сказку. Чем
различаются глаголы в речи правой и левой руки?
Постройте высказывание так: тезис -
доказательство - вывод.
Руки
Однажды правая рука сказала левой:
- Стыдись, ведь мы одинаково устроены
природой, а между тем я всё умею делать, а ты
ничего. Я и жну, и кошу, и сею, и огород поливаю, и
пишу, и рисую, и черчу – словом, всё делаю. А ты
бездельничаешь.
На что левая рука ответила:
- Чем же виновата, что мой господин меня
не упражняет? Пусть он только начнёт меня
упражнять – и я всё сделаю: и сожну, и накошу, и
посею, и огород полью, и напишу, и нарисую, и
начерчу не хуже тебя.
По А. Пешковскому.
3. Глагола творческая сила
Проанализируйте любое пейзажное
стихотворение А.Фета и проследите за тем, какими
морфологическими средствами достигается
впечатление движения, беспрерывного изменения
природы. Сделайте вывод.
4. Не учась, и лаптя не сплетёшь
Запишите как можно больше видовых пар,
образующих совершенный вид со значением,
указанным ниже. Постарайтесь составить краткие
предложения на все перечисленные случаи с обеими
видовыми парами. Обязательно проверьте свои
работы.
а) один раз, вдруг (прыгать - прыгнуть);
б) определённое время (говорить - поговорить);
в) в определённом направлении (бегать –
побежать);
г) до определённой границы (бежать – добежать);
д) в большом количестве (варить - наварить)
е) сделать что-либо подробно, основательно
(смотреть – рассмотреть);
ж) снова, заново (делать – переделать);
з) закончить действие (гореть – догореть).
Замените указанные толкования
глаголом с НЕ. Составьте с некоторыми из них
предложения.
Почувствовать неприязнь к кому,
чему-либо.
Принуждать, заставлять делать
что-нибудь.
Испытывать чувство возмущения.
Проявить недостаточное внимание,
оплошность при наблюдении.
Есть недостаточно, плохо питаться.
Чувствовать себя не очень хорошо.
Синоним слова недоглядеть.
Плохо, недостаточно выспался.
Находиться в недоумении.
Холить, лелеять.
Предаваться неге, наслаждаться.
Проявлять ярость.
Синоним слова нездоровится.
Питать ненависть к кому-либо.
6. Рассуждай вслух!
Устная работа. Вставьте в пословицы
подходящий по смыслу глагол и решите, нужен ли в
нём Ь. Кто лучше растолкует мораль, заключённую в
этих пословицах? Сочините небольшой рассказ,
заключив его пословицей.
1. Дело мастера… |
Сидит(ь)ся |
2. Кто любит трудиться, тому
без дела… |
Катат(ь)ся |
3.Тот труда не боится, кто
умеет… |
Познают(ь)ся |
4.С песней и труд… |
Боит(ь)ся |
5.Любишь…, люби и саночки
возить. |
Кончает(ь)ся |
6.Друзья… в беде. |
Трудит(ь)ся |
7.Всё хорошо, что хорошо… |
Ладит(ь)ся |
7. Золотые строки русской поэзии
Определите вид глагола
Ещё амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят;
Ещё усталые лакеи
На шубах у подъездов спят;
Ещё не перестали топать,
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Ещё снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Ещё, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони, -
А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
8. Сказано-сделано
Запишите как можно больше глагольных
пар, вид которых различается:
1) суффиксами:
а) –ва- (наливать – налить);
б) –а- (спасать- спасти);
в) -ыва- (-ива-) – -а-(рассказывать – рассказать);
г) -ыва- (-ива-) – -и- (отвинчивать – отвинтить);
д) -а- – - и- (решать – решить)
2) местом ударения (разрезать –
разрезать).
9. Кто быстрее!
От указанных глаголов образуйте не
менее 30 родственных глаголов совершенного вида.
Работать, читать, писать, говорить,
учить.
10. За чем пойдёшь, то и найдёшь!
Подберите такие видовые пары, которые
образованы от разных основ.
Например: ловить – поймать, брать –
взять.
Победителем считается тот, кто
правильно и больше всех подберёт примеров.
11. Всяк молодец на свой образец.
Даны пары глагольных корней с
чередующимися гласными и согласными.
Восстановите по ним видовые пары. Например: вод –
вест: выводить – вывести. Если вы затрудняетесь в
выполнении задания, воспользуйтесь школьным
словарём строения слов и словообразовательным.
нос – нёс, воз –вёз, дир –дер, пир –
пер.
мир – мер, езж – ех, ним – ня, лаг – лож,
мет – мест, пад – пас, пуск – пуст,
ращ – раст, сых – сох, скак – скоч.
12. Жили-были (грамматическая сказка)
Напишите грамматическую сказку с
таким началом:
«Жили-были два брата. Звали их Одеть и
Надеть. Были они очень похожи друг на друга, и
поэтому многие думали, что они близнецы. Но
однажды оказалось, что они не так уж и похожи.
Произошло это так…»
Проанализировав данные урок, нами были
сделаны следующие выводы:
Проблема формирования
познавательного интереса к учебным предметам
актуальна во все времена, но подходы к её решению
разнообразны. В последние годы популярен
интегративный подход к обучению русскому языку,
то есть объединение курса русского языка и курса
литературы.
Дидакты предлагают называть такой
подход «установкой межпредметных связей»,
подразумевая под этим термином
взаимопроникновение наук.
Однако, обратившись к истории методики
и проанализировав работы Острогорского Виктора
Петровича, Бархина Константина Борисовича и
других методистов XIX века, познакомившись в ходе
школьной практики с методическими разработками
Львовой Светланы Ивановны, Соколовой Галины
Павловны, Альбетковой Розы Ивановны, Власенкова
Александра Ивановича, мы пришли к выводу, что
терминология нова, а методологическая основа
интеграции заложена ещё в XIX веке в курсе
словесность, который подразумевал под собой
способ стыковки (объединения) двух
самостоятельных учебных предметов.
В настоящее время исследователи
классифицируют интегративный подход, выделяя в
нём два направления: внутрипредметная и
межпредметная интеграция.
Заметим, что теоретическое осмысление
проблемы не приводит учёных к единой позиции
относительно терминологии, а для
учителей-практиков открытым остаётся вопрос о
системе заданий, учитывающей межпредметные
связи при изучении каждой темы курса русского
языка. |