На изучение деепричастия в 7 классе отводится 12 часов. За это время
у учащихся должны быть сформированы определенные орфографические и
пунктуационные навыки: правописание НЕ с деепричастиями, выделение
запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными
оборотами. Работа по развитию речи при изучении этой темы направлена на
обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами,
а также на предупреждение ошибок, связанных с образованием и
употреблением их в речи. В ходе изучения темы семиклассники должны
овладеть умениями распознавать деепричастие «в лицо», употреблять их в
речи, уметь производить синонимическую замену личных форм глагола и
причастий деепричастиями.
Схема распределения учебного материала по урокам
№ урока |
Тема урока |
Цели урока |
Домашняя работа |
1 |
Деепричастие как часть речи |
1)Дать понятие о деепричастии;
2)познакомить с грамматическим значением деепричастия;
3)р/р Провести работу с текстом. |
Стр. 76– 78. Упр. 159 |
2 |
Морфологические признаки деепричастия |
1) ознакомить с глагольными и наречными признаками деепричастия;
2)вырабатывать умение находить деепричастие в тексте и определять его постоянные и непостоянные признаки. |
Стр. 76– 78. Упр. 161 |
3 |
Деепричастный оборот |
1) Узнать, что такое деепричастный оборот:
2) Каким членом предложения является ДО и как он выделяется на письме:
3) Учиться правильно употреблять ДО в устной и письменной речи
|
Стр. 78 – 81. Упр. 162 |
4 |
Раздельное написание НЕ с деепричастиями
|
1)Ознакомить с правилом написания НЕ с деепричастиями;
2) формировать умение распознавать приставку НЕ и частицу НЕ при деепричастии;
3) р/р учить конструировать предложения, используя деепричастия
|
Стр. 82 – 83. Упр. 173 |
5 |
Деепричастия несовершенного вида
|
1) узнать, что обозначает деепричастие несовершенного вида, на какой вопрос отвечают, как они образуются.
2) учиться находить и использовать в устной и письменной речи деепричастия несовершенного вида
|
Стр. 84 – 85. Упр. 177 |
6 |
Деепричастие совершенного вида |
1) узнать, что обозначает деепричастие несовершенного вида, на какой вопрос отвечают, как они образуются.
2) учиться находить и использовать в устной и письменной речи деепричастия несовершенного вида |
Стр.86-89 Упр. 185 |
7 |
Морфологический разбор деепричастия. |
1) формировать умение производить морфологический разбор деепричастия (устный и письменный);
2) закреплять написание гласной перед суффиксами причастий и
деепричастий, постановки знаков препинания при деепричастных оборотах.
|
Подготовиться к уроку повторения , повторить весь материал о деепричастии, выполнить упр. 189 |
8 |
Повторение темы «Деепричастие»
Урок – путешествие
В гости Деду Морозу |
1)активизировать знания по теме "Деепричастие”;
2)обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;
3)отработать практическое умение образовывать деепричастия ;
4)формировать умение нахождения деепричастий в тексте, определять
слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить
суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять
знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном
обороте. |
Написать письмо Деду Морозу |
9 |
Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» |
1)написать сочинение по картине, используя деепричастия и деепричастные обороты;
2)продолжить работу по развитию творческих способностей и образного мышления учащихся. |
Написать сочинение в чистовике |
10 |
Переход деепричастий в наречия |
1.Подготовить учащихся к изучению темы «Наречие»
2.Умение отличать деепричастия от наречий
3. Развитие образной речи учащихся |
Повторить всю тему |
11 |
Урок- практикум |
- развитие умений применять знания на практике;
- формирование интереса к предмету, нравственности, развитие культуры речи.
|
Подготовиться к диктанту |
12 |
Контрольный диктант |
1)Проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Деепричастие»;
2) выполнить различные виды разбора |
|
Урок 10
Тема урока: Переход деепричастий в наречия
– Сегодня мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке,
связанном с деепричастием как самостоятельной частью речи. А что это за
явление, вы узнаете, разгадав ребус. Он необычный: кроме русских букв,
в нем содержатся и английские буквы. Как нужно разгадывать ребус, вы
должны догадаться сами. Одна подсказка – английские буквы не содержат в
себе ни одного звука.
В русском языке имеются |
H |
L |
A |
Q |
Р |
D |
Е |
W |
Ч |
R |
И |
L |
Я, |
G |
П |
Z |
О |
S |
Х |
Z |
О |
L |
Ж |
R |
И |
I |
Е |
U |
Н |
R |
А |
S |
Д |
D |
Е |
J |
Е |
W |
П |
L |
Р |
W |
И |
W |
Ч |
L |
А |
I |
С |
U |
Т |
S |
И |
Z |
Я |
U |
(Ответ: В русском языке имеются наречия, похожие на деепричастия).
III. Формулировка тезиса о переходе деепричастий в наречия.
– Сформулируете главную мысль об этом интересном явлении в жизни
деепричастия вы сами. А помогут вам в этом ответы на блиц-опрос.
Блиц–опрос:
1. Возможен ли переход одной части речи в другую? (Да).
2. При каких условиях одна часть речи переходит в другую? (Если утрачивается ее значение в данной части речи).
3. Что означает деепричастие? (Добавочное действие).
4. Что обозначает наречие? (Признак действия или состояния).
«Собираем» (формулируем) тезис:
Деепричастие может перейти в наречие, если у него утрачивается
значение добавочного действия и появляется признак действия или
состояния.
– Сравните два предложения:
1. Лежа на диване, Вася читал книгу. (Лежал и читал – значение действия).
2. Лежа хлеба не добудешь. (Лежа обозначает «без труда», то есть признак действия. Значит, здесь деепричастие перешло в наречие).
– В основном, в наречие перешли деепричастия, закрепившиеся во фразеологизмах: лежа, сидя, стоя, молча и так далее.
IV. Игра «Кто, что и как?»
– Вставьте наречия, похожие на деепричастия, в данные строчки.
1. Что я? Царь или дитя? –
Говорит он не …
(шутя)
2. Конями, крытыми ковром,
В санях он … правит,
И гонит всех, и давит.
(стоя)
3. Вот … с ума свела
Такого молодца, –
Подумала Овца.
(нехотя)
4. Мы долго … отступали,
Досадно было, боя ждали.
(молча) |
5. Я, наверное, паша –
Говорил он …,–
Я отец государю,
Вам приказ я отдаю.
(не спеша)
6. Жила царевна припеваючи,
С делами, справившись…
(играючи)
7. Вот милое дитятя
Шагнул назад …
И, опрокинувшись, упал.
(не глядя) |
– Что можно сказать о знаках препинания при таких наречиях? (Они не обособляются, как деепричастия).
V. Игра «Перевертыши»
Задание. Вставить деепричастия во фразеологизмы и заменить их наречиями либо словосочетаниями с другими частями речи.
Слушать … рот
Кричать … дыхания
Мчаться … язык
Работать … рукава
Работать … рукава
Работать … рук
Трудиться … спины
Решать … головы
Уйти не солоно …
Бежать … голову |
(раскрыв) –
(не переводя)
–(высунув) –
(спустя) –
(засучив) –
(не покладая) –
(не разгибая) –
(не теряя) –
(хлебавши) –
(сломя) – |
слушать внимательно.
кричать, не переставая.
мчаться быстро.
работать плохо.
работать хорошо
работать усердно.
трудиться усердно.
решать ответственно.
уйти без пользы для себя.
бежать, не думая о последствиях, внезапно, бездумно. |
VI. Игра «Фразы растерялись»
Задание. Сформулировать верно «растерявшиеся» фразы.
- Папа крепко поругал меня, намылив лоб так, что я надолго запомнил.
- Ребята, пожелав мне ни пуха ни костей, уехали домой.
- Решив по-своему, он так и делал, хоть палку на голове теши.
- Приехав с флотской службы, Федор казался нам семи пядей в плечах.
- Отбежав от ребят, он грозил показать нам, где раки ночуют.
- Узнав об обмане товарища, ребята решили вывести его на чистую прорубь.
- Только посмотрев на отца, Мишка струхнул, и его как ураганом сдуло с лавки.
- Сильно испугавшись, можно сказать: «У меня душа в сердце ушла».
- Прослыв честным человеком, Дмитрий никогда не кривил умом.
- Сытно поев и выспавшись, мальчик подумал, что он теперь будет, как сыр в молоке кататься, живя у родственников матери.
- Выйдя на субботник, люди трудились не покладая лопат, все, от мала до больших.
VII. Игра «Кто быстрее?»
На доске два столбика предложений для двух вариантов.
Задание. Преобразовать предложения, используя в них деепричастные обороты. Побеждают самые «быстрые».
I вариант |
Ответы: |
1. Когда выпьешь воду, вспомни об источнике. |
1. Выпив воду, вспомни об источнике. |
2. Друзьям и смерть не страшна, когда они верят друг другу. |
2. Веря друзьям, и смерть не страшна. |
3. Когда идешь за плохим, плохое и найдешь. |
3. Идя за плохим, плохое и найдешь. |
4. Если солгал один раз, будешь весь век лгуном. |
4. Солгав один раз, будешь весь век лгуном. |
5. Если вытянулся на диване, денег не заработаешь. |
5. Вытянувшись на диване, денег не заработаешь. |
II вариант |
Ответы: |
1. Он стоял в надменной позе и свысока смотрел на всех. |
1. Стоя в надменной позе, он свысока смотрел на всех. |
2. Мы обходим рубежи родных морей и с ветром спорим. |
2. Мы обходим, с ветром споря, рубежи родных морей. |
3. Когда путешествуешь, приобретаешь много знаний. |
3. Путешествуя, приобретаешь много знаний. |
4. Когда грачи укладываются на ночлег, они шумно кричат. |
4. Укладываясь на ночлег, грачи шумно кричат. |
5. Мы подошли ближе к реке, так как желали сделать интересные фотографии. |
5. Желая сделать интересные фотографии, мы подошли ближе к реке. |
VIII. Игра «Объясни».
Задание. Определите, верно ли объяснено выражение; если неверно, то дайте свое объяснение.
Заданное выражение: |
Предлагаемое объяснение: |
1) Звезд с неба не схватив |
– не достав рукой до неба; |
2) Попав впросак |
– попав в какую-нибудь расщелину; |
3) Убив двух зайцев |
– результат удачной охоты; |
4) Прогоняв лодыря |
– бегать и выгонять лодыря; |
5) Попав в переплет |
– заклеить или зашить что-либо в переплет книги или журнала; |
6) Пустив козла в огород |
– открыв козлу туда калитку; |
7) Вставив палки в колеса |
– сделать тормозное устройство для колес. |
Предлагаемые объяснения неверны, так как основаны на прямом значении слов, а не на переносном.
Верные ответы:
Заданное выражение: |
Верное объяснение: |
1) Звезд с неба не схватив |
– не став удачливым; |
2) Попав впросак |
– попав в неловкое положение; |
3) Убив двух зайцев |
– сделав два дела одновременно; |
4) Прогоняв лодыря |
– пробездельничав; |
5) Попав в переплет |
– попав в очень трудное положение; |
6) Пустив козла в огород |
– дав человеку такое дело, которое он загубит; |
7) Вставив палки в колеса |
– учинив препятствия в выполнении какого-либо дела. |
X. Подведение итогов урока
– Что нового вы узнали о деепричастии?
(Деепричастие может переходить в другие части речи, в частности, в наречие. В этом случае оно не выделяется запятыми).
Д/З : Повторить весь материал о деепричастии |